Мечты высокого полета
Готовясь к этому интервью, корреспондент «Вечерки» перелистала гору литературы о самолетах и подготовила много умных вопросов. Но зашла, что называется, с козырей.
НА ВЗЛЕТ!
- За какую штуковину надо потянуть, чтобы самолет поднялся в воздух?
- Чтобы сложить простой бумажный самолетик, нужно взять тетрадный лист, согнуть его правильно по линиям, и только тогда его можно будет запускать… Много кнопок нужно нажать, что-то покрутить, надавить, потянуть, придвинуть и перелистнуть — всего около пятидесяти действий. И тогда — полетели!
УЧЕБА И УЧЕБА
- Пилотами, наверное, становятся так же, как учителями, врачами, инженерами...
- Да. Но в моем случае путь был несколько извилист...
- Вы ведь из военных летчиков?
- Да, я военный летчик первого класса. Летал на «Сухих» и «Мигах». Служил, кстати, в Подмосковье, в Кубинке (это там базируются авиационные пилотажные группы «Витязи» и «Стрижи». - «ВМ»). Окончил училище и сразу начал учиться снова. Любой вуз дает только азы и основы, а профессию получают на практике, в деле. По степени ответственности и времени, потраченному на ее освоение, профессию летчика можно сравнить только с профессией хирурга. И если бы я не стал летчиком, то стал бы либо моряком, либо хирургом. В каждой из этих профессий каждый раз для себя открываешь что-то новое. Все время надо учиться.
- Но в юности в небо позвала романтика?
- Да! Я уже давно в профессии, но до сих пор испытываю некий романтический настрой, когда сажусь за штурвал самолета. Эту любовь к небу можно сравнить разве что с любовью к женщине.
ВОДИТЕЛЬ ФУРЫ
- Тяжело было уходить со службы?
- В 1993-м расформировали полк, в котором я служил. Это были не лучшие времена для страны, все разваливалось, мы почти не летали, и как летчик я деградировал — это было понятно. Нужно было принимать решение, чем дальше заниматься. Я сунулся в гражданскую авиацию, но там было настолько предвзятое отношение к военным, что я всюду получал от ворот поворот.
Бытовало мнение, что военные — это не летчики, а камикадзе. И я перешел в тяжелую транспортную авиацию, прошел переподготовку на Ан-22 «Антей».
Для меня это время было самым тяжелым... Для летчика-истребителя пересесть на транспортник — все равно что автогонщику пересесть с болида на фуру, которая возит арбузы! Но года через два я все-таки прошел переподготовку и стал гражданским летчиком.
- Новая профессия, наверное, давала уверенность в завтрашнем дне, ведь пилоты неплохо зарабатывают?..
- Я пришел в гражданскую авиацию в 1995-м. Работа была, но кругом — разруха, и с заработком не очень. И так — примерно лет десять. Доходило до того, что после рейсов садился за руль машины и ночами таксовал.
Потом стал заметен экономический рост в стране, расширилась сфера услуг, начал развиваться и авиационный бизнес. И появилась адекватная труду и квалификации заработная плата. Сейчас кавээс (КВС, капитан воздушного судна. — «ВМ») может зарабатывать около 500 тысяч рублей.
- Это очень, как теперь говорят, конкурентная зарплата!
- У нас — и этой схемы придерживается большинство авиакомпаний — зарплата складывается из оклада, оплаты за часы, проведенные в воздухе, дальности полета, статуса рейса — они делятся на дальнемагистральные и региональные. Кроме того, учитывается тип самолета — за управление судном зарубежного производства платят больше. Плюс квалификация... Конечно, обычный выпускник летного училища может рассчитывать на существенно меньшие деньги — 60–80 тысяч рублей. Но ему есть куда стремиться.
СОВЕТСКАЯ ШКОЛА ПРОТИВ ЗАПАДНОЙ
- Нельзя обойти вниманием недавний случай с гибелью немецкого лайнера по вине второго пилота...
- Все авиакомпании обращают много внимания управлению ресурсами экипажа. В советском варианте это звучало как «технология взаимодействия». И эта технология играет большую роль в безопасности полетов. Раз в год мы проходим занятия по этому предмету.
- Иными словами, это «психологический климат»?
- Именно. Капитан корабля должен иметь возможность перенести часть нагрузки на второго пилота и быть уверенным в нем. Раньше у нас как было: экипаж — одна семья. Считалось, что чем лучше люди знают друг друга, тем безопаснее полеты.
Развитие техники привело к тому, что в кабине самолета сейчас только двое: капитан и второй пилот. Так вот, у западных компаний появилась целая философия, которая заключается в том, что предпочтительнее и правильнее летать с незнакомым человеком. Якобы чем ближе люди знают друг друга, тем больше между ними доверия, и в воздухе это может сыграть злую шутку — ты доверился человеку, не проследил выполнение команды, которая может привести к фатальным вещам...
- Но не все так однозначно...
- Экипажу нужен постоянный перекрестный контроль. Между капитаном и вторым пилотом должен быть своеобразный пинг-понг.
РОБОТЫ-ПИЛОТЫ
- Не боитесь, что наступит время, когда за штурвалом не нужен будет человек?
- Не боюсь. Оно обязательно наступит. Мне кажется, в течение пятидесяти лет это станет возможным. Люди уже сейчас доверяют свою жизнь машинам, в некоторых городах курсируют поезда без машинистов.
- Но небо не прощает ошибок...
- Вопрос в другом: смогут ли люди доверить свои жизни машине. Уже сейчас самолет умнее человека. Но когда искусственный интеллект сможет самостоятельно принимать решения в чрезвычайной ситуации, тогда авиакомпаниям стоит задуматься о переходе на автоматизированное управление воздушным судном.
