Визгунки, басы и губной орган
БАЛАЛАЙКИ И ЛИШНИЕ КЛАВИШИ
Осмотр я начал со стендов старинных русских народных инструментов: тут есть смык, гудок, свистульки, а также старинные крыловидные гусли XIII века, которые были найдены при раскопках в Великом Новгороде. Названы так, потому что напоминают крыло птицы. И, конечно, рожки пастухов — маленький называется визгунок, побольше — подбасок, а самый большой — бас.
А вот и балалайки! Первое упоминание о них датируется только XVIII веком, когда царь Алексей Михайлович... запретил игру на музыкальных инструментах.
В Москве свезли пять возов музыкальных инструментов и сожгли на берегу реки Москвы. В музее есть маленькие карманные балалаечки.
И балалайка-контрабас.
Рояль Владимира Одоевского, который был не только писателем, но и отличным музыкантом, выглядит странновато: в каждой октаве по две лишних черных клавиши. Дело в том, что он заметил, что при звучании необработанной народной песни певцы немного фальшивили, и добавил эти лишние звуки в рояль. Так между клавишами «ми » и «фа », а также «си» и «до» появились дополнительные клавиши.
ГУСЛИ, КОСЫ И ОРГАН
А вот и гусли! Клавишные использовали в оркестре: в них сбоку вмонтированы несколько клавиш. А эту необычную ударную установку Арам Хачатурян использовал в партитуре балета «Спартак»: вертикально установленные круги разных размеров, расписанные под хохлому, издают звук, напоминающий удары по железу.
В зале русских народных инструментов мне показали инструмент, сделанный из косы, на которой крестьянин-музыкант сделал зазубрины и играл на ней специальной металлической пластинкой.
МУЗЫКА БЕСЦЕННА
Билет в музей стоит 275 рублей, семейный — 500. Вам могут выдать аудиогида.
Ежедневно в музее проводятся концерты.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Натела Геленидзе, представитель музея музыкальной культуры
— Инструменты тут не пылятся на полках. На них играют на концертах, иначе они «глохнут», как говорят музыканты.
В музее представлена большая коллекция клавесинов, клавикордов, роялей. Среди них старинное, необычное фортепиано, которое по форме напоминает жирафа.
Инструмент создали во Франции еще в восемнадцатом веке.