Главное
Истории
Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

6 февраля - день памяти святой блаженной Ксении Петербургской

Общество
Икона святой Ксении Петербургской (автор - Дмитрий Селиванов, 2010)
Икона святой Ксении Петербургской (автор - Дмитрий Селиванов, 2010) / Фото: wikipedia.org
6 февраля - день памяти святой блаженной Ксении Петербургской, чудеса которой известны не только в России, но и далеко за её пределами.

Слово "блаженный" во все времена у нас на слуху. Его истинное значение – "стяжавший евангельские блаженства", "живущий по заповедям евангельских блаженств". Некоторые под "блаженным" понимают человека, который стремится вести праведную жизнь и поэтому счастлив. Но как бы то ни было, и то и другое определение далеко от насмешливого, ёрнического восприятия состояния блаженства как глупости, безумства, не свойственного умному, благоразумному человеку.

Блаженных в наших святцах не так-то много. К тому же народная молва прибавила слово блаженный к именам тех, кто избрал подвиг юродства, подвиг изображения внешнего, т.е. видимого безумия, которое миру казалось глупостью, достойной насмешек. А люди, принявшие на себя видимое безумие, казались жалкими и вызывали у окружающих сочувствие, сдобренное чувством превосходства. Мудрости века сего, которая состоит в том, чтобы подороже продать и подешевле купить, найти путь достижения большего, чем у других материального благополучия, юродство утверждает обратное: будь свободен от такой мудрости века сего, стань для всех безумным, вообще откажись от внешнего устроения жизни. "Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом", как писал апостол Павел (1 Кор. 3, 18-19).

Тот или иной подвиг святости совершается именно тогда, когда в нём возникает особая нужда. Святая блаженная Ксения родилась в первой половине XVIII столетия между 1719 и 1730 годами от благочестивых и благородных родителей; отца её звали Григорием, а имя матери неизвестно. По достижении совершеннолетия Ксения Григорьевна сочеталась браком с придворным певчим, полковником Андреем Феодоровичем Петровым и жила с супругом в Санкт-Петербурге. Когда Ксении Петровой исполнилось 26 лет, умер её муж. И молодая женщина приняла решение – оставить все земное, человеческое, все радости этой жизни и вступить на путь юродства Христа ради. Раздав все свое имущество бедным, она подарила дом своей хорошей знакомой Параскеве Антоновой. И облачившись в костюм мужа, то есть, надевши на себя его белье, кафтан, камзол, она стала всех уверять, что Андрей Феодорович вовсе не умирал, а умерла его супруга Ксения Григорьевна, и уже потом никогда не откликалась, если ее называли Ксенией Григорьевной, и всегда охотно отзывалась, если ее называли Андреем Феодоровичем. Своего места у Ксении не стало. Целыми днями она бродила по улицам Петербурга, но чаще всего ее можно было увидеть в районе прихода церкви святого апостола Матфия, где в то время жили в маленьких деревянных домиках небогатые люди. На ночь в любое время года и при любой погоде Ксения уходила в поле и простаивала в коленопреклоненной молитве до самого рассвета.

Однажды рабочие, производившие постройку новой каменной церкви на Смоленском кладбище стали замечать, что ночью, во время их отсутствия с постройки, кто-то натаскивает на верх строящейся церкви целые горы кирпича. Долго дивились этому рабочие, долго недоумевали, откуда берется кирпич на верху строящейся церкви. Наконец решили разузнать, кто мог быть этот даровой неутомимый работник, каждую ночь таскающий для них кирпич. Оказалось, что этим неутомимым работником была раба Божия блаженная Ксения. Даже те, к кому она заходила или у кого вкушала пищу, были счастливы и успешны в делах. Особенное благополучие посещало тех, кому сама блаженная Ксения давала что-либо. Милостыню она не принимала, а брала лишь от добрых людей "царя на коне" (копейки с изображением всадника) и тотчас же отдавала этого "царя на коне" таким же беднякам, как сама она. Ей предлагали теплую одежду и деньги, но Ксения ни за что не соглашалась променять свои лохмотья и всю свою жизнь проходила в красной кофточке и зеленой юбке или наоборот – в зеленой кофточке и красной юбке. Очевидно, это были цвета военного обмундирования её мужа. Часто над ней смеялись и глумились злые люди, особенно уличные мальчишки. Блаженная же все эти поношения сносила безропотно. Лишь однажды, когда Ксения уже стала почитаться за угодницу Божию, жители Петербургской стороны видели ее в сильном гневе. Издевательства мальчишек в тот раз превысили всякое человеческое терпение: они ругались, бросали в нее камнями и грязью. С тех пор местные жители положили предел ее уличному преследованию.

