Главное
Истории
Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Кокошники

Кокошники

Лесотерапия

Лесотерапия

Распорядитель невосполнимого ресурса

Сюжет: 

«На службе городу»
Общество
Первый заместитель руководителя Департамента городского имущества Москвы Александр Прохоров – о том, как город распоряжается участками и общается с инвесторами.

Ежегодно в Москве строятся десятки новых детских садов и школ, открываются новые поликлиники, появляются аптеки и магазины на первых этажах домов. Социальная инфраструктура устраивается на благо жителей. Многоквартирные дома, торговые центры и офисы требуют свободных земельных участков, однако в столице их становится все меньше, особая недостаточность ощущается в застроенном центре. Как удовлетворить потребности бизнеса, и при этом пополнить городскую казну? На эти и другие вопросы отвечает первый заместитель руководителя Департамента городского имущества Москвы Александр Прохоров.

- Александр Владимирович, несмотря на то, что столица все-таки не резиновая, Вы находите возможность предлагать инвесторам новые площади. Откуда черпаете ресурсы?

- Вы правильно отметили, городские ресурсы ограничены, а земля - вообще невосполнима. Но сколько ее есть, столько мы и стараемся вовлекать в оборот, ведь любой ресурс должен «работать». Естественно, в Москве существуют «пятна» - земельные районы, освоенные в меньшей степени. Департамент городского имущества с коллегами из Москомархитектуры ежедневно ведет работу по выявлению таких участков. Затем мы анализируем потребности города в определенном районе, что там можно построить и в каком количестве: сколько тысяч квадратных метров можно возвести на том или ином участке. Дальше выносим предложение на рассмотрение руководством города, и, в случае одобрения, через торги продаем право аренды земельного участка под строительство.

- С каким «приданным» выставляете участок?

- Мы всегда обращаем внимание на то, что участок предоставляется с полным пакетом документов под строительство. Мы разрабатываем градостроительный план земельного участка, а также закладываем и учитываем все риски для инвесторов. Например, у организации есть опасения, что в определенных районах или зонах нельзя вести строительство. Такие моменты заранее нами прорабатываются, и, арендуя у нас участок, инвестор может быть спокоен. Ему осталось только разработать проект здания, получить разрешение на строительство и можно смело начинать рыть котлован.

- Инвесторы возвращаются за «добавкой»?

- В конце 2013 года мы отдали в аренду участок в районе Капотни, на улице Святоозерская, под торгово-досуговый центр. Через год эти инвесторы вновь обратились к нам в поисках нового участка, чтобы практически сразу выйти на стройку. В такие рекордные сроки предприниматель уложился, так как не отвлекался на волокиту с документами. Он может заниматься только тем, что ему непосредственно нужно делать: строить, строить и еще раз строить, развивая экономику города.

- То есть вы максимально сокращаете административные барьеры?

- Конечно, мы отдаем площадку, готовую для строительства.

НОВАЯ МОСКВА - НОВЫЕ ТЕРРИТОРИИ

- В каких округах строительство ведется интенсивнее?

- Сейчас мы прорабатываем земельные участки под строительство в Новой Москве для вовлечения в хозяйственный оборот посредством торгов. Причем планируем предоставление земли в том числе и под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС). Безусловно, меньше всего участков расторговывается в Центральном административном округе. И это понятно – он больше всего развит, застроен, а самая высокая цена на объекты именно в центре. Но мы должны улавливать все настроения города, реагировать на любые изменения, в рамках своей компетенции. Так, в ЦАО мы все же выставили один участок на аукцион. В 2014 году на Мясницком проезде мы продавали выкупа аренды объекта для строительства банковского учреждения. Мы исходим из того, что в Москве центр города – это его деловая часть, и такое учреждение, как банк не останется без внимания инвесторов.

КОГДА РАСКРУЧИВАЕТСЯ МАХОВИК

- Каждый департамент вносит свою лепту в развитие города и наполнение бюджета. Какой объем средств ежегодно получает городской бюджет за счет земельных торгов?

- Мы активно начали сдавать в аренду земельные участки с 2012 года. В 2014 году наторговали земельных участков почти на полтора миллиарда рублей.

- На сколько может увеличиться цена в ходе аукционов? В среднем, сколько инвесторов претендует на один участок?

- Объект объекту - рознь. На некоторые из них приходит по пятнадцать человек, и цена взлетает на 300 процентов. На узкопрофильные объекты, как, например, физкультурно-оздоровительные комплексы, могут прийти два – три человека. Тогда стоимость повышается на 20 процентов. Есть так называемые «тяжелые» объекты, цена которых может достигать 900 миллионов или даже миллиарда рублей. На них приходят один – два участника. Хоть Москва и финансовый центр страны, но с аккумулировать такую сумму, выиграть участок, найти длинную кредитную линию, а потом начать строительство, непросто.

- Александр Владимирович, а какие участки наиболее востребованы?

