Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

БАМ. В ожидании оттепели

Общество
Ровно сорок лет назад, 8 июля 1974 года, ЦК КПСС утвердил проект строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМа).

…Есть кадры солнечного затмения, снятые в городе Тында, главной станции железнодорожной магистрали, в марте 1997 года. Тысячи людей наблюдают с пригорка, как закрывается диск светила.

В тот день как раз известно стало, что название «БАМ» больше не будет фигурировать в официальных бумагах. Москва поделила дорогу: часть влилась в Восточно-Сибирскую, часть в Дальневосточную ж/д.

Обеспечение жизнедеятельности городов и поселков передавалось в ведение местных властей, а это означало, что бамовцы теперь на самой окраине, вдали от областных центров, и завоз продуктов, исправная работа «коммуналки» – под большим вопросом. И это тоже воспринималось, как затмение…

Тогда говорили уже: БАМ – дорога, построенная в никуда. Что это самая ненужная стройка века. Каково же было слышать такое сотням тысяч людей, лучшие свои годы отдавшим возведению знаменитой, ранее воспеваемой поэтами, магистрали?

Есть десятки интервью с бамовцами, в большинстве, с рядовыми строителями, в которых они горячо, порой, и агрессивно, доказывают экономическую и стратегическую важность этой магистрали.

Есть кадры завершающей стадии строительства самого длинного Северо-Муйского тоннеля, пробитого с авариями, с человеческими жертвами, по новым, неизвестным ранее, технологиям. А какие мосты, какие обводные эстакады выстроены в горах! А какие вокзалы были возведены на магистрали! Самые удобные и красивые в стране.

Десятки тысяч первостроителей до сих пор живут вдоль БАМа. И до сих пор считают они годы, отданные стройке, самыми счастливыми в своей жизни. Они жили единой многонациональной семьей. Браки, заключенные здесь, в большинстве своем – межнациональные. Ведь каждая из республик СССР возводила свой участок на БАМе.

Два Героя Социалистического Труда, уложившие золотое звено в момент завершения прокладки пути, по-прежнему живут там. Есть уникальные, по накалу эмоций документальные кадры с их участием. Один из них после «таксовал» на своем жигуленке, чтоб заработать на жизнь. Второй подался в артель добывать золото…

Бамовцы и сейчас уверены, что возводили то, что необходимо было стране и БАМ ожидает скорое возрождение.

Вблизи него предполагалось создать десять мощнейших территориально-промышленных районов. Ведь как раз к северу от Транссиба залегают крупнейшие месторождения полезных ископаемых – угля, железа, титана. Чего стоит одно только Удоканское месторождение, способное обеспечивать медью весь мир в течение 150 лет!

Возле Удокана, в подземном хранилище сложены тысячи кернов из пробуренных скважин. Залежи оконтурены, разведаны до конца, все готово к добыче. Вот только вывозить руду нечем. Нет путей, нет дорог.

Как бы мог выжить Дальний Восток без угля Ургала в последние десятилетия? Его доставляют по БАМу, дотянувшемуся туда. И связь с Сахалином по паромной переправе из Ванино во многом обеспечивает БАМ. И уголь, лес, проданные в Китай, Японию, Корею, везут по БАМу.

Выходит так: прямой путь к интенсивному освоению Восточной Сибири и Дальнего Востока, на которое нацелено Правительство – и есть возрождение БАМа. И хорошо, если это дело опять станет всенародным, с участием частного капитала.

Есть такой эпизод. На станции Чара, когда остро встал вопрос с отоплением соседних поселков, средней руки предприниматель, из местных, владелец бульдозера и двух самосвалов, добился лицензии на добычу угля, произвел вскрышу и стал обеспечивать топливом бамовцев, живущих вдоль дороги на этом участке. Благо, что качественный уголь там залегает в метре от поверхности. Теперь на этом месторождении крупная компания «СУЭК» в год добывает свыше миллиона тонн, а запасов здесь – на 200 лет.

В конце 80-х годов министерство геологии СССР обозначило стоимость месторождений полезных ископаемых по 50 видам минерального сырья, уже разведанных и переданных на баланс правительства. Вот эта цифра: 30 000 000 000 000 долларов.

Тридцать триллионов!

И больше половины этих богатств лежит в зоне БАМа.

Десятой части хватило бы, чтобы вдохнуть новую жизнь в экономику страны.

Так что БАМ ведет туда, куда надо.

А пока по БАМу ежесуточно проходит лишь 12 грузовых составов.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Алексей Маслов заведующий отделением востоковедения НИУ ВШЭ:

- На мой взгляд, на БАМ сейчас возлагается большая надежда в связи с новыми инфраструктурными проектами России и Китая. Но мы по-разному оцениваем цели этой магистрали. Китай прежде всего заинтересован в появлении маршрута в Европу и рассчитывает на БАМ, хотя точная траектория пути еще не намечена. Мы же мыслим более конкретно: в связи с освоением Сибири и Дальнего Востока сейчас нам важен БАМ в связи с созданием инфраструктуры вокруг газовой трубы. Также необходимо учитывать, что у нас много совместных проектов с Китаем — и экономических, и в сфере туризма, и строительство новых предприятий. Здесь БАМ может помочь в перевозке товаров, возникнет связь всех проектов между собой.

КСТАТИ

Идея строительства БАМа берет свое начало еще в конце ХIХ - начале ХХ века. После позорных итогов русско-японской войны 1904-1905 годов стало ясно, что нужна вторая рокадная железная дорога на востоке страны, дублер Транссиба. Вторая попытка была предпринята в советское время. В 1932 году Совнарком принял постановление "О строительстве Байкало-Амурской магистрали". Стройку планировалось закончить в три года: сквозное движение по всей магистрали в режиме рабочей эксплуатации должно было быть открыто к концу 1935 году.

Эксклюзивы
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.