Что готовит новый учебный год. Изучайте мир вместе с нами
Это общегородской проект, в нем участвуют три столичных издания: газета «Вечерняя Москва», московский журнал «История государства Российского» и «СтоЛичность» — приложение газеты «Аргументы и факты».
Каждую неделю издания проекта приходят во все московские школы. Газеты и журналы в рамках проекта дают дополнительные материалы по темам школьной программы в разных жанрах — новости, аналитика, комментарии, интервью, научные статьи, тематические обзоры. Это уникальная информация о жизни нашего города, интересные факты и материалы по физике, биологии, литературе, истории, языкознанию. Школьники могут использовать эти материалы при подготовке домашних заданий, научно-исследовательских работ, учителя — для проведения открытых уроков, дискуссий, классных часов. Мы стараемся связать в сознании наших читателей то, что они изучают на уроках с окружающим миром. Нам очень важно ваше мнение! Пишите нам. Самые интересные отклики, идеи и предложения вы увидите в газете.
Парад рубрик
Новый год для школьников и учителей начинается в сентябре. И мы начинаем новый сезон вместе с нашими читателями. Представляем вам лучшие постоянные рубрики газеты, а также новые, которые появятся в этом сезоне.
УЧЕНЫЕ ОТВЕЧАЮТ
Наталья Тростьянская
n.trostyanskaya@vm.ru
Правда ли, что в скором будущем автомобили будут ездить на воде? Как чувствуют себя на орбите бабочки-космонавты? Вы знаете ответы на эти вопросы? Если честно, то и я не на все. Но зато я знаю людей, которые с удовольствием поделятся с нами своими знаниями. В нашей постоянной рубрике «Вопрос на засыпку» ученые из разных областей науки ясно и понятно отвечают на такие каверзные вопросы, на которые порой и в интернете информацию не найдешь. Так что не стесняйтесь, спрашивайте, а уж мы в одном из ближайших выпусков постараемся узнать для вас, что едят на завтрак коалы и какую пользу приносят гнюсы. Кстати, гнюсами называют не плохих людей, как можно подумать, а электрических скатов.
НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА СТАРЫЕ ВЕЩИ
Оксана Полякова
o.polyakova@vm.ru
Мы продолжаем рубрику «Раритет», в которой рассказываем о вещах и явлениях из быта москвичей. Одни из них совсем забыты сегодня, другие — изменились до неузнаваемости. В прошлых номерах героями рубрики становились: школьные чернильницы и перьевые ручки, керосиновая лампа и чугунные утюги, примус и даже авоськи. Повседневность меняется, и вещи теряют свое назначение. Но память о них навсегда хранится в литературных произведениях. Что с ними стало с течением времени? Пылятся ли они в музейных закромах или нашли себе новое применение? Эволюция вещей удивительна. В новых выпусках мы расскажем о знакомых каждому предметах, но с другой стороны, с той, о которой вы даже не представляли.
ПРОГУЛЯЕМСЯ ПО ЛИТЕРАТУРНЫМ МЕСТАМ СТОЛИЦЫ
Мария Раевская
maria.raevskaya@vm.ru
Наша рубрика «Контекст» — о московских адресах и московской теме у известных писателей. В этом году мы расскажем о писателях, родившихся в самом конце XIX и в ХХ веке. Так как в советское время литературным процессом управляли сверху, возник феномен, неизвестный в предыдущие годы — компактное проживание писателей на одной территории. Это мог быть дом, квартиры в котором распределялись Литературным фондом (дома в Лаврушинском переулке или на Красноармейской улице), или дачный поселок (Переделкино, Красная Пахра). Поэтому некоторые выпуски рубрики будут посвящены не отдельным личностям, а целым литературным местам столицы.
С МЕСТА В КАРЬЕРУ!
Виктория Филатова
viktoria.filatova@vm.ru
В рубрике «Кем быть» мы расскажем о том, что сейчас происходит на рынке труда, перспективных и интересных профессиях, а также о том, где учиться и как и когда правильно начать свой старт для того, чтобы, связав жизнь с работой своей мечты, достигнуть в ней профессиональных высот. Ведь как говорил Конфуций — «выбери себе работу по душе, и тогда тебе не придется работать ни одного дня в своей жизни».
Рассказываем об особенностях самых разных профессий. Проводим день с реставраторами и бутафорами, берем интервью у космонавтов и дрессировщиков, расспрашиваем капитана о морских приключениях, делаем репортажи со съемочных площадок и выезжаем на смену со спасателями.
