Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Какие существуют профилактические меры наркопреступлений?

Какие существуют профилактические меры наркопреступлений?

Как Москва встречала 9 мая

Как Москва встречала 9 мая

Соль

Соль

Что делать с закладчиками, если их увидел?

Что делать с закладчиками, если их увидел?

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Хрусталь

Хрусталь

Гагарин

Гагарин

Библиотеки

Библиотеки

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Сергей Юрский. Без оглядки на обстоятельства

Общество
Актер театра и кино, режиссер, писатель и сценарист Сергей Юрьевич Юрский отмечает 80-летие. «Вечерка» представляет вам портреты юбиляра. Первый — каким представляет себя сам Юрский и второй — каким его увидела обозреватель «ВМ».

Его называют самым свободным актером современности. Свободным в широком смысле слова: он независим, порой резок в суждениях, не замечен в подлости, которая делает человека рабом больше, чем что-либо. Часто припоминают брошенную им фразу: «Как говорит мой друг Боба, свобода человека измеряется количеством людей, которых ты можешь послать». Если вдуматься — сказано очень точно.

И почему-то кажется, что сам он, Юрский, — может. Как любой самодостаточный человек, добившийся права жить без оглядки на обстоятельства, состоявшийся полностью и многопланово — он и актер, и режиссер, и самобытный писатель, и блестящий чтец… 16 марта Юрскому — 80 лет.

В журналистской среде у Сергея Юрьевича Юрского слава острослова и рафинированного интеллигента, который никогда не будет говорить то, что нужно, в ущерб тому, что хочется, не станет хвалить то, что не нравится, и реверансничать по-пустому. Он заслужил право быть собой, его «нетаковость» — фирменная фишка и внутренняя суть. Не имея внутреннего стержня, он давно согнул бы спину под влиянием обстоятельств и испытаний. А он — с абсолютно прямой спиной.

 Актер Сергей Юрский. Актер Сергей Юрский. / Фото: PHOTOXPRESS

В детстве его семья много ездила по СССР: Юрский-старший работал в разных театрах, жена и сын ездили с ним. После войны Юрий Юрский на несколько лет задержался в Цирке на Цветном — он был там режиссером, и детство и юность Юрского-младшего проходили в святая святых циркового искусства.

Но потом они уехали в Питер. Сергей окончил школу с золотой медалью. Он подумывал об актерском будущем, но эта идея родителей не слишком радовала, и медалист отправился в ЛГУ на факультет правоведения. Он мог бы стать отличным юристом или адвокатом: рассудительный, умный, обстоятельный. Убедительный невероятно, с открытым, вызывающим доверие лицом... По-моему, образ складывается отличный. Но что толку судить об этом: гены все равно взяли свое, и он поступил в Ленинградский театральный. А потом, еще студентом, его взял в свою труппу великий Товстоногов. На сцене Большого драматического театра Юрский потрясающе сыграл Чацкого, затем блистал в «Трех сестрах», «Карьере Артура Уи», «Божественной комедии», получил заслуженного артиста… Говорят, если актер работает в театре 20 лет, он уже не может из него уйти. Но Юрскому пришлось это сделать.

Ленинградские власти не простили ему его диссидентства. Напряжение в отношениях было таким, что ему пришлось покинуть и город. Вместе с ним уехала в Москву семья — вторая жена, актриса Наталья Тенякова, и их маленькая дочка Даша.

Актеров приютил московский Театр имени Моссовета. Впрочем, приютил — плохое слово. Ведь таким образом этот театр обрел сразу двух блестящих актеров. А потом они ушли в МХТ им. Чехова, где позже выйдет на сцену и Даша, продолжательница династии. В отличие от многих звезд, Юрский никогда не выносил на всеобщее обсуждение частные стороны своей жизни. И причины расторжения первого брака — с актрисой Зинаидой Шарко — так и остались за скобками сплетен и домыслов.

 Актер Сергей Юрский. Актер Сергей Юрский. / Фото: PHOTOXPRESS

C Натальей Теняковой они оказались созданными друг для друга. В одном из интервью она признавалась, что влюбилась в Юрского «мгновенно, даже не успев сообразить — почему». Она честно призналась первому мужу — режиссеру Льву Додину — что влюблена. Услышав, в кого, он вздохнул облегченно, не восприняв информацию всерьез: «Слава богу, ты бы еще в Иисуса Христа влюбилась». Но все было всерьез.

