Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Театр уж полон. На сцене — сольная партия света

Общество
Зрители обычно не интересуются тем, кто выставляет свет на площадке. И даже не догадываются, что если этот человек ошибется, то спектакль не спасет ни талантливая режиссура, ни яркая игра актеров. О том, как работают осветители, эти невидимые герои сцены, «ВМ» рассказал Геннадий Бирюшов, художник по свету Театра имени Вл. Маяковского.

Мы на сцене, где готовится премьера спектакля «Отцы и сыновья». Поднимаю голову — глаза слепят софиты. Непривычно.

Только цифры: в среднем в академическом театре – 85 актеров, а других сотрудников – около (полусотни ) 300 человек.

- Если сравнивать с кухней, то можно сказать, что в каждом углу кипит по горшочку, - улыбается Геннадий Бирюшов. - Перенос спектакля на сцену на Сретенке, выпуск спектакля в Малом зале, вечерние спектакли, творческие показы студентов... А нас – ограниченное число. Например, осветительский цех – 16 человек. Это операторы, осветители. Штатный художник – только я. Но к счастью есть еще и приглашенные художники.

Работы хватает всем. Но, оказывается, без правильного света работа всех остальных людей, в том числе актеров и режиссеров, может состояться не в полной мере:

— Андрей Гончаров (худрук Маяковки с 1987 по 2001 год. — «ВМ») любил повторять, что второе средство театра после актера — свет, — объясняет Геннадий Иванович. — Именно световая партитура создает нужную атмосферу, соответствующую задаче, поставленной режиссером и художником-оформителем.  Если я театральный художник, то значит, что я пишу светом на сцене. Светом легко можно «спрятать» что-то или привлечь внимание к какой-нибудь детали сценографии, можно накинуть или сбросить десяток лет актерам… Недаром Гончаров говорил: «Художник «гадит» – свет гладит». Конечно же шутка, но с долей истины.

Учат на художников по свету только в одном месте — Школе-студии МХАТа. Но история Бирюшова более интересна.

После окончания обычной школы и музыкалки - поступление на факультет точной оптики и телемеханики Всероссийского заочного машиностроительного института и в художественное училище слушателем. Служба гидроакустиком на Северном флоте, работа художником-оформителем и потом – осветительный цех Маяковки. Случайно – и на всю жизнь. Вспоминает об этом Геннадий Иванович – как пунктиром рисует:

— Пришел обычным осветителем, - вспоминает мастер. - Переждать, когда освободится должность начальника бутафорского цеха. 1978 год. Маяковка должна была поехать на большие гастроли: Омск, Новосибирск, Киев… И тут случилась трагедия, а гастроли отменить нельзя. В общем, поехал я тогда на гастроли с театром осветителем, а вернулся – художником по свету.

Полученные в институте технические знания лишними не оказались:

— Любая театральная профессия складывается не из чистой специальности, - объясняет Геннадий Иванович. – В театре может пригодиться все – даже умение доставать гвозди из досок, потому что здесь может быть создано все – от иголки до паровоза. Моя профессия - конгломерат работы художника и техника.

Сольная партия света

За 36 лет работы в театре Геннадий Иванович поставил свет более чем в 110 спектаклях, его приглашали в Театр на Малой Бронной, Театр им. Станиславского, в Театр под руководством Джигарханяна. Среди режиссеров, с которыми он работал, — Андрей Гончаров, Петр Фоменко, Леонид Хейфец.

— Каждый раз работа строится по-разному, — говорит Геннадий Иванович. — Сначала встречаешься с режиссером, читаешь пьесу, пытаешься понять, что видит режиссер в своих снах. Потом общаешься со сценографом, с художником-оформителем. В итоге пытаешься найти решение, которое устроило бы все стороны. Бывает, что подходит актриса и говорит: «Не могу играть, неуютно, сделай что-нибудь». И надо исхитриться сделать так, чтобы и ей стало комфортно на сцене, и замысел режиссера не пострадал.

Единой формулы работы над светом не существует, но набор принципов есть.

— Актер на сцене не должен потеряться, но и все остальное должно быть видно, - проводит ликбез Геннадий Бирюшов. - При этом сцена не должна быть залита светом, как стадион, а за актером не должно ходить 25 теней только потому, что на него светит 25 прожекторов. Сцена – это центр полусферы, на которую с разных точек падает свет. В среднем в нормальном светлом спектакле на одного актера работают 15-20 прожекторов. И сделать хороший свет – это показать живого человека, а не фотографию в паспорте. Не навредить красоте актрисы, а подчеркнуть ее – выделить где-то профиль, подчеркнуть переливы волос, огонек в глазах.

Сейчас работе художника по свету помогают новые технологии: умные программы запоминают световые партитуры, автоматически следуют светом за актерами (раньше это вручную делал осветитель). Но взгляд художника не заменить ничем:

— Мне нужно картинку переработать в цифру, — поясняет Геннадий Иванович. — И потом уже передать задание оператору. Знать нужно, конечно, работу всех специалистов – иначе просто не сможешь давать задания. Кстати, когда спектакль переезжает на другую площадку или едет на гастроли, по сути сочиняешь световую партитуру заново. Итог должен быть тем же, что и на основной площадке, а способ его достижения может быть другим.

Геннадий Иванович не любит слово «дизайнер» (хотя в английской версии его специальность звучит именно так), потому что театр – это все-таки про творчество. А лучший комплимент для него, когда на вопрос, понравился ли свет, зрители переспрашивают: «Что?».

- Это значит, что свет не мешал, а помогал увидеть то, что хотел показать актер и режиссер. Знаете, я не стал ни Малевичем, ни Кулибиным, ни Ван Клиберном – но моя профессия вобрала в себя все: и музыку, и технику, и рисунок. Когда я здесь оказался, понял, что больше никуда не пойду. У меня была мечта – работать в театре. Она стала реальностью. Кстати, сейчас я хочу того же – работать в театре.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.