Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Мне не гореть на песке! Истребитель Як-3, подаренный Красной армии пчеловодом Ферапонтом Головатым, возвращен из США и занял почетное место в столичном музее

Общество
ЭКСКЛЮЗИВ «ВМ». 20 июля в строй боевой техники музея Вадима Задорожного встал именной самолет Як-3. Он стал легендой еще во время Великой Отечественной войны. Накануне журналисты «ВМ» приняли участие в его сборке.

Герой Великой Отечественной войны — боевой самолет Як-3 с надписью на борту: «От Ферапонта Петровича Головатого 2-й самолет на окончательный разгром врага!» и 14 красными звездочками на фюзеляже встречает нас без пропеллера и крыльев в ангаре выставочного зала Музея техники Вадима Задорожного. После долгих 24 лет музейщики США все-таки вернули советскую реликвию. Американская музейная пыль еще не стерта, но выглядит машина неплохо.

ПИСЬМО ВЕРХОВНОМУ

История этого Яка началась в 1944 году.

— Саратовский пчеловод Ферапонт Головатов передал местному авиазаводу 100 тысяч рублей на постройку военного самолета, — рассказывает главный инженер Музея техники Юрий Сазонов. — Он и обратился с письмом к Иосифу Сталину с просьбой «купить на заработанные всей семьей трудодни истребитель самой последней конструкции для Красной Армии».

[OBJ Автор видео: Валерий Бузовкин]

В письме Головатый попросил вручить машину своему земляку, известному летчику Борису Еремину. Это был уже второй крупный взнос для Красной армии от Головатого.

Ответ Верховного напечатали все центральные газеты Советского Союза: «Примите мой привет и благодарность Красной Армии, Ферапонт Петрович, за Вашу заботу о Воздушных Силах Красной Армии. И. Сталин».

Именной подарок — самолет новой модификации Як-3 — оказался кстати: Борис Еремин летал на нем и бил врага до самого конца войны.

ЗАТЯНУВШАЯСЯ КОМАНДИРОВКА

— После войны легендарный самолет поместили в Московский музей ОКБ имени Яковлева, где он пробыл до 1991 года. Кстати, был на ходу, — рассказывает начальник экскурсионного отдела Алексей Меньшов. — Потом СССР развалился, ОКБ Яковлева заключило контракт с фирмой «Ганнел» об отправке трех Як-3 в Калифорнийский музей сроком на четыре года.

Среди них оказался и именной самолет Ферапонта Головатого. Четыре года заграничной командировки самолетов превратились в десятилетия.

— Мой боевой товарищ Борис Еремин переживал, что его Як не могли вернуть, — вспоминает летчик-истребитель Сергей Крамаренко. — Он обращался в разные инстанции, но так и не дождался этого момента, умер в 2005 году.

БОЛЬШЕ ЧЕМ ЭКСПОНАТ

Не стало боевого летчика, нет давно Ферапонта Головатого, но самолет все-таки вернулся на родину. Произошло это благодаря настойчивости Вадима Задорожного. В финансовые возвращения Яка Задорожный посвящать не стал: главное — результат.

— Спасибо ему и «Вечерке» за радостную новость, — сказал летчик-истребитель Сергей Макарович Крамаренко.

— Для меня этот самолет и вся техника музея не просто экспонаты. Многие из них можно сравнить с храмом, у которого враг сбил кресты. Проходит время, люди находят возможность восстановить храм, и он продолжает нести победу над разрухой, — уверен главный инженер музея Юрий Сазонов. — Помните, как у Высоцкого:

...Хранить — это дело
почетное тоже,
Удачу нести на крыле
Таким, как при жизни
мы были с Сережей,
И в воздухе, и на земле.

* В заголовке использована строчка из песни Высоцкого «Як-истребитель»

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Вадим Задорожный, директор музея техники:

- Нелегко было вернуть на родину легендарный самолет, но все-таки нам удалось это сделать. Он занял достойное место в основной экспозиции музея. Планируем его отреставрировать и даже сделать действующим, как и многие экспонаты музея.

СПРАВКА

Як-3, советский одномоторный самолет-истребитель, прошел боевое крещение в июне 1943 года, во время операции «Цитадель» под Курском. Истребитель был сделан преимущественно из дерева, он был одним из самых легких во время Второй мировой войны. Дальность полета — 885 км, максимальная скорость около 650 км/ч. На Як-3 летали многие советские асы.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.