Вежливые люди
ОТТЕНОК ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ
Татьяна Николаева, специалист по этикету и деловому протоколу:
- В деловой сфере отношения определяются иерархией: здесь нет мужчин и женщин, пожилых и молодых — есть только начальники, коллеги и подчиненные. В компаниях не допускается носить откровенные наряды, одаривать коллег томными взглядами и вести себя вызывающе. Ведь мы приходим в офис не обольщать, а работать.
Каждое учреждение диктует свои правила того, как должен выглядеть сотрудник.
Универсальный набор одежды для деловой женщины — костюм темного цвета и светлая блузка. Эксперименты с обувью лучше отложить до вечера — в рабочие часы рекомендуется ходить в черных туфлях классической модели на устойчивом каблуке.
Женщина в строгом костюме без макияжа выглядит усталой. Деловой мейкап предполагает идеально ровную и чистую кожу, накрашенные ресницы и губы, но не более.
Особое внимание стоит обратить на прическу. Волосы ниже плеч должны быть убраны — в аккуратный хвост или пучок на затылке.
А вот заплетать косу на работу не стоит. Дама в возрасте с подобной прической не вписывается в образ деловой женщины.
Типичные ошибки в деловом гардеробе мужчин — неправильный размер одежды и неудачные сочетания тканей и цветов.
В гардеробе делового человека должно висеть не менее двух-трех костюмов. Наиболее распространенные цвета: темно-синий, темно-серый, черный. Снимать пиджак на совещании с работниками компании разрешается только начальнику. В присутствии посторонних посетителей это запрещено. В современном деловом мире носить часы необязательно. При этом помните: данный аксессуар является дополнительным источником информации об их владельце. Существует негласное правило — стоимость часов не должна превышать двухтрех месячных окладов сотрудника.
На рабочем столе не нужно разводить плюшевые зоопарки, складировать яркие сувениры и кипы бумаг.
Стоит ограничить и любовь к лирическому беспорядку. А вот фотографии близких людей на столе вполне уместны. При этом разворачивать снимки нужно так, чтобы посетитель смог их увидеть.
ЯЗЫК НОЖЕЙ И ВИЛОК
Елена Бер, автор книги «Хорошие манеры и деловой этикет», психолог, имиджмейкер:
- Во время обеда не переходите сразу к делу, начните беседу с «легких» тем — о погоде, детях, путешествиях. Избегайте излишней откровенности, разговоров о болезнях, политике и религии. Считается, что деловые вопросы лучше обсуждать за основным блюдом, ближе к кофе.
Документы на стол следует выкладывать только после того, как еда будет убрана.
Заказывайте блюда, простые в обращении. Вы должны иметь возможность быстро проглотить пищу, чтобы иметь возможность ответить на вопрос собеседника. Суши или спагетти могут помешать разговору, если вы не имеете должной сноровки.
Также не стоит выбирать блюда, которые принято есть руками, — креветки, спаржа и артишоки могут помешать вовремя пожать руку собеседнику.
Приступать и заканчивать трапезу принято одновременно. Правильно используйте столовые приборы: начинайте с расположенных дальше от тарелки, не жестикулируйте с ножом и вилкой в руках, не поднимайте упавшие на пол столовые приборы (это сделает официант, предварительно принеся вам новые). Салфетку из ткани кладите на колени, сложив вдвое. После обеда положите ее слева от тарелки, не расправляя и не комкая.
Заказывать алкоголь в середине рабочего дня не принято. Если вы встречаетесь вечером, можно позволить себе пару бокалов вина. Деловой этикет не предполагает большого количества алкоголя. Следите за тем, чтобы на вашем бокале не оставались следы от еды или помады, промокните предварительно губы салфеткой. Не запивайте еду, стоит сначала прожевать пищу, а потом делать глоток вина. Отдельное внимание следует уделить своему имиджу. Форма одежды должна быть деловой. Никаких джинсов и декольте. Поправлять волосы или красить губы за столом недопустимо. Во время беседы люди всегда смотрят на ваши руки — они должны выглядеть максимально ухоженными.