- Очень большой интерес к объектам торгового и бытового назначения и, конечно, под строительство офисных центров. Участки хорошо идут и под автозаправочные станции, и под моечные посты. Но мы стараемся выдерживать социальную направленность: арендуются земли под культурно-досуговые центры и физкультурно-оздоровительные комплексы.

- А какие, напротив, труднее реализовать? В каких округах есть сложности с привлечением инвесторов на земли?

- В принципе, у нас все распределено равномерно. Я уже говорил об ограниченности ресурсов. Поэтому редко наши предложения остаются без внимания. Не скажу, что в каких-то округах труднее, а в каких-то – проще.

- С точки зрения выгоды городского бюджета, какие объекты недвижимости, находящиеся в казне, лучше продавать, а какие сдавать в аренду?

- Правительство Москвы в данном случае выступает и действует как бизнес: только мы – собственник, который находится в публично-правовой сфере. Существует политика сохранения: мы стараемся не продавать максимально ликвидные объекты. Понятно, что нет смысла продавать первую линию Тверской улицы. Стрит-ритейл приносит хорошие доходы в казну. Но помещения площадью до 100 квадратных метров в основном отдаем в собственность, а более крупные по размеру сдаем в аренду. Это гарантирует городу в долгосрочной перспективе стабильные доходы, и для нас, как для собственника, упрощает контроль за использованием недвижимости и освобождает бюджет от излишней нагрузки по содержанию и охране имущества.

- Удалось выполнить поставленные планы? Каковы результаты деятельности департамента в 2014 году?

- Хорошие поступления идут в казну за счет сдачи в аренду недвижимости и приватизации городских активов. Но у нас также предусмотрена продажа объектов на основе преимущественного права выкупа. Субъекты малого и среднего бизнеса, арендующие помещения у Департамента, могут выкупить их напрямую, без процедуры торгов. Порядка 2000 таких объектов мы уже оформили, причем в 2014 году большую часть из них.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕД ЖИТЕЛЯМИ

- Программа «1 квадратный метр за 1 рубль» действует недавно, но спрос на объекты соцкультбыта необычайно велик. Сколько в этом году реализовано помещений по программе? На какие предложения охотнее всего откликаются участники аукционов?

- У нас есть набор программ, связанных с различными сферами жизни людей: образование, здравоохранение и культура. В 2014 года для нужд медицинской сферы мы сдали 12 объектов, 12 под детские образовательные учреждения. Если говорить о культурной сфере, то с начала программы мы сдали в аренду уже 17 объектов культурного наследия. К ним у инвесторов повышенный интерес, подъем ставки аренды идет на уровне 300 – 500 процентов. Восстановив объект культурного наследия, инвестор получает его в долгосрочную аренду, то есть, по сути, бесплатно. Это потрясающая идея.

- Но уже есть возвращенные городу объекты, когда арендаторы не смогли выполнить условия по реставрации памятника культуры.

- Один объект в Настасьинском переулке вернулся к нам. Это произошло по объективным причинам: в условиях договора было сказано, что победитель аукциона должен выплатить годовую арендную ставку, которая оказалась для него непосильной. Впоследствии мы направили заявку второму участнику торгов, который подтвердил свой интерес и готовность брать объект и восстанавливать его.

- Учитываются ли пожелания жителей при подборе площадей под детские сады, школы и поликлиники? Каким образом выявляются потребности того или иного района города в создании дополнительных объектов социальной сферы?

- Все эти программы мы реализуем с отраслевыми департаментами. Они знают существующие проблемные зоны в тех или иных районах как по имеющимися у них сведениям, так и по обращениям жителей. Коллеги говорят нам о необходимости найти земельный участок или недвижимость в районе для строительства или сдачи в аренду того или иного объекта. Несомненно, все такие пожелания учитываются. Это первостепенная задача – обеспечить жителей Москвы объектами социальной инфраструктуры. И нам такие инициативы выгодны, так как мы вовлекаем площади в оборот, и бюджет с этого получает доход.

- А как реализуются подвальные помещения и цокольные этажи зданий? Насколько высока конкуренция предпринимателей в борьбе за этот вид площадей?

- Мы активно вовлекаем этот вид помещений как в аренду, так и в программу приватизации. За ними обычно приходят те, кто знает, что именно в этом доме есть свободный подвал. Заявители системно пишут и ждут, когда на торгах появится этот лот. Есть люди, которые, заходя на площадку тендерного комитета, видят, что есть объект в интересующем его районе, приезжают, смотрят, что можно сделать неплохой склад, например.

- Под какие цели чаще всего берут подвалы и цоколи?

- Безусловно, под торговлю. Мы сотрудничаем с Департаментом торговли и услуг, который знает, в каких районах стоит добавить торговых объектов. Тогда на аукционе мы ставим соответствующее назначение. В случае насыщения рынка такого вида помещениями или в случае, если округ не испытывает с этим проблем, ставим свободное назначение. Но на этапе подписания договора аренды на торговой площадке победитель указывает, каким образом он станет использовать полученную площадь. Мы контролируем исполнение договора на соответствие: если победитель указывает, что там планирует открыть аптеку, то именно она и должна быть.

