Герои Труда. История успеха
Татьяна Покровская: Ощущение звездочки — это так здорово!
Главный тренер сборной по синхронному плаванию Татьяна Покровская с 1998 года руководит своей маленькой водной армией. Получается превосходно — в нашей копилке золото Сиднея, Пекина, Афин и Лондона. Именно Покровская первой среди спортсменов и тренеров получила «Знамя Труда Российской Федерации».
- Татьяна Николаевна, каково это — получить такой орден?
- Буквально за два дня все спрашивают: «Знаешь, какую награду ты получаешь?» — «Нет». Кто-то подсказал: «Орден Труда». Орден и орден, не в первый раз, а что золотая звезда… — Татьяна Николаевна величественно поднимает бровь. Приятно. — Когда Владимир Владимирович вручал, думала: «Главное — не расплакаться». Я даже не знала, что ощущение звездочки — это так здорово. — Прикладывает к кофте муляж. Настоящая звезда хранится за семью печатями. — Спрашивают: «За что?» За труд. Хотя мы не за ордена работаем. Когда жизнь и работа вот так переплетаются, другого я не представляю.
Я не люблю пиар, когда перед соревнованиями говорят: «Ну что вам волноваться!» Нет, все страны приехали просто отдохнуть, а мы — получить свое первое место (улыбается). Не люблю шумиху. Зачем? Потише, потише. Конкурсы, соревнования непредсказуемы. Все может случиться, даже если ты очень готов.
- Как вы думаете, почему наши синхронистки самые сильные в мире?
- Ой, это не ко мне вопрос, — смеется, а затем серьезно. — Сейчас к нам негативное отношение (ситуация на Украине отражается на всем. — Ред.), а впереди — чемпионат Европы. Каждый раз волнуюсь, каждый раз мне кажется: «Ой, что-то мы в этот раз какие-то не такие…» Все в тревоге, нагнетается. Обидно. Как судьи поведут себя на чемпионате, они ведь тоже люди? Мы им как оскомина — побеждаем, побеждаем… А теперь будет: «Вот эти русские, они везде лезут…» Тревожно. Предупреждаю девчонок: «Надо тем более быть во всеоружии».
- Как проходят трудовые будни?
- Две тренировки с перерывом на три часа. Получается, целый день проходит в работе, — начинает о себе и не замечает, как говорит о девочках. Их режим — ее режим. — В 8.45–9.00 уже в зале: общефизическая подготовка, хореография, акробатика — в зависимости от тех задач, какие в этот день стоят. Затем так называемая сухая тренировка, просчет композиций — не менее 45 минут. И выходят на воду — 3,5–4 часа отработали — и перерыв на 3 часа. Девочки должны отдохнуть — это раз, у них свои дела, особенно по учебе — это два.
И снова тренировка. Опять 3,5 часа, иногда и 4. С новым коллективом сложнее. Каждый день разборки — разбираем, разбираем ошибки.
В полдесятого заканчивается тренировка, девочки ужинают, тренеры бегут по своим делам, но надо еще и медицинские процедуры пройти.
- У девочек свой режим, но вы ведь то же самое переживаете, только на суше?
- Не знаю, что сложнее — физическая нагрузка или нервная. Ой… Порой нервное напряжение зашкаливает. Помогает тренерский коллектив. Очень важно, что есть люди, на которых можно опереться. Я же могу уехать по каким-то организационным делам. И важно, что есть коллектив, который тебя не подведет, который и без тебя будет работать.
- Девчонки в сборной молодые. Нет-нет, да и дела сердечные покоя не дают. Расстраиваются. Как быть?
- Что я буду говорить? «Ах, тебя Вася бросил, надо пожалеть»? Нет, дорогая. Вы собрались вместе, и надо работать. Она будет плохо тренироваться — все остальные страдают. Порой на время оставляю ее какие-то недоделки, не замечаю. Поразному бывает. Хандрят (ее голос набирает обороты), дерзят, я в обратку… А потом все восстанавливается. Когда все всегда гладко — это сборы в группе здоровья, а не тренировка.
А здесь… На ненависти, я считаю, можно многое сделать. Они ненавидят меня, хотят что-то доказать… Потом, уже после соревнований, звонят, поздравляют с днем рождения.