В 1970 году Юрский и Тенякова поженились. И с тех пор не разлучались. В 1990-х, когда мир, казалось, рушился, судьбы людей мялись, точно фольга, под гусеницами нового и в чемто абсолютно безжалостного времени, Сергей Юрский и не подумал сложить руки. Он организовал антрепризу — «АРТель АРТистов Сергея Юрского». И в тот момент, когда театры трещали под натиском новых экономических реалий, на базе своей «АРТели» поставил спектакль «Игроки-XXI» по Гоголю — на сцене МХАТа, «Стулья» Ионеско в «Школе современной пьесы», а потом там же — «Провокацию» Игоря Вацетиса. Но главное — он не боялся экспериментов и проб. Наверное, проще простого было оставаться просто актером — в рамках одного театра, но так ему было тесно. Человек поиска, он искал и примерял на себя новые форматы, стал звездой Театра им. Чехова, ездил в Японию, где поставил два спектакля, играл в парижском «Бобиньи» и в театре в Бельгии. Этот колоссальный опыт развивал и углублял его талант, и каждое его появление на публике было каким-то новым, неожиданным. Как на сцене, так и в кино.

С кино у него — особая история. Не секрет, что многих наших театральных актеров широкая публика открывает благодаря кинематографу. Отчасти так было и с Юрским — уже став звездой БДТ и снявшись в ряде картин, он покорил сердце публики, создав своего Остапа Бендера — совсем непохожего на других. У Юрского Бендер — отчасти философ, отчасти — печально влюбленный в жизнь романтик, которому тесно в рамках реальности и которого где-то там, далеко-далеко, отсюда и не видать, ждут иные берега, и кто знает, доберется ли он до них или они так и останутся мечтой… Так не было и нет берегов у самого актера Юрского. Его едва ли не эпизодичный Иван Груздев в сериале «Место встречи изменить нельзя» одновременно агрессивен и раним, он — борец с Жегловым, вылепленным из другого теста, и именно их противостояние и составляет одну из главных драматических линий картины.

И так можно препарировать любую из его ярких киноролей, которых было с полсотни — возьмите хоть «Республику ШКИД», хоть «Ищите женщину» или фильм «Королев»… Он, нетривиальный, играл ярких личностей — от Оппенгеймера («Выбор цели») и Циолковского («Королев») до Сиднея Рейли («20 декабря») и Бориса Пастернака («Фурцева»). Ну а еще он сыграл самого обаятельного выпивоху в истории нашего кинематографа. Его дядя Митя из комедии «Любовь и голуби» — это и умопомрачительно смешной персонаж, но еще и зеркало, отражающее огромный философский пласт жизни удивительного поколения...

 На фото: министр культуры РФ Владимир Мединский (справа) во время вручения награды в номинации "За выдающийся вклад в развитие российского театра" актеру Сергею Юрскому (слева)  На фото: министр культуры РФ Владимир Мединский (справа) во время вручения награды в номинации «За выдающийся вклад в развитие российского театра» актеру Сергею Юрскому (слева) / Фото: Анна Иванцова, "Ве

Никогда не знаешь, да и глупо было бы пытаться угадывать, какой будет встреча с ним в следующий раз. Он придумывал и создавал себя по-новому столько раз, что оставим пустую затею и просто подождем чуть-чуть. И новая встреча состоится. Ну а в юбилей хочется пожелать лишь одного: пусть их будет как можно больше, этих встреч.

Автопортрет короткими и сочными мазками

Эти мысли вслух — о времени, искусстве и о себе — собраны из интервью Сергея Юрского «Вечерней Москве», а также записаны нашим корреспондентом во время мастер-классов актера и его встреч со зрителями.

Мир стал новым, и юмор — другим, да, порой это странный юмор, но я не ворчу по этому поводу. Ругать современность со всеми ее изъянами — участь вредных стариков. Возможно, я не готов ехать в поезде современности, но и вопить не стану.

