Главное
Истории
Газировка

Газировка

Книжные клубы

Книжные клубы

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Готика в Москве

Готика в Москве

Таро в России

Таро в России

Хандра

Хандра

Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Мечты высокого полета

Общество
«Вечерка» открывает серию материалов о людях профессий, которые не столь уж редки, но представления о которых у нас почти нет. Знакомьтесь: пилот гражданской авиации Алексей Кочемасов.

Готовясь к этому интервью, корреспондент «Вечерки» перелистала гору литературы о самолетах и подготовила много умных вопросов. Но зашла, что называется, с козырей.

НА ВЗЛЕТ!

- За какую штуковину надо потянуть, чтобы самолет поднялся в воздух?

- Чтобы сложить простой бумажный самолетик, нужно взять тетрадный лист, согнуть его правильно по линиям, и только тогда его можно будет запускать… Много кнопок нужно нажать, что-то покрутить, надавить, потянуть, придвинуть и перелистнуть — всего около пятидесяти действий. И тогда — полетели!

УЧЕБА И УЧЕБА

- Пилотами, наверное, становятся так же, как учителями, врачами, инженерами...

- Да. Но в моем случае путь был несколько извилист...

- Вы ведь из военных летчиков?

- Да, я военный летчик первого класса. Летал на «Сухих» и «Мигах». Служил, кстати, в Подмосковье, в Кубинке (это там базируются авиационные пилотажные группы «Витязи» и «Стрижи». - «ВМ»). Окончил училище и сразу начал учиться снова. Любой вуз дает только азы и основы, а профессию получают на практике, в деле. По степени ответственности и времени, потраченному на ее освоение, профессию летчика можно сравнить только с профессией хирурга. И если бы я не стал летчиком, то стал бы либо моряком, либо хирургом. В каждой из этих профессий каждый раз для себя открываешь что-то новое. Все время надо учиться.

- Но в юности в небо позвала романтика?

- Да! Я уже давно в профессии, но до сих пор испытываю некий романтический настрой, когда сажусь за штурвал самолета. Эту любовь к небу можно сравнить разве что с любовью к женщине.

ВОДИТЕЛЬ ФУРЫ

- Тяжело было уходить со службы?

- В 1993-м расформировали полк, в котором я служил. Это были не лучшие времена для страны, все разваливалось, мы почти не летали, и как летчик я деградировал — это было понятно. Нужно было принимать решение, чем дальше заниматься. Я сунулся в гражданскую авиацию, но там было настолько предвзятое отношение к военным, что я всюду получал от ворот поворот.

Бытовало мнение, что военные — это не летчики, а камикадзе. И я перешел в тяжелую транспортную авиацию, прошел переподготовку на Ан-22 «Антей».

Для меня это время было самым тяжелым... Для летчика-истребителя пересесть на транспортник — все равно что автогонщику пересесть с болида на фуру, которая возит арбузы! Но года через два я все-таки прошел переподготовку и стал гражданским летчиком.

- Новая профессия, наверное, давала уверенность в завтрашнем дне, ведь пилоты неплохо зарабатывают?..

- Я пришел в гражданскую авиацию в 1995-м. Работа была, но кругом — разруха, и с заработком не очень. И так — примерно лет десять. Доходило до того, что после рейсов садился за руль машины и ночами таксовал.

Потом стал заметен экономический рост в стране, расширилась сфера услуг, начал развиваться и авиационный бизнес. И появилась адекватная труду и квалификации заработная плата. Сейчас кавээс (КВС, капитан воздушного судна. — «ВМ») может зарабатывать около 500 тысяч рублей.

- Это очень, как теперь говорят, конкурентная зарплата!

- У нас — и этой схемы придерживается большинство авиакомпаний — зарплата складывается из оклада, оплаты за часы, проведенные в воздухе, дальности полета, статуса рейса — они делятся на дальнемагистральные и региональные. Кроме того, учитывается тип самолета — за управление судном зарубежного производства платят больше. Плюс квалификация... Конечно, обычный выпускник летного училища может рассчитывать на существенно меньшие деньги — 60–80 тысяч рублей. Но ему есть куда стремиться.