Она улыбается. Даже если ниточка губ не застыла в полуулыбке, глаза все равно улыбаются. Все эти «охи» и «ахи» выдают натуру страстную. Жесткую и справедливую. Сильную.
- Было такое: да ну ее, эту тренерскую работу?
- Ну как же, — тянет голосом Фроси Бурлаковой. Могучее, с душой нараспашку, искреннее… — Когда накал, думаю: «Все, ломаю подкидную доску и ухожу из большого спорта».
Буду посещать театры, много читать, оформлять дом… Но на это есть отпуск, а потом что? Опять входишь в тренерский режим, иной жизни ты не знаешь. Говорят, когда муж с женой вместе много лет, уже достали друг друга. А вы попробуйте их развести по разным домам. Начнется истерика. То же самое и здесь.
- Лучший отдых?
- Лениться. Смотреть мелодрамы. Обожаю. Боевики не люблю: у меня каждый день — боевик. А мелодрамы… Сладко, сентиментально, а все равно смотрю. Люблю советское кино. «Любовь и голуби»... А «Весна на Заречной улице». А «Девичья весна», где «Березка танцует» — ох… И немно-о-ожко покопаться в хозяйстве. — И хитро: — Но немножко.
Как настоящая уралочка, Татьяна Николаевна очень любит пельмени. Самые вкусные — из трех видов мяса: баранина, свинина, говядина. Когда-то сама готовила, теперь подруги радуют кулинарными изысками: «Трудно делать — нужно так долго месить, все это так нудно…»
- Так на тренировках вы тоже месите тесто, только другое…
- Точно. И мешу, и мешу… А физически уже трудно. Даже говорю себе: иди в зал. Три дня похожу, а потом начинаю искать какие-то причины, чтобы не ходить. Конечно, нужно работать над собой. Физическое движение для людей — это все. Пусть где-то меньше, где-то больше, но нужно.
- Что для вас подвиг?
- То, что делают спортсмены с ограниченными возможностями. Или матч наших волейболистов на Олимпиаде. Когда они, проигрывая, в последнюю минуту переворачивают всю ситуацию и побеждают.
Это подвиг не только спортсменов, но и тренера, который смог изменить всю ситуацию. Подвиг — это зимняя Олимпиада. Никто не верил в победу, и провести ее вопреки всему — вот это подвиг.
Каждое соревнование — с Божьей помощью. Татьяна Николаевна верит в силу талисманов и вещие сны. Перед соревнованиями как перекличка: «Девочки, что приснилось? Это было? А это?» За год до первой Олимпиады в Сиднее, помню, был сон: мы плывем на огромном корабле — и вдруг крушение. Как «Титаник» уходит под воду.
Падаем — и вдруг канаты, и мы с коллегами поднимаемся. Это была победа. И было обрушение — когда перепутали, пришлось основную девочку поменять на запасницу. Вот вам и обрушение. И мы — «най-на-най» (напевает на мотив «Яблочка») — собрались и поднялись вверх.
- Откуда берутся программы, вдохновение?
- Наверное, музыка вдохновляет. Это какой-то особый период. Я не могу сказать, что целыми сутками думаю. Я из тех тренеров, которые приходят на воду, какой-то сюжет созревает, туманно, но только на воде разыгрывается картинка. Сложный процесс.
А потом еще сложнее. Вот ты составила, и начинается переделка. Составить можно чуть ли не за неделю, а потом шесть месяцев переделки. Мне никогда не нравится. Чем больше работаю, тем больше не нравится. И когда выхожу на старт, мне кажется, что у других гораздо лучше.
И только по истечении многих лет я начинаю вспоминать, как на первой Олимпиаде исполнили «Ночь на Лысой горе». Вот это да, это был накал. Грустишь. Я какой-то такой ненормальный тренер. Никогда не бывает: «Боже, что я сочинила, как это прекрасно!» Максималисты всегда недовольны. И это хорошо.
Самое страшное для некоторых синхронисток — пройти после старта мимо Покровской, а она так посмотрит, что душа в пятки уходит. Говорят, лучше выложиться, сделать все, чтобы не было этого момента.
Это хорошо, должно что-то толкать. Я жесткий тренер. И переделаться уже не могу.
Я и Винер одного мнения — шоковая терапия многое значит. Ведь прикладывают аппарат, делают разряды сердца, и оно начинает работать. На любви — «вот я тебя люблю, я постараюсь» — может быть, и получится, но когда «я ненавижу тебя» (говорит, стиснув зубы и кулаки), «я тебе докажу» — это более действенно.