За великие подвиги и терпение Господь ещё при жизни прославил свою избранницу. Блаженная Ксения сподобилась дара прозрения сердец и будущего, прославилась чудесами. Своей старой знакомой Параскеве Антоновой, той самой, которой подарила дом, Ксения как-то сказала, чтобы та немедленно шла на Смоленское кладбище: "Вот ты тут сидишь да чулки штопаешь, а не знаешь, что тебе Бог сына послал!" Параскева в недоумении пошла в сторону кладбища и вдруг увидела толпу народа. Оказалось, что экипаж задавил беременную женщину, которая успела перед кончиной разрешиться от бремени мальчиком. Параскева взяла его себе, и так как не могла нигде отыскать отца младенца, усыновила его. Воспитанный ею приемный сын почитал ее как мать и в старости берег покой Параскевы, которая благодарила блаженную за великую радость. Блаженная Ксения несла подвиг добровольного безумия 45 лет, но пришёл конец и её земному странствованию. Около 1803 года, на 71-м году она почила сном праведницы. Тело ее было погребено на Смоленском кладбище. И много знамений милости Божией начало совершаться у ее гроба…

В начале XIX века на место захоронения усопшей был просто насыпан могильный холм, но люди, которые приходили к Блаженной Ксении, молились, просили её заступничества и помощи, часто брали с собой немного земли с её могилы и таким образом, холм постепенно исчезал. Вновь насыпаемый на могиле холм постигала та же участь. Затем на могилу была установлена каменная плита. Но и каменная плита постепенно была разобрана на частички и унесена верующими. После было принято решение возвести над могилой Ксении Блаженной часовни. В 1902 году по проекту архитектора А. А. Всеславина была построена часовня. Фасад по карнизу украшен полукруглыми кокошниками, арки на фасаде и на пристройке - мозаичными ликами Христа и Ксении Петербургской, а окна - витражными иконами. В 1940 году часовня вместе с находящейся на Смоленском кладбище церковью во имя Смоленской иконы Божьей Матери была закрыта. Во время войны в ней находился склад тары из-под горюче-смазочных материалов. Мраморные плитки с гробницы Блаженной Ксении были разобраны. Богослужебная утварь и фрагменты из цветных металлов пущены на переплавку, иконы часовни - сожжены.

В 1946 году, уступая настойчивым просьбам верующих, часовню разрешили открыть и отремонтировать. С девяти утра до девяти вечера там служились панихиды при большом стечении народа. Но это продолжалось не долго. В 1960 году часовню вновь закрыли. В ее помещении по указанию городских властей пытались устроить скульптурную мастерскую, но работать в ней было невозможно: утром, придя в мастерскую, рабочие не раз находили вместо скульптур черепки. Часовня долгое время простояла в запустении, заколоченная, окружённая глухим дощатым забором. Однако паломники со всей страны приходили и приезжали к Блаженной Ксении, приносили ей свои беды и чаяния. В 1984 году часовню передали общине храма во имя Смоленской иконы Божией Матери. Она была вновь освящена в 1987 году.

Канонизация

В 1978 году Ксения Петербургская была канонизирована Русской православной церковью заграницей, а в 1988 году – Русской православной Церковью Московского патриархата

Иконография

На иконах Ксения изображается в юбке с платком на плечах и платком на голове, опираясь левой рукой на клюку. На заднем плане изображаются Смоленская церковь и часовня Ксении Блаженной на Смоленском кладбище. Одета Ксения Петербургская, как правило, в красную юбку и зелёную кофту, либо наоборот.

Храмы и часовни

В честь святой Ксении Петербургской построено более 50 храмов и часовен.

Тропарь блаженной Ксении Петербургской, глас 7

Нищету Христову возлюбивши,/ безсмертныя трапезы ныне наслаждаешися,/ безумием мнимым безумие мира обличивши,/ смирением крестным силу Божию восприяла еси,/ сего ради дар чудодейственныя помощи стяжавшая,/ Ксение блаженная, моли Христа Бога// избавитися нам от всякаго зла покаянием.

Кондак блаженной Ксении Петербургской, глас 3

Днесь светло ликует град святаго Петра,/ яко множество скорбящих обретают утешение,/ на твоя молитвы надеющеся,/ Ксение всеблаженная,// ты бо еси граду сему похвала и утверждение.

Молитва блаженной Ксении Петербургской

О святая всеблаженная мати Ксение! Под кровом Всевышнего жившая, ведомая и укрепляемая Богоматерью, голод и жажду, холод и зной, поношения и гонения претерпевшая, дар прозорливости и чудотворения от Бога получила еси и под сенью Всемогущаго по¬коишися. Ныне Святая Церковь, яко благоуханный цвет, прославляет тя. Предстояще на месте твоего погребения, пред образом твоим святым, яко живей ти, сущей с нами, молимся ти: приими прошения наша и принеси их ко Престолу Милосерднаго Отца Небеснаго, яко дерзновение к Нему имущая. Испроси притекающим к тебе вечное спасение, на благая дела и начинания наша щедрое благословение, от всяких бед и скорбей избавление. Предстани святыми твоими мо¬литвами пред Всемилостивым Спасителем нашим о нас, недостойных и грешных. Помози, святая блаженная мати Ксение, младенцы светом святаго крещения озарити и печатью дара Духа Святаго запечатлети, отроки и отроковицы в вере, честности, богобоязненности воспитати и успехи в учении им даровати; болящия и недугующия исцели, семейным любовь и согласие ниспосли; мона¬шествующих подвигом добрым подвизатися удостой и от поношений огради, пастыри в крепости Духа Святаго утверди, народ и страну нашу в мире и безмятежии сохрани, о лишенных в предсмертный час причащения Святых Христовых Таин умоли. Ты наша надежда и упование, скорое услышание и избавление, тебе благодарение воссылаем и с тобою славим Отца, и Сына, и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Святая Ксения (материал диакона Сергия Зверева)

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.