Нужно строить другие башенки
- Нас, родившихся в последнее десятилетие существования СССР, часто характеризуют как «потерянное поколение», как конформистов. Вы согласны?
- Мне трудно объяснить это словами, потому я и сняла об этом фильм, но наше поколение отнюдь не потерянное. Это поколение людей, которые по-настоящему чувствуют, стараются жить, не обманывать себя хотя бы в половине случаев. Возможно, эта «потерянность» чувствуется оттого, что мы не испытываем удовлетворения от той жизни, которая нас окружает.
Этот фильм связан с окружающей нас действительностью, он о времени имитации, подмен, компромиссов, сытости, о времени, в котором абсолютно размыта грань между хорошим и плохим. Фильм настолько нравится 20-летним, что я уже не хотела бы привязывать его к конкретному поколению. Мы до сих пор чувствуем в себе маленького человека, 9-летнего. Он говорит нам, что такое «хорошо» и что такое «плохо», и мы очень остро чувствуем неправду.
Наши приоритеты сложились в детстве, и многие из них не актуальны сегодня. Но многие — актуальны. Мы остро чувствуем время и хотим в этом времени делать что-то важное и настоящее.
- В фильме три главные детские роли ребята исполнили так, что трудно поверить, что они понятия не имеют о пионерах. О чем думают и мечтают сегодняшние дети?
- В общем-то исходя из этого я этих ребят и отбирала. Это «наши» дети, хорошие, настоящие. У них хорошие мечты.
- Неужели в космос полететь?
- Они мечтают, чтобы никто не умирал и просто быть хорошим человеком.
- Я смотрел «Пионеров-героев» в кинотеатре, был единственным зрителем в зале.
- Это нормальная история для российского авторского кино. Еще нужно учитывать, что у фильма почти не было рекламы. Долгое время мне казалось, что снять такое кино невозможно. Невозможно в одной точке времени и пространства сконцентрировать свои желания, мечты, мысли. Я очень от этого страдала. В какой-то момент я поняла, что должна сама что-то делать, хотя казалось, что нет на это сил.
В итоге и силы появились, и люди нужные возникли вокруг идеи. Продюсеру Сергею Сельянову понравился сценарий, понравилась я, понравились мои работы. Сразу.
- Вы следите за реакцией людей на ваш фильм?
- Прошло четыре дня проката, а моя почта уже завалена письмами. Люди пишут потрясающие вещи. «Пионеры-герои» не оставляют равнодушными. Мне пишут о себе, о своей жизни, о том, что это кино — про них. Честные письма. Я такого не ожидала.
- В недавнем интервью «ВМ» Сергей Сельянов использовал термин «потерянное поколение», с которым вы не согласны.
- Мне важнее не термины, а хотят ли люди узнавать себя, хотят ли признаваться в чем-то. Фильм же, помимо восторженных отзывов, вызывает еще и истерическую неприязнь, раздражает многих. Людей, которые внушили себе, что в жизни все хорошо, никаких проблем нет, раз есть вкусная еда, хороший алкоголь и машина. Таким людям сложно смотреть это кино, оно их бесит. Мы им напоминаем о чем-то.
- О детской травме, вызванной сменой эпох?
- Не знаю, можно ли это назвать травмой. Когда мир переходит в другое состояние, а тебе 8–15 лет, это сложно понять и принять. Ведь все авторитеты, векторы — все поменялось. Мы ждали, когда наступит коммунизм, и в магазинах появятся бесплатные шоколадки и бананы. Распад страны повлиял на всех, но дети были менее защищены.
- Как вы относитесь к совершенно явной ностальгии нашего поколения?
- Она есть. Но почему туда все поворачиваются? Потому что там было что-то существенное, понятное. Но я не ностальгирую по СССР. Понимаю, что Советский Союз — это великая искусственная эпоха. И было огромное количество подводных камней. Там было парадоксально. Но это данность, про которую я рассказываю. Это то, через что прошли страна, мои сверстники, и не только они. И в фильме я пыталась показать связь времен, а не разрыв. Почему мы такие, почему европейская идея стяжательства в нас не приживается. Почему мы тоскуем. Русский код немножко другой. Никогда мы не будем просто радоваться вкусной и хорошей, счастливой жизни. Нам нужны смыслы, но общности настоящей и очевидной смысловой, на мой взгляд, все еще нет.
- Поэтому мы зациклены на себе?
- Не знаю, возможно. Есть же старая русская пословица: «На миру и смерть красна». В нас сидит необходимость общности. Мы не нация, которая может быть заточена на себе. Нам важно понимать, что где-то рядом такой же. Мы всегда этого ищем.
- Если западная цивилизационная модель нам не подходит, почему сегодня от людей, кстати, нашего поколения, часто слышно «пора валить»?
- Те, кто валит, пусть валят быстрее и перестают об этом кричать. Я люблю эту страну. Она прекрасная, большая, несчастная. Я уверена, что у нас богоизбранная страна. Кто-то бежит с корабля, а кто-то остается этот корабль латать. Строить шлюпки. И я знаю многих, кто пытается здесь и сейчас делать что-то настоящее.
- А Россию вы хорошо знаете, от края до края?