И последняя фраза — не о ненависти. О любви человека с огромным сердцем из спорта. Так еще бывает.
СПРАВКА
Татьяна Покровская — главный тренер сборной России по синхронному плаванию с 1998 года.
Заслуженный тренер России. Заслуженный работник физической культуры РФ. Герой Труда РФ (2014). Под ее руководством сборная завоевала все золотые медали на Олимпийских играх в 2000 году в Сиднее, в 2004 году в Афинах, в 2008 году в Пекине и в 2012 году в Лондоне.
Владимир Долгих: Медаль Героя далась трудно
Его жизнь и судьба — пример служения Отечеству, выдающийся пример. Он — человек-легенда: солдат, руководитель отечественной индустрии цветных и драгоценных металлов, крупнейший советский политик. Его жизнь — огромная, яркая, по-настоящему трудовая. Дважды Герой Социалистического Труда Владимир Иванович Долгих и сегодня работает не покладая рук.
Он представляет город Москву в Совете Федерации и возглавляет Московский городской совет ветеранов.
- Владимир Иванович, ваши жизнь и судьба — пример служения Отечеству. И до сих пор вы — на трудовом посту. Что для вас значит труд?
- Для меня труд — смысл жизни. Он делает человека нужным для родной страны, для общества, для своей семьи, наконец. Это же жизненная катастрофа, когда человек становится никому не нужным. Трудись — и то, что ты сделаешь, принесет пользу тебе и окружающим тебя людям.
- Чей пример для вас стал образцом для подражания?
- Все мои родные были тружениками. Мама воспитала нас, восьмерых детей. Отец работал на железной дороге, всю жизнь ремонтировал свои любимые паровозы. Братья и сестры — все выучились, все добились в жизни успеха. Кто-то из них стал офицером, кто-то всю жизнь проработал учительницей — все мы воспитаны трудом, все зарабатывали на хлеб, постоянно работая. У меня самого, с институтских времен, любимая поговорка: «Под лежачий камень вода не течет».
- А для своих детей вы тоже образец трудолюбия?
- Три мои дочери редко меня видели, их воспитание, увы, было «переложено» на жену. А я как-то все время был на работе. Так что, не знаю, насчет «образца»… Но у всех дочерей жизнь сложилась хорошо — сами заслужили, своим собственным трудом.
- Приближается ваше 90-летие. Как трудовой график у вас сейчас?
- Из дома уезжаю в 8.00. Приезжаю к 20.00. Раньше приходилось работать больше.
- Какая работа была для вас самой трудной?
- Когда руководил Норильским горно-металлургическим комбинатом. 40 предприятий в подчинении — шахты, заводы. Коллектив — больше 100 000 человек. Весь заполярный город «на плечах» у комбината — коммуналка, социалка… И бедные руды, которые не позволяли выполнять план. Но мы тогда стали развивать геолого-разведочные работы, и нам повезло: открыли богатейшее месторождение в Талнахе. Производительность предприятия увеличилась в 10 раз, удалось значительно улучшить условия труда, решить крупнейшие стратегические вопросы. Именно за работу в Норильске мне было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
- Цените эту золотую медаль «Серп и Молот»?
- Конечно. Она трудно мне далась. Как и вторая звезда.
- А какая награда у вас была первой в жизни?
- Медаль «За оборону Москвы». Я добровольцем на фронт убежал в 41-м, приписав себе годок. 5 декабря мне исполнилось 17 лет, а 6-го числа наша рота противотанковых ружей вступила под Москвой в свой первый бой. Это было начало победного контрнаступления советских войск.
- Владимир Иванович, как вы относитесь к возрождению в нашей стране звания Героя Труда?
- Это было правильное решение президента. Звание было принижено из-за того, что тогдашнему руководству страны не нравилось слово «социалистический». Ну, убрали его. Труд и тогда, и сейчас — на благо страны.
Для России, с ее суровым климатом и огромными пространствами, труд — функция жизнеобеспечивающая. Наш народ покорил и удержал такие великие территории только благодаря терпению и горению в труде. Поэтому цените труд, работайте, и все у нас будет хорошо.