КАК В ПЕСНЕ ПОЕТСЯ
- Когда придет время уходить, чем займетесь?
- Все равно буду летать и, возможно, преподавать. В Подмосковье сейчас такое количество аэроклубов, что мне найдется дело.
- Насколько тяжело уходить из профессии?
- Все индивидуально, зависит от человека. Если шило в одном месте, а оно у меня точно есть, я не смогу сидеть без дела. В 2010 году я умудрился сломать обе руки. Левую сломал сильнее, чем правую, но правая срослась плохо, пришлось снова ломать, вставлять железку. Полгода не летал. Встал серьезный вопрос, смогу ли я вернуться в профессию — пришлось проходить летную комиссию, чтобы врачи убедились, что я смогу полноценно управлять самолетом.
- «Есть одна у летчика мечта — высота…» — пелось в известной советской песне. О чем еще мечтается пилоту?
- Поесть и поспать (смеется). А еще хочется попробовать новые самолеты, мне нравятся машины и катера — хочется объять необъятное.
ЛЕТАЮЩИЙ БЛОГЕР
- Вы сейчас наверное самый популярный — благодаря интернету — российский летчик (в интернете Кочемасов известен под именем Летчик Леха). Вы ведете журналы, публикуете фотографии. Издали книжку. Приносит ли эта популярность дивиденды?
- Мне доставляет удовольствие общение с людьми. Дивиденды? Наверное, это выражается в том, что люди по всему миру могут откликнуться и помочь мне. Вот поехал я в Майами на переобучение, написал об этом в Фейсбуке. Тут же народ подсказал, где подешевле арендовать машину, показали хороший пляж, на экскурсии свозили. Меня однажды в Таиланде узнали. В гостинице увидели, признали, говорят: «Летцик Леха пириехал».
- И, наверное, много писем пишут?
- Ежедневно на почту приходит до 150 писем. Две трети из них — от школьников лет четырнадцати и молодых людей, которым немного за тридцать. Почти все они хотят связать свою жизнь с авиацией. Отвечать пытаюсь всем. В основном вопросы стандартны: «Я учусь в школе, мечтаю стать пилотом, куда посоветуете мне поступать».
Недавно мне написал мальчишка лет одиннадцати, хочет стать пилотом, но — проблема — плохо учится. Побеседовал с ним и выяснил, что дело в обычной лени. Просто не хочет учиться. А без этого, брат, — пишу ему — летчиком никогда не стать, да и любую другую профессию не освоить. Нужно ставить перед собой цели и достигать их. Не могу сказать, что я плохо учился в школе. Единственная проблема, которая у меня возникала, так это с русским языком.
Сочинение писал на пятерки, а за грамотность хватал двойки. Я не понимал, почему «жи»-«ши» нужно писать с буквой «и». У меня это вызывало внутренний протест. Но все преодолимо. Если есть какая-то цель, к ней нужно стремиться. Я, например, начал изучать английский в 32 года, чтобы летать на международных линиях.
- Что в итоге с мальчишкой, не расхотел быть пилотом?
- Пока он пишет, что подтянулся по отстающим предметам. Уже хорошо. Сложнее общаться со взрослыми сложившимися людьми, у которых по нескольку высших образований, но которые на четвертом десятке решили стать летчиками. У школьников все только впереди, на их стороне время, а взрослые уже научились достигать целей, но им просто может не хватить времени, чтобы овладеть этой непростой профессией.
- Есть, наверное, какой-то возраст, после которого идти в летчики нет смысла...
- А, наверное, и нет. Мой знакомый в 48 лет стал пилотом. Когда-то он окончил летное училище. Потом летал на спортивных самолетах — в качестве хобби. А годы спустя приложил массу усилий и стал вторым пилотом на «Боинге-737». Так что ничего невозможного нет.
СПУСКАЯСЬ С НЕБЕС
- Чем летчик занимается после полетов?
- Рыбалкой, много времени провожу с семьей. Пока не осуществлена мечта иметь домик у реки, лодку моторную... Недавно из приюта взял кота. Все мейн-куна (крупная порода кошек. — «ВМ») хотел завести, но так сложилось, что сначала одну брошенную кошечку подобрал, теперь вот этого.
Жена уговорила, уж больно тяжелая судьба у него. Мальчишки в подвале забивали палками котят, этот был на последнем издыхании. Нашлась добрая девушка, выходила, ну а держать негде. Опять же соцсети помогли. Кинули клич, что кот ищет дом, жена уговорила, взяли. Теперь обжился, чувствует себя хозяином.
ПОСЛЕДНИЙ ВОПРОС
- Часто ли пассажиры во время полета просятся в кабину пилота?
- Всегда! На каждом рейсе! Но нельзя категорически. А вот после посадки — пожалуйста, можно зайти посмотреть и сфотографироваться.
УЧИМСЯ ЛЕТАТЬ
В России работают несколько учебных заведений гражданской авиации.
■ Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации. Самый большой авиационный вуз страны.
■ Сасовское летное училище гражданской авиации.
■ Краснокутское летное училище гражданской авиации.
■ Бугурусланское летное училище гражданской авиации.
■ Омский летно-технический колледж гражданской авиации.
■ Якутский авиационно-технический колледж гражданской авиации.
■ Красноярский авиационно-технический колледж гражданской авиации. Получить корочку пилота-любителя можно и после обучения в аэроклубе (в Москве и Подмосковье их около двадцати). Для получения диплома пилота гражданской авиации потребуется дополнительное обучение.
ДОСЬЕ
Алексей Кочемасов окончил Борисоглебское высшее военное училище летчиков им. В. П. Чкалова. С 1995 года работает в гражданской авиации. Освоил более двадцати типов различных самолетов.