МУЗЕЙНАЯ РЕДКОСТЬ
Анастасия Ассорова
a.assorova@vm.ru
В рубрике «Все в музей» мы расскажем о самых интересных школьных музеях. Мы уже побывали в музее имени Нади Рушевой, музее единственной учительницы — героя Советского Союза, Елены Колесовой. Если вы сами водите экскурсии по школе и хотите,чтобы имя вашей школы звучало на страницах «Прессы в образовании» — пишите на почту a.assorova@vmdaily.ru
ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА
Никита Миронов
n.mironov@vm.ru
В рубрике «От первого лица» известные люди — ректоры вузов, актеры, режиссеры, спортсмены, космонавты — обращаются к старшеклассникам с приветствием, полезными советами. Вспоминают свои школьные годы. Рассказывают о том, как учеба в школе повлияла на их становление, выбор профессии, формирование личности. Какие книга были любимыми в 15–17 лет. Дают советы старшеклассникам — как найти себя и добиваться своей цели.
МЫ - ДЕТИ МОСКВЫ
Даниэлла Мовсумова
edit@vm.ru
В нашей новой рубрике «Мы — дети Москвы» будем говорить о привитии детям и подросткам столицы культуры толерантности. О том, как и чем живут дети разных народов. Как они общаются друг с другом в школе и во внеурочное время. Мы расскажем об особенностях обучения в школах, в которых, кроме обычных предметов, дети изучают еще и культурные особенности, традиции, обычаи разных народов. Поговорим о взаимном обогащении культур разных народов, познакомим читателей с творческими детскими национальными коллективами, расскажем о национальных видах спорта.
ПРОСТО О СЛОЖНОМ
Захар Артемьев
zahar.artemev@vm.ru
Еще одна новая рубрика. Мы даем слово московским учителям-предметникам, которые на страницах нашей газеты в доступной форме расскажут школьникам о событиях и явлениях в различных областях науки. Например, учитель физики пояснит, что такое адронный коллайдер, для чего он нужен, на каких принципах работает. А учитель биологии раскроет тайны бионики — науки о применении в технических устройствах и системах принципов организации, свойств, функций и структур живой природы.
МОСКВА - ГОРОД РЕМЕСЛЕННИКОВ
Эксперты-москвоведы расскажут об истории ремесел, зародившихся в Москве, о местах, с ними связанных (Кузнецкий мост, Котельническая набережная, Мясницкая улица и т.д.). Интервью с мастерами — гончарами, плотниками и т.д.— о секретах ремесла. Где можно этому научиться, попробовать что-то сделать самому. Инфографика — как устроен гончарный круг и т.д.
Внимание, конкурс!
И конечно же, в этом сезоне вас ждут новые увлекательные конкурсы и викторины.
В прошлом учебном году мы проводили конкурс на знание родного города «Столица знакомая и неизвестная». Мы получили большое количество писем от учеников, их родителей и учителей. Многие читатели принимали участие в викторине всей семьей. На фото — победительница конкурса Катя Хохлова, ученица 7-го класса гимназии № 45.
Следующим победителем можете оказаться именно вы. Читайте газету — конкурсные задания и призы ждут вас!
На этой странице мы представляем краткий экскурс по ключевым материалам номеров, вышедших в прошлом учебном году. Это лишь небольшая их часть. Все материалы можно найти на сайте проекта «Пресса в образовании» edupressa.ru и газеты «Вечерняя Москва» vm.ru в разделе «Пресса в образовании». Присылайте нам на почтовый адрес edit@edupressa.ru замечания и предложения, мы обязательно учтем их при подготовке следующих выпусков, чтобы сделать газету еще более интересной и полезной.
На первой странице публикуются наиболее важная, актуальная информация, новости образования, науки и техники, культуры. В каждом номере представлена инфографика, иллюстрирующая один из ключевых материалов текущего номера. Публикуются знаменательные даты и события следующей недели. Эти материалы можно использовать при подготовке докладов, рефератов на уроках истории, обществознания, литературы.
Вторая страница выходит под рубрикой «Открытый урок». Она предназначена в первую очередь учителям и родителям. Страница стала открытой площадкой для московских педагогов. В каждом номере публикуются интервью с учителями-новаторами, победителями профессиональных конкурсов: «Учитель года», «Педагог Москвы» и др. Педагоги делятся опытом с коллегами, рассказывают о собственных методиках преподавания.
Третья страница приложения выходит под рубрикой «Большая перемена». Статьи, которые публикуются на этой странице, ориентированы на старшеклассников. Ребята найдут здесь немало полезной информации: занимательные сведения из разных областей наук: биологии, физики, математики и т.д., конкурсы, в которых они могут принять участие, рассказы о различных профессиях, советы психологов на волнующие подростков темы.
