Министр Исраэль Кац: Москвичи умеют все
Министр транспорта Израиля Исраэль Кац - один из наиболее продвинутых министров в израильском правительстве, приверженец всего нового, современного, порой неожиданного – в том числе, в сфере сотрудничества наших двух стран. Он любезно откликнулся на нашу просьбу и дал интервью корреспонденту "ВМ".
- Господин министр, в Израиле Вас знают как неординарного и очень яркого человека и руководителя. Читателям московской "Вечерки" будет интересно услышать Ваше мнение о сотрудничестве между Россией и Израилем.
- Спасибо за столь лестную характеристику. Что касается нашего успешного сотрудничества с российскими коллегами в транспортной сфере – назову лишь один серьезный проект - строительство скоростной железной дороги из Тель-Авива в Иерусалим. По завершении работ время проезда на поезде из Тель-Авива в Иерусалим составит всего 28 минут. Недавно в рамках этого проекта завершилась прокладка тоннеля № 1 протяженностью 3,5 километра. Впервые в Израиле он был проложен механическим способом - с помощью специального тоннельно-проходческого комплекса (ТПК). И не могу не отметить, что наиболее сложную техническую часть по прокладке тоннеля выполнила российская компания «Мосметрострой» - совместное предприятие с израильским партнером, компанией "Минрав".
- Беда больших городов (и Москва тут не исключение) – огромные транспортные пробки, что, конечно же, создает обстановку нервозности на дорогах. Как новая магистраль может решить эти проблемы в Тель-Авиве и Иерусалиме?
- Естественно, скоростной поезд Тель-Авив - Иерусалим улучшит экономику столицы и предоставит возможность тысячам рабочим и пассажирам, которые ежедневно приезжают в Иерусалим из разных городов, экономить время проезда и избежать заторов на дорогах. В часы пик планируется пустить три железнодорожных состава в час в обоих направлениях. Предполагается, что пассажиропоток составит около 4 миллионов пассажиров год. Стоимость проекта – более 7 миллиардов шекелей.
- Я слышал, что вы подписали новое соглашение с российскими коллегами? Это так?
- Да, совсем недавно Управления гражданской авиации Израиля и России подписали новое соглашение в авиационной отрасли, впервые позволяющее обеим странам осуществлять прямые регулярные рейсы без каких-либо ограничений. Это соглашение позволяет каждой из двух стран осуществлять до 36 регулярных рейсов Тель-Авив-Москва в неделю (до этого число рейсов составляло 21). Остальные рейсы, среди которых Тель-Авив - Санкт-Петербург, авиакомпании обеих стран смогут осуществлять без ограничений.
- Речь идет только о Москве и Санкт-Петербурге?
- Нет, новое соглашение позволяет израильским и российским авиакомпаниям осуществлять регулярные рейсы между любыми аэропортами в России и аэропортами им. Бен-Гуриона и Увда (рядом с Эйлатом) в Израиле. Соглашение обусловлено реализацией соответствующих мер безопасности для авиарейсов израильских авиакомпаний на территории аэропортов России. До сих пор компания "Эль-Аль" осуществляла прямые регулярные рейсы только в Москву и Санкт-Петербург. С российской стороны компания "Трансаэро" выполняла рейсы Москва-Тель-Авив, а компания "Россия" - Санкт-Петербург - Тель-Авив. Кроме того, мы договорились о том, что Израиль сможет использовать российское воздушное пространство.
- В каких целях?
- Использование российского воздушного пространства имеет очень важное значение для осуществления авиарейсов между Израилем и странами Дальнего Востока, среди которых Китай, Южная Корея и Япония. Мы считаем наше соглашение важным прорывом в авиационной отрасли между двумя государствами. Судите сами: с момента введения безвизового режима между Израилем и Россией в 2008 году произошло увеличение турпотока между двумя странами. Данные показывают, что в 2013 году пассажиропоток между Израилем и Россией составил 900 тысяч пассажиров, большинство из которых - российские туристы, прибывшие в Израиль.
- «Частный» вопрос, господин министр: много ли «русских» работает под Вашим руководством - и в министерстве, и вообще в сфере транспорта, каков их вклад?
- Выходцы из бывшего СССР задействованы во всех областях, относящихся к министерству, которое находится в моем подчинении. Они привнесли и привносят неоценимый вклад в развитие транспортной сферы государства благодаря своим знаниям и профессиональному опыту.
- Какие Вы видите возможности расширения сотрудничества между транспортниками наших столиц и стран?
- Возможностей немало. Например, для международных инвесторов может быть интересно участие в таком израильском проекте, как электрификация железных дорог нашей страны. Осуществление этого проекта позволит значительно сократить время в пути, увеличит частоту курсирования поездов, повысит безопасность, существенно уменьшит уровень загрязнения окружающей среды, включая снижение уровня шума. Все это направлено на улучшение обслуживания пассажиров.
