Сергей Гинзбург: «Джеймс Бонд из Рихарда Зорге не получится»
— Рихарда Зорге в вашем сериале будет играть Александр Домогаров. На первый взгляд, выбор неожиданный.
— Отчего же? Достаточно посмотреть биографию Зорге, у него с Александром Юрьевичем много общего (улыбается). Ну и потом нам нужно было добиться внешнего сходства и найти человека определенного возраста — совсем юный артист нам бы не подошел. Типаж очень важен. Из-за того, что мужчины в первой половине XX века выглядели гораздо мужественнее, чем в наше время, они казались старше своих лет. Не знаю почему, но лица были другими. С Домогаровым все как-то совпало, учитывая все эти факторы.
— Сериал будет подробной биографией Рихарда Зорге?
— Нет, мы сконцентрируемся лишь на японском периоде его жизни. Там будут, конечно, ретроспективные вставки из его немецкого детства, но ни китайского, ни московского кусков его биографии мы не берем. Это история разведчика с начала войны и до его смерти. Этот фрагмент выбран еще и потому, что события тех лет сегодня вдруг стали выглядеть очень актуально. Помимо головокружительной шпионской истории, увлекательной любовной линии, есть еще одна вещь, в которой Зорге не было равных. Он был первым на свете разведчиком-аналитиком. Он едва ли не раньше всех своих коллег понял новое и модное по тем временам слово, которое сегодня не сходит с уст у многих — геополитика.
— Хотите сказать, без современного подтекста не обойдется?
— Давайте порассуждаем о событиях, предшествующих началу Великой Отечественной. Почему Япония напала на США, а не на Советский Союз, как того хотел Гитлер? Ведь основной задачей Японии была война с Китаем. А мы встали на сторону Китая. То есть вроде бы были главными врагами японцев. Но в Японии в тот момент за первенство боролись между собой две фракции — сухопутные войска и флот.
Первые хотели вторгнуться в СССР, вторые предпочитали в качестве цели США — просто потому что кораблям несколько проблематично плавать в степях Монголии. Победила фракция флота. Нужно осознавать, что было конечной целью Японии. Им, как и Гитлеру, нужны были ресурсы, чтобы закончить войну, а после победы с их помощью установить свой миропорядок. Где эти ресурсы? У нас. С тех пор в вопросах борьбы за ресурсы мало что изменилось. Да и безответственность политиков по-прежнему ведет к кровопролитным войнам.
Зорге все это хорошо понимал. Нам интересен образ человека, который всеми силами пытается не допустить войны между Советским Союзом, где живет идея, в которую он свято верит, и Германией, своей родиной, которой принадлежит его сердце. Немец не может по-настоящему желать поражения своей стране.
— С какой-то неожиданной стороны вам та эпоха открылась?
— Сейчас интересно копаться в том времени, очень важно снимать такие фильмы, разбираться в механизмах, действие которых привело к началу Второй мировой. Причем речь не о тех хрестоматийных фактах, которые вбили нам в голову о том, что 1 сентября 1939 года Германия напала на Польшу, а следом войну Германии объявила Англия. А что было за неделю до этого? За год? За два десятилетия? Потому что если мы говорим про начало Второй мировой, мы не можем не вспомнить Версальский мир 1919 года, «мюнхенский сговор» 38-го года, Лигу наций, которая вела себя удивительным образом. В Европе шла долгая и сложная политическая игра, в ходе которой Западу удалось направить Гитлера против России.
— У картин со шпионской тематикой есть два крайних полюса. Первый: это фильмы о Джеймсе Бонде, и в них жизнь разведчика — это череда гламурных приключений. Второй: романы и экранизации Джона Ле Карре. В них «бойцы невидимого фронта» показаны не слишком счастливыми людьми, которых в финале всегда ждет предательство и одиночество. Ваша история о Зорге к какому полюсу ближе?
— Когда заговаривают о Бонде, я сразу вспоминаю строчки из песни Бендера в фильме Марка Захарова: «Согласитесь, какая прелесть — мгновенно в яблочко попасть, почти не целясь». В этой фразе, как мне кажется, сосредоточена суть бондианы. Вы эти приключения назвали гламурными, но можно сказать — опереточные. Фильмы про Бонда — это шоу. Мы, конечно, ближе к Ле Карре, потому что делаем историю жизни реально существовавшего человека. И жизнь эту не назовешь простой. Сталин ему не верил, накануне войны финансирование его группы сократили, фактически он понял, что его «слили».
Зорге в сериале будет многомерным. Нельзя забывать и о другой его ипостаси — он был не только советским разведчиком, но и серьезным агентом влияния, много писал для немецких изданий, которые читали главные люди Третьего рейха. Это было его прикрытием, но в то же время это дело его страшно увлекало. Кроме того, он был доктором социологии. Видите, Джеймс Бонд из Рихарда Зорге не получится...
— Ваш Зорге — персонаж трагический?
— Конечно. И проигравший. Но важно понимать, что он проиграл именно как герой, но не как человек. Он отдал жизнь за свои убеждения. У него же был совершенно сознательный приход к марксизму. Зорге прошел всю Первую мировую, которая заставила его разочароваться в Европе. Потому что все те красивые слова и разговоры, которые мы слышим оттуда сегодня, были уже в то время. И та чудовищная война показала, что у Европы нет никаких моральных принципов. А Зорге любил нашу страну за идею, которую она подарила миру. В ней ведь не было ничего плохого — это была мечта о справедливом мире. И в эту идею он верил до конца.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Рихард Зорге: третий подвиг Рамзая
7 ноября — 70 лет со дня казни Рихарда Зорге. Казалось бы, что можно добавить к хорошо известной биографии Героя Советского Союза, одним из первых предупредившего Москву из Токио о дате нападения Гитлера на СССР? Однако разведка постепенно раскрывает свои все новые и новые тайны.
Мы публикуем отрывок из главы новой книги нашего коллеги, постоянного автора и друга, писателя Николая Долгополова. Вы узнаете и еще об одном малоизвестном подвиге Зорге, о трагической ошибке, приведшей к аресту разведчика, и о том, почему Сталин не обменял его на японских генералов, посчитав предателем.
Говоря о Зорге, мы все теперь отдаем должное двум великим подвигам, им совершенным (далее…)