СОВЕТСКАЯ ШКОЛА ПРОТИВ ЗАПАДНОЙ

- Нельзя обойти вниманием недавний случай с гибелью немецкого лайнера по вине второго пилота...

- Все авиакомпании обращают много внимания управлению ресурсами экипажа. В советском варианте это звучало как «технология взаимодействия». И эта технология играет большую роль в безопасности полетов. Раз в год мы проходим занятия по этому предмету.

- Иными словами, это «психологический климат»?

- Именно. Капитан корабля должен иметь возможность перенести часть нагрузки на второго пилота и быть уверенным в нем. Раньше у нас как было: экипаж — одна семья. Считалось, что чем лучше люди знают друг друга, тем безопаснее полеты.

Развитие техники привело к тому, что в кабине самолета сейчас только двое: капитан и второй пилот. Так вот, у западных компаний появилась целая философия, которая заключается в том, что предпочтительнее и правильнее летать с незнакомым человеком. Якобы чем ближе люди знают друг друга, тем больше между ними доверия, и в воздухе это может сыграть злую шутку — ты доверился человеку, не проследил выполнение команды, которая может привести к фатальным вещам...

- Но не все так однозначно...

- Экипажу нужен постоянный перекрестный контроль. Между капитаном и вторым пилотом должен быть своеобразный пинг-понг.

РОБОТЫ-ПИЛОТЫ

- Не боитесь, что наступит время, когда за штурвалом не нужен будет человек?

- Не боюсь. Оно обязательно наступит. Мне кажется, в течение пятидесяти лет это станет возможным. Люди уже сейчас доверяют свою жизнь машинам, в некоторых городах курсируют поезда без машинистов.

- Но небо не прощает ошибок...

- Вопрос в другом: смогут ли люди доверить свои жизни машине. Уже сейчас самолет умнее человека. Но когда искусственный интеллект сможет самостоятельно принимать решения в чрезвычайной ситуации, тогда авиакомпаниям стоит задуматься о переходе на автоматизированное управление воздушным судном.

КАК В ПЕСНЕ ПОЕТСЯ

- Когда придет время уходить, чем займетесь?

- Все равно буду летать и, возможно, преподавать. В Подмосковье сейчас такое количество аэроклубов, что мне найдется дело.

- Насколько тяжело уходить из профессии?

- Все индивидуально, зависит от человека. Если шило в одном месте, а оно у меня точно есть, я не смогу сидеть без дела. В 2010 году я умудрился сломать обе руки. Левую сломал сильнее, чем правую, но правая срослась плохо, пришлось снова ломать, вставлять железку. Полгода не летал. Встал серьезный вопрос, смогу ли я вернуться в профессию — пришлось проходить летную комиссию, чтобы врачи убедились, что я смогу полноценно управлять самолетом.

- «Есть одна у летчика мечта — высота…» — пелось в известной советской песне. О чем еще мечтается пилоту?

- Поесть и поспать (смеется). А еще хочется попробовать новые самолеты, мне нравятся машины и катера — хочется объять необъятное.

ЛЕТАЮЩИЙ БЛОГЕР

- Вы сейчас наверное самый популярный — благодаря интернету — российский летчик (в интернете Кочемасов известен под именем Летчик Леха). Вы ведете журналы, публикуете фотографии. Издали книжку. Приносит ли эта популярность дивиденды?

- Мне доставляет удовольствие общение с людьми. Дивиденды? Наверное, это выражается в том, что люди по всему миру могут откликнуться и помочь мне. Вот поехал я в Майами на переобучение, написал об этом в Фейсбуке. Тут же народ подсказал, где подешевле арендовать машину, показали хороший пляж, на экскурсии свозили. Меня однажды в Таиланде узнали. В гостинице увидели, признали, говорят: «Летцик Леха пириехал».