Еще один проект, осуществляемый в рамках программы «Нетивей Исраэль», - скоростная железная дорога в Эйлат. Дорога, отличающаяся сложными инженерно-эксплуатационными характеристиками, свяжет центр страны с самой южной точкой на побережье Красного моря – городом Эйлат. Линия будет использоваться для пассажирских и грузовых перевозок. Для нас это стратегический, национальный проект первостепенной важности, который соединит Красное и Средиземное моря и обеспечит соединение между Юго-Восточной Азией и Западной Европой для торговых перевозок.
Кроме того, этот проект положительно повлияет на заводы на юге страны, являющиеся важным компонентом израильского экспорта, а также на количество туристов в Эйлат, снизит количество грузовых транспортных средств на дорогах страны, повысит уровень безопасности на дорогах юга и снизит уровень загрязнения воздуха. И самый важный вклад проекта – социальный: это улучшение уровня жизни 700 тысяч человек, проживающих в южной части Израиля.
- Говорят, что Вы, господин министр, осуществили «чудо-инновации» в дорожном строительстве Израиля. Это интересно и для дорожников Москвы.
- Действительно, так говорят? Это не совсем так, поскольку наши технические стандарты ведения дорожных работ были утверждены до меня и позволяют использовать вторичное сырье (непригодную для питья воду, золу и шлак, измельченное стекло). Все это применяют для изготовления верхнего слоя покрытия. Старый переработанный асфальт идет на нижний дорожный слой. При проведении исследований и детальной проверки существующих технологий мы допустили использование вторичного асфальта в верхних слоях дороги.
В отдельных случаях в соответствии со специальным разрешением процентное содержание вторичного асфальта может достигать 40 процентов. А некоторое время назад совместно с Министерством охраны окружающей среды мы начали в качестве эксперимента добавлять каучуковую крошку в асфальтовые смеси. Эту резиновую крошку получают из отработанных шин. Добавление каучука в асфальт должно увеличить срок службы дорожного покрытия.
Что касается возобновляемых источников энергии, то мы проводили испытания и изучали применение технологии, которая была разработана совместно с компанией «Инноватех» и Технионом (Израильским институтом технологий). Речь идет о выработке электричества в результате деформации дороги, по которой проезжают автомобили. Для этого под дорожное полотно устанавливаются пьезоэлектрические генераторы.
- Каков результат этих экспериментов?
- Несколько экспериментов, которые были проведены на действующих автомобильных и железных дорогах, подтвердили теоретические расчеты и результаты лабораторных исследований. Во время разработки этой технологии появилась идея создания прибора для «динамического взвешивания». Это точный и недорогой измерительный датчик, который позволяет взвешивать автомобили во время движения по автодороге.
Помимо этого, в Израиле есть целый ряд разработок и транспортных проектов, направленных на улучшение транспортной ситуации в стране. Наш опыт, думаю, может быть полезен и России. Так, например, наше министерство запустило два проекта, совмещающие поощрение использования общественного транспорта и современные системы оплаты. Это специальный скоростной маршрут, создание которого направлено на поощрение общественного транспорта и снижение количества транспортных средств, приезжающих в Иерусалим, Тель-Авив и Гуш-Дан, а также сокращение времени проезда до Тель- Авива.
- Извините, но что же в этом нового, господин министр?
- Отвечаю. Трасса предназначена, прежде всего, для общественного транспорта и для транспортных средств с большим количеством пассажиров, которые будут проезжают по ней бесплатно. В часы пик автобусы, маршрутные такси и транспорт с 4 пассажирами и больше, а также инвалиды ездят по трассе тоже бесплатно. В те часы, когда трасса не загружена, бесплатным является и проезд для транспорта с 3 пассажирами. Водители-одиночки, которые предпочитают пользоваться скоростной трассой для общественного транспорта, должны платить за проезд.
Сумма оплаты в утренние часы обычно выше, чем в вечерние - в зависимости от загруженности трасс. Информация о стоимости проезда публикуется на электронных табло задолго до въезда на трассу. Поэтому рекомендуется кооперироваться нескольким водителям и пересаживаться на одну машину, оставив остальные автомобили на специальной бесплатной стоянке.
- Ну, скооперируются они, бросят свои машины на бесплатной стоянке в пригороде и приедут на бесплатном автобусе в центр города. А как потом они доберутся из центра до своих машин?
- Эти специальные автобусы курсируют с интервалом в несколько минут с 6:00 утра и до 23:00. Они бесплатно отвозят пассажиров в центр города и обратно по нескольким маршрутам. Иными словами, у водителей, приезжающих в Тель-Авив, появился стимул оставлять машины на бесплатной автостоянке и приезжать в город на автобусе. Всё это призвано улучшить состояние экологии и значительно снизить число частного автотранспорта в центре города..
Другой проект, «Кармельский тоннель» через Хайфу - это скоростная платная трасса, по которой можно пересечь город всего за считанные минуты. Она позволяет существенно разгрузить магистрали Хайфы.
И, завершая беседу, хочу сказать: государство Израиль придает большое значение привлечению международных компаний, особенно российских, для совместной реализации различных проектов по сухопутным, морским и воздушным перевозкам в Израиле во всех сферах деятельности министерства.
Редакция «ВМ» благодарит советницу министра Зинаиду Ройтман за содействие в организации этого интервью