Мир глазами школьников. Все материалы четвертой страницы готовят подростки, юные корреспонденты, которые учатся журналистике в школе «Новый фейерверк». Школа создана в редакции газеты «Вечерняя Москва». Ребята пишут о том, что интересно им самим и их сверстникам: авторские колонки, в которых они высказывают свое мнение на волнующие их темы, репортажи с фестивалей и выставок, интервью со студентами.
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Издания проекта «Прессы в образовании» уже четвертый год приходят в московские школы. За это время мы получили немало писем от учителей, учеников и родителей с откликами, пожеланиями и предложениями. Представляем вам цитаты из отзывов столичных педагогов и директоров школ.
Держу «Прессу в образовании» на своем рабочем столе
Ефим Рачевский, директор центра образования «Царицыно»
- Выпуски «Прессы в образовании» читаю постоянно. Эта газета всегда на моем столе. Как педагог хочу сказать, что ее делают люди, хорошо разбирающиеся в предмете. Я считаю, что очередной выпуск газеты должен быть в каждой семье, где есть школьники. Запомнился спецвыпуск, посвященный подготовке к Единому госэкзамену. Он сделан профессионально. Глубокий анализ, но, что важнее, очень конкретные и точные рекомендации старшеклассникам — как готовиться к ЕГЭ и как его успешно сдать. Мне очень нравится, что эти спецвыпуски носят тематический характер. Не про все и сразу, но — концентрируя внимание на той или иной проблеме. Я бы, например, в одном из ближайших выпусков поднял тему домашнего задания, а также тему многопредметности и академической нагрузки на школьников. Это большая и глубокая проблема. Актуальных тем на самом деле очень много, и я рад, что вы советуетесь с педагогами, какие из них следует поднять.
Важно прививать молодежи уважение к своей стране
Татьяна Щипкова, директор школы с углубленным изучением иностранных языков № 1240
- Мне нравится, что на страницах приложения вы уделяете место патриотическому воспитанию молодых людей в духе любви и уважения к своей стране. Запомнился один из последних тематических выпусков «Прессы в образовании», посвященный Великой Отечественной войне.
Считаю, нужно уделять больше внимания идеологическому воспитанию. Рассказывать о том, как достичь успеха в России, объяснять, как страна развивается. В какие вузы поступать, какие специальности могут быть востребованы через 5–7 лет, когда нынешние старшеклассники станут выпускниками вузов. Думаю, газета должна следить за тенденциями на рынке труда и ориентировать молодых людей в плане получения будущей профессии. Нужно рассказывать о проектах «Университетские субботы» и «Профессиональная среда», а также о том, какие знания и навыки нужно получить, чтобы быть востребованным на рынке труда.
Старшеклассники и учителя читают газету от корки до корки
Олеся Уросаева, заместитель директора по УВР школы № 409
- Приложение «Пресса в образовании» мы даем читать даже младшеклассникам в группе продленного дня. Хотя они понимают, может быть, всего 20–30 процентов информации. Но и это развивает мышление, а главное — приучает читать газеты. Ну а школьники постарше и тем более учителя читают приложение от корки до корки. Педагогам очень полезна рубрика «Департамент рекомендует», детям интересно читать об интернете и гаджетах.
Но есть материалы, которые пользуются одинаковым успехом и у детей, и у взрослых. Интересны и статьи о выдающихся деятелях прошлого, особенно если в статье сообщаются неизвестные факты из их жизни. Вызывают интерес и материалы по естественным наукам. Хорошо, что есть статьи по астрономии, ведь этот предмет преподается только в рамках курса физики.
Не остались незамеченными и специальные выпуски. Например, тот, что был посвящен столице, оказался незаменим на уроках москвоведения.
Статьи приложения можно использовать на занятиях
Марина Леонова, заслуженный учитель РФ, учитель истории и обществознания гимназии № 1452
- Газета стала верным помощником для наших педагогов. Каждый учитель смог найти для себя нужный материал по своему предмету: интересные сведения, новые факты, которые можно использовать на уроке и во внеурочной деятельности. Мне как учителю истории было интересно работать с материалами газеты. Часто нам не хватает времени, чтобы искать дополнительные материалы, а «Пресса в образовании» предоставляла нам эту возможность. Например, материалы по истории улиц Москвы можно использовать на уроках. В спецвыпуске по проектам собраны интересные работы ребят, которые помогут учителю во внеклассной работе. Газета полезна не только учителю-предметнику, но и классному руководителю, который сможет найти много интересного и для классного часа, и для работы с родителями. Спасибо редакции за интересную работу.