ТЕНДЕРНЫЙ "КАТАЛОГ" ИНВЕСТОРАМ В ПОМОЩЬ

- Александр Владимирович, а как часто расторгаются договоры аренды в случае неосвоения земельного участка в течение пяти лет?

- Начиная с 2011 года, мы реализовали на аукционах более ста земельных участков под строительство. На трети из них арендаторы уже получили разрешение на строительство, а некоторые - и разрешение на ввод. Пока что неисполнений обязательств по договорам нет. Люди, которые шли инвестировать и строить, выполняют договорные условия.

- Какие инициативы планируются Департаментом? Какие нововведения в системе торгов ожидают нас в ближайшее время?

- Департамент – огромной механизм, участвующий в городской жизни. Мы регулярно вносим разные новации, синхронизируем свою работу с другими органами исполнительной власти и постоянно совершенствуемся. Что касается аренды, то мы поставили себе задачу насытить рынок городскими площадями, чтобы в любой момент, когда потенциальному инвестору или арендатору понадобится помещение, он спокойно пришел к нам, не ища варианты по частным объявлениям. Можно зайти на сайт тендерного комитета, и по каждому округу у соискателя должны быть предложения на экспозиции.

- По сути это получается такой каталог, который перелистывают инвесторы.

- Да, мы добиваемся того, чтобы у предпринимателя всегда был выбор. Зашел, увидел, арендовал.

- Бывало так, что какие-то требования инвестора вы не могли удовлетворить?

- В наше ведомство поступают обращения с просьбой продать или сдать в аренду определенный объект. Мы эти предложения анализируем и включаем их в планы по приватизации или аренде. Кроме того, ежедневно новые объекты появляются на сайте тендерного комитета. Ежемесячно мы отдаем порядка 50 – 60 объектов в аренду. Думаю проблем с ассортиментом быть не должно.

ЛЮБИТЬ СКОРОСТЬ, НО ВОВРЕМЯ НАЖАТЬ НА ТОРМОЗ

- В Департаменте городского имущества работают молодые руководители. Как общаетесь с более старшими коллегами?

- Абсолютно комфортно ощущаю себя на государственной службе. Считаю, что в правительстве должны сотрудничать несколько формаций чиновников: кто-то работает уже давно, но приходит и новая волна. Все тесно и дружно общаются, достигая результатов благодаря совместным действиям.

- Как строится Ваш рабочий день? С чего он начинается?

- Рабочий день обычно распланирован за неделю. Как я уже говорил, реализация городского имущества подразумевает принятие коллегиальных решений, поэтому проходит много совещаний с коллегами из смежных департаментов.

- А что Вам помогает снять рабочий стресс?

- Скорость. Ее конечно и на службе хватает, но немного проветрить голову полезно. У меня два мотоцикла – BMW и Honda. Один из них туристический, другой предназначен для поездок по городу.

- По городу скорость превышаете?

- Стараюсь придерживаться скоростного режима.

- А по России путешествуете?

- Да, к счастью, просторы нашей страны позволяют. К тому же такое разнообразие культур и памятников архитектуры на постсоветском пространстве. Недавно вот по Белоруссии путешествовали.

- Как Ваша семья относится к такому экстремальному увлечению?

- Жена со мной любит кататься по Москве. В выходной день, когда тепло, а улицы свободны. Наш город – самый красивый на Земле. Катаемся по его широким проспектам.

- В целом хватает времени для себя?

- Суббота у нас фактически рабочая. Поэтому у меня выходной только воскресенье, и я посвящаю его своим сыновьям. Приобщаю их к спорту, катаемся в парках на велосипедах, гуляем. Тем более у нас по инициативе мэра Сергея Собянина велодорожки уже во всех парках обустроены. Мои сыновья еще маленькие, но они – уже будущие мужчины, так что знают, что я много работаю и поддерживают меня.

БИОГРАФИЯ

Александр Владимирович Прохоров. В 2006 году окончил Пермский государственный университет по специальности «Юриспруденция». В 2012 году с отличием закончил Академию народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации по специальности «Антикризисное управление предприятиями, отраслями, комплексами». C 2005 по 2010 гг. — работа в коммерческих организациях.

С 2010 году начал работу в Управлении Федеральной антимонопольной службе по Москве в должности главного государственного инспектора, затем заместителя начальника отдела проверок в сфере размещения государственного заказа.

С 15 марта 2011 года назначен на должность начальника отдела проверок в сфере размещения государственного заказа Московского УФАС России. С 16 сентября 2011 года занимал должность заместителя руководителя — начальника отдела проверок в сфере размещения государственного заказа Московского УФАС России.

Имеет классный чин — советник государственной гражданской службы 3 класса.

С 10 января 2012 года назначен на должность заместителя руководителя Департамента земельных ресурсов города Москвы.

С февраля 2013 года назначен на должность заместителя руководителя Департамента городского имущества города Москвы.

С 15 июля 2014 года назначен на должность первого заместителя руководителя Департамента городского имущества города Москвы.

Женат, воспитывает двоих сыновей.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.