В настоящее время проходит немыслимое количество фестивалей, и на каждом кого-то отмечают, говорят хорошие слова. Только многие фильмы, которые идут в широком прокате, смотреть стыдно. Искусство сегодня превратилось в дизайн и стало еще одним недорогим украшением. Сегодняшний зритель — другой...

Он привык к мельканию на экране, громкому звуку, эффектам… Что же касается интеллигенции, то ей сейчас не до кино. Она стала слишком суетливой, занятой, чтобы ходить в кинематограф.

Я не преподаю в театральных вузах, потому что боюсь своими размышлениями испортить молодым людям настроение. Сегодня востребованы те актеры, которые умеют быть натуральными, простыми, понятными. А также мобильными, универсальными… Такое качество, как мастерство, уже мало что значит. При той скорости, в которой сейчас делается кино, не до мастерства...

Почти готов принять виртуальный мир. Когда мне рассказывают, что написано обо мне в интернете и что даже якобы есть мой сайт, я по-хорошему удивляюсь. Не то что интернетом, я даже мобильным телефоном почти не пользуюсь. Компьютером пользуюсь — как пишущей машинкой. Именно с его помощью я написал свою последнюю книгу.

Никогда не считал себя модным мужчиной. На мой взгляд, одевался скромно и удобно. Хотя в молодости меня считали стилягой.

Люблю Чехова. Он сделал все, что смог, он выразил нас. Он подал нам пример своей жизнью, своими произведениями, в которых отражена печальная проза нашей жизни, с блестками надежд и заблуждений.

Во многих городах, где я бываю, у меня складывается ощущение, что я совсем один среди тысячи глаз, что попал в круговорот большого движения, из-за которого мы почти не видим и не слышим друг друга. Поскольку живем во времена перемен, по большому счету, пребываем в состоянии колебания. Нас шатает, трясет, выбивает из колеи. Не можем найти точку опоры. Впрочем, сия неустойчивость была знакома и передана еще русскими поэтами — Пушкиным, Маяковским, Есениным и многими другими.

В кино хожу редко, когда много шума вокруг какой-то премьеры... Раньше был поклонником Тарантино, точнее, его фильма «Криминальное чтиво». А после выхода «Убить Билла 2», «Бешеные псы» — разочаровался.

Сергей Юрский. Без оглядки на обстоятельства Фото: РИА Новости

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ РОЛИ СЕРГЕЯ ЮРСКОГО В КИНО И ТЕЛЕФИЛЬМАХ

"Человек ниоткуда" (1961) В фильме Эльдара Рязанова актер сыграл роль Чудака, которая стала его первой главной ролью в кино. Комедию подвергли критике за отсутствие «идейной концепции и ясной философской позиции».

"Золотой теленок" (1968) В фильме Михаила Швейцера, ставшем первой экранизацией романа Ильфа и Петрова, сыграл великого комбинатора Остапа Бендера. Роль сделала его звездой советского кинематографа.

"Республика ШКИД" (1966) В картине, действие которой происходит в начале 1920-х, сыграл роль директора школы-коммуны для трудновоспитуемых подростков Сорокина. За год фильм посмотрели 32,6 млн зрителей.

"Король-олень" (1969) В этой музыкальной театрализованной сказке режиссера Арсенова Сергей Юрский не только сыграл роль Тартальи, но и исполнил песню на музыку композитора Микаэла Таривердиева.

"Место встречи изменить нельзя" (1979) Легендарная картина Станислава Говорухина снята по роману братьев Вайнеров «Эра милосердия». В ней Сергей Юрский сыграл одну из лучших своих ролей — врача Ивана Сергеевича Груздева. Многие критики сошлись во мнении, что противостояние главного героя Глеба Жеглова и подозреваемого в убийстве жены Груздева — одна из самых сильных линий в сериале.

"Любовь и голуби" (1984) На роль Василия Кузякина режиссер Меньшов пробовал Юрского, но затем утвердил его на роль старика — соседа дяди Мити. Юрскому тогда еще не исполнилось 50 лет. Сам актер называет дядю Митю одной из самых любимых ролей. В народе гуляют его фразы: «Инфаркт микарда. Вот такой рубец!»; «Никто не знает, как она меня называла. Я ее — Санюшка, а она меня — Митюнюшка. И что характерно: любили друг друга». 

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.