- И, наверное, много писем пишут?

- Ежедневно на почту приходит до 150 писем. Две трети из них — от школьников лет четырнадцати и молодых людей, которым немного за тридцать. Почти все они хотят связать свою жизнь с авиацией. Отвечать пытаюсь всем. В основном вопросы стандартны: «Я учусь в школе, мечтаю стать пилотом, куда посоветуете мне поступать».

Недавно мне написал мальчишка лет одиннадцати, хочет стать пилотом, но — проблема — плохо учится. Побеседовал с ним и выяснил, что дело в обычной лени. Просто не хочет учиться. А без этого, брат, — пишу ему — летчиком никогда не стать, да и любую другую профессию не освоить. Нужно ставить перед собой цели и достигать их. Не могу сказать, что я плохо учился в школе. Единственная проблема, которая у меня возникала, так это с русским языком.

Сочинение писал на пятерки, а за грамотность хватал двойки. Я не понимал, почему «жи»-«ши» нужно писать с буквой «и». У меня это вызывало внутренний протест. Но все преодолимо. Если есть какая-то цель, к ней нужно стремиться. Я, например, начал изучать английский в 32 года, чтобы летать на международных линиях.

- Что в итоге с мальчишкой, не расхотел быть пилотом?

- Пока он пишет, что подтянулся по отстающим предметам. Уже хорошо. Сложнее общаться со взрослыми сложившимися людьми, у которых по нескольку высших образований, но которые на четвертом десятке решили стать летчиками. У школьников все только впереди, на их стороне время, а взрослые уже научились достигать целей, но им просто может не хватить времени, чтобы овладеть этой непростой профессией.

- Есть, наверное, какой-то возраст, после которого идти в летчики нет смысла...

- А, наверное, и нет. Мой знакомый в 48 лет стал пилотом. Когда-то он окончил летное училище. Потом летал на спортивных самолетах — в качестве хобби. А годы спустя приложил массу усилий и стал вторым пилотом на «Боинге-737». Так что ничего невозможного нет.

СПУСКАЯСЬ С НЕБЕС

- Чем летчик занимается после полетов?

- Рыбалкой, много времени провожу с семьей. Пока не осуществлена мечта иметь домик у реки, лодку моторную... Недавно из приюта взял кота. Все мейн-куна (крупная порода кошек. — «ВМ») хотел завести, но так сложилось, что сначала одну брошенную кошечку подобрал, теперь вот этого.

Жена уговорила, уж больно тяжелая судьба у него. Мальчишки в подвале забивали палками котят, этот был на последнем издыхании. Нашлась добрая девушка, выходила, ну а держать негде. Опять же соцсети помогли. Кинули клич, что кот ищет дом, жена уговорила, взяли. Теперь обжился, чувствует себя хозяином.

ПОСЛЕДНИЙ ВОПРОС

- Часто ли пассажиры во время полета просятся в кабину пилота?

- Всегда! На каждом рейсе! Но нельзя категорически. А вот после посадки — пожалуйста, можно зайти посмотреть и сфотографироваться.

УЧИМСЯ ЛЕТАТЬ

В России работают несколько учебных заведений гражданской авиации.

Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации. Самый большой авиационный вуз страны.

Сасовское летное училище гражданской авиации.

Краснокутское летное училище гражданской авиации.

Бугурусланское летное училище гражданской авиации.

Омский летно-технический колледж гражданской авиации.

Якутский авиационно-технический колледж гражданской авиации.

Красноярский авиационно-технический колледж гражданской авиации. Получить корочку пилота-любителя можно и после обучения в аэроклубе (в Москве и Подмосковье их около двадцати). Для получения диплома пилота гражданской авиации потребуется дополнительное обучение.

ДОСЬЕ

Алексей Кочемасов окончил Борисоглебское высшее военное училище летчиков им. В. П. Чкалова. С 1995 года работает в гражданской авиации. Освоил более двадцати типов различных самолетов.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.