- Да, я много путешествовала по стране. Села однажды в поезд и неделю ехала в плацкарте до Владивостока. И автостопом много проехала. Денег не было, а увидеть и узнать людей хотелось. Здесь уникальные люди живут. Очень красивые люди. И возможно то, что невозможно нигде.
- Я был пионером около года.Было странно и неприятно: недавно ты с огнем в глазах читал наизусть «перед лицом своих товарищей торжественно клянусь», и вдруг это все оказалось неважным и даже дурным.
- Галстуки снимали и топтали. Этот опыт сидит в нас во всех. Даже в 2000-х годах многие еще надеялись, что мы что-то построим и куда-то придем. Очевидно, что многие западные ценности внутри нас не приживаются, но со многим мы пока молча соглашаемся.
Вы знаете, я однажды ездила к Тонино Гуэрра — это сценарист Феллини, Тарковского — уникальный человек, которого уже, к сожалению, нет в живых. Мы много говорили о России. Он сказал, что мы, конечно, очень классные, но нам нужно научиться говорить «нет». По моим ощущениям мы уже очень долго находимся в состоянии «да». И я считаю, что сейчас для нашего поколения наступило время возможности говорить «нет». Отличать подлинное от имитации.
Мы сегодня разговаривали с моей подругой-актрисой, ей чуть больше 20 лет. Говорили, что сейчас у нас есть возможность, пока жизнь не прижимает к земле ипотеками и прочим, пытаться выбирать. Если есть хоть какая-то возможность послушать себя, внутренний голос, если есть возможность не врать себе.
- Чему сейчас нужно сказать «нет»?
- «Нет» — это внутреннее ощущение, связанное с образом жизни. Я, например, могу сейчас сказать «нет» на предложение сниматься в плохом сериале. Когда чувствую, что, сказав «да», стану вместе с кем-то еще достраивать эту башенку из дерьма. Если есть хотя бы какая-то возможность делать мир настоящим, эту возможность нельзя упускать. Я верю, что тогда многое вокруг изменится.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Сергей Сельянов, продюсер фильма «Пионеры-герои»:
- Драма этого поколения — в потребности подвига, которая была заложена в сознание советских пионеров в детские годы и потом осталась нереализованной. Многие не хотели с этим чувством расставаться. Поэтому часть этих людей чувствует себя сегодня не очень уютно: они чего-то хотят, но нет новой системы ценностей, которая бы отвечала их потребностям. Где сейчас место подвигу? Что сегодня наша система ценностей может им предложить, кроме бабла? Но ведь, помимо денег, есть что-то еще, что нужно стране, к чему можно стремиться каждому конкретному человеку. Так ведь?
ДОСЬЕ
Наталья Кудряшова родилась в 1978 году в Нижнем Новгороде, там же окончила театральное училище и служила актрисой в Академическом театре драмы. В 2002 году перешла в московскую Школу драматического искусства Анатолия Васильева. В 2011 году номинировалась на «Золотую маску» за лучшую женскую роль. В последние годы много снимается в кино. «Пионеры-герои» — ее первая полнометражная работа как режиссера и сценариста.
ПИОНЕРЫ-ГЕРОИ: ВСЕМ РЕБЯТАМ ПРИМЕР ВЫСОКОЙ МОРАЛИ И НРАВСТВЕННОСТИ
При всей идеологизированности и неоднозначности пионерская организация была явлением. И именно с ней ассоциируются у нас имена маленьких героев большой страны — детей, отдавших жизни за Родину.
■ Леня Голиков (1926–1943) Когда немцы оккупировали его село Лукино, ушел в партизанский отряд. Стал разведчиком, участвовал в 27 боевых операциях, погиб во время о кружения отряда немцами.
■ Зина Портнова (1926–1944) Вступив в начале войны в организацию «Юные мстители», устраивала диверсии на железной дороге, участвовала во взрывах электростанции, отравила пищу в немецкой столовой. Расстреляна гестапо.
■ Валя Котик (1930–1944) Во время оккупации собирал оружие и боеприпасы, расклеивал карикатуры на немцев. В одиночку забросал гитлеровцев гранатами. Стал партизаном. Был смертельно ранен и похоронен в Шепетовке.
■ Марат Казей (1929–1944) В начале войны помог захватить двух диверсантов. После казни матери стал разведчиком в партизанском отряде под Минском. В бою подорвал себя гранатой вместе с врагами.
■ Володя Дубинин (1927–1942) Был разведчиком в одном из партизанских отрядов под Керчью. О том, как мальчик водил немцев за нос, ходили легенды. Погиб, помогая саперам при разминировании подхода к каменоломне.
■ Витя Хоменко (1926–1942) Зная язык, подслушивал разговоры немецких офицеров в столовой Николаева и передавал сведения подпольщикам. Позже — содержание секретных документов. Казнен гестапо.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Детство без продолжения
Только что вышедший в прокат фильм режиссера Натальи Кудряшовой «Пионеры-герои» получил высокие оценки критиков на Берлинском кинофестивале и был отмечен наградой на «Кинотавре». Многим он показался удивительно актуальным, хотя, казалось бы, тема сломленного резкой сменой эпох поколения поверхностна и понятна.
«Пионеры-герои» — попытка посмотреть в лицо поколению 30–40-летних, чье детство пришлось на последние годы существования СССР и которое во взрослой жизни столкнулось с крушением многих идеалов. (далее...)