СПРАВКА
Владимир Долгих родился 5 декабря 1924 года в поселке Иланское (Красноярский край). В 1941 году ушел на фронт. Участник битвы под Москвой. Вернувшись с фронта, поступил в Иркутский горно-металлургический институт, который с отличием окончил в 1948 году. В 1948–58 годах — начальник смены, технолог, начальник цеха и главный инженер аффинажного завода в Красноярске. В 1958–61 годах — главный инженер Норильского горно-металлургического комбината, с 1961 по 1969 год — его директор. Дважды Герой Социалистического Труда.
История почетной награды
Звание Героя Социалистического Труда и Положение о звании были учреждены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 декабря 1938 года «Об установлении высшей степени отличия — звания Героя Социалистического Труда». Сама же золотая медаль «Серп и Молот» — знак особого отличия в СССР, вручавшийся Герою Социалистического Труда наряду с высшей наградой СССР — орденом Ленина и грамотой Президиума Верховного Совета СССР. Учреждена 22 мая 1940 года Указом Президиума ВС СССР «О дополнительных знаках отличия для Героев Социалистического Труда». Позднее, в 1991 году, это звание было упразднено вместе с наградной системой СССР.
29 марта 2013 года звание Героя Труда Российской Федерации учреждено указом президента России Владимира Путина. Золотые медали «Герой Труда Российской Федерации» Владимир Путин вручал в 2013 и 2014 годах.
На кого равняются дети XXI века
В наше время не знают имен героев современности. О них редко пишут в газетах и еще реже рассказывают с экранов телевизоров. Они кажутся нам пережитками прошлого, а между тем являются важным звеном в рабочей системе нашего общества. Кто же они — Герои Труда? Для меня Герой Труда — человек, который ходит на работу с радостью. Он выполняет ее добросовестно, знает свое дело и любит его.
Ярким примером Героев Труда XXI века являются волонтеры и организаторы благотворительных фондов. В то время как большинство выбирают профессию исходя из размера заработной платы, они остаются верны своему сердцу.
В будущем, учитывая век потребления, преданных своему делу и по-настоящему благородных людей будет меньше. На смену учителям, инженерам, врачам и работникам заводов придут специалисты в области компьютерных технологий. Герои найдутся, но это лишь вопрос времени.
Даниил Бороздин, студент МГУ:
- В современном мире звания Героя Труда достойны все выдающиеся в своих областях люди. В будущем придет век полной автоматизации, поэтому ими будут изобретатели новых модификаций роботов и люди творческих профессий.
Антон Казистов, студент СПБГУКИТ:
- Сложно выделить кого-то. Олег Тиньков, Михаил Дашкиев, Петр Осипов, Женя Чичваркин, Сергей Ватутин и им подобные люди. Бизнесмены — Герои Труда. Именно те, которые строили свою корпорацию с нуля. За этим и есть будущее.
Никита Аксенов, абитуриент исторического факультета МГУ:
- Герои Труда в современном мире — люди, чья деятельность направлена на достижение высоких результатов в производственном процессе даже в ущерб своим личным интересам. На мой взгляд, на этом отрезке времени в мире нет подобных людей. Я могу ошибаться, но уверен в том, что подобные «кадры» остались в прошлом, особенно в военные периоды. Учитывая то, что наше общество стремительно продвигается к постиндустриальному, напрашивается очевидный вывод: Герои Труда будущего — лица, превышающие нормативный уровень в работе с информацией.
Варвара Соколова, ученица школы № 680:
- Герой Труда — это человек, который верой и правдой служит на благо обществу. Возможно, это учителя с огромным стажем или деятели искусства… Я не знаю, в общем-то, кому можно было бы сейчас присвоить звание Героя Труда.
Максим, студент ВГИКа:
- Герой Труда — это тот, кого обойдет модная нынче «прокрастинация», и кто не будет переносить выполнение дел на завтра. Сегодня даже преподаватели откладывают проверку работ на более поздний срок, не говоря уже о самих студентах.
Антон Палечек, ученик школы № 1286:
- Как по мне, так Героев Труда нет и не будет. Последним был А. Г. Стаханов.
Алиса, студентка университета печати:
- В будущем при развитии нанотехнологий будут не Герои Труда, то есть не аналогия «стахановского движения», а люди, которые откроют новые явления, создадут вещи, чтобы еще больше упростить нашу жизнь.