И последний вопрос — оплата счета. Если вы сказали партнеру «Я приглашаю вас в ресторан», закрываете чек вы. Иногда на деловом обеде счет делят пополам, не подсчитывая стоимости блюд. Не забывайте оставить чаевые официанту — это дань вежливости. Если вы остались недовольны обслуживанием, спокойно сообщите об этом администратору ресторана, не устраивайте скандал.
ПРАВИЛА УСПЕШНОЙ СДЕЛКИ
Людмила Емелина, кандидат юридических наук, автор учебного курса «деловой протокол и этикет»:
- Во время деловых переговоров нас постоянно преследуют телефонные звонки. На время встречи стоит ограничить общение по телефону. Перед началом переговоров включите на мобильном устройстве беззвучный режим. В ответственный момент неожиданный звонок может все испортить — нарушить рабочий ритм и помешать решению сложных вопросов, требующих глубокого анализа. Если вам все-таки нужно ответить на входящий вызов, извинитесь и выйдите из-за стола, чтобы не ставить своего собеседника в неудобное положение. Невербальное поведение во время переговоров должно отражать заинтересованность и внимание к обсуждаемым вопросам. Не занимайтесь посторонними делами, не рисуйте в записях, не зевайте.
Оптимальная продолжительность встречи — два часа. Если время переговоров увеличилось, необходимо организовать получасовой перерыв на кофе. При желании можно подготовить небольшие подарки для участников встречи, которые следует вручить по завершении разговора. У делового общения за пределами офиса тоже существуют определенные правила. Так, например, звонить на мобильный телефон по деловым вопросам рекомендуется в рабочие дни с 9:00 до 22:00. Если вы звоните на незнакомый номер, достаточно дождаться пяти гудков и отключиться. Не бросайте трубку, если включился автоответчик: представьтесь и попросите перезвонить вам, когда это будет удобно. Во время телефонных переговоров обратите внимание на тон голоса. Энергичность и уверенность могут поменять отношение собеседника к разговору в лучшую сторону.
Заканчивает разговор тот, кто его начал. Если возникли неполадки со связью, перезвонить должен тот, кто звонил.
Считается, что деловой человек не должен использовать громкие рингтоны на мобильном телефоне. Грубые и резкие выражения и звуки могут оскорбить или встревожить окружающих.
Завершая разговор, не извиняйтесь перед собеседником, что отняли у него время, а лучше поблагодарите его за интересный разговор.
Согласно правилам делового этикета не стоит класть мобильные устройства на стол в ресторане или кафе. Отдавайте приоритет очному общению, а не своему гаджету.
Что касается sms-сообщений, их можно отправлять в любое время суток. А вот передавать номера мобильных телефонов без согласия их владельцев категорически запрещается.
УСПЕТЬ ДО ТРЕТЬЕГО ЗВОНКА
Алевтина Рогова, специалист в области делового этикета и психологии делового общения:
- После рабочего дня мало кто успевает заехать домой и переодеться в выходной туалет перед походом на культурное мероприятие. В таком случае можно обойтись демократичной формой одежды, которая будет уместна как в офисе, так и в театре. Но на премьеру балета или концерт классической музыки желательно все же надеть вечернее платье или костюм. В театр лучше приходить за 20 минут до начала спектакля, чтобы без спешки найти места и привести себя в порядок.
В театральный или концертный зал мужчина входит первым, за ним следует его спутница. Если пара не одна, садятся так: женщины посередине, мужчины — по краям. Проходить на свое место нужно лицом к сидящим. При этом не нужно извиняться перед каждым зрителем, которого пришлось побеспокоить, — достаточно поприветствовать человека взглядом. Если человек заходит в зал после третьего звонка, это считается признаком дурного тона. В случае, когда вы все-таки пришли с опозданием, займите любое свободное место. Усевшись в зале, старайтесь избегать шума, не занимайте оба подлокотника кресла — второй по праву принадлежит рядом сидящему. Также не стоит опираться на спинку переднего кресла и уж тем более касаться ее ногами.
Увлекающимся натурам также стоит быть осторожнее — слушая оперу или симфонический оркестр, не отбивайте такт ногой и не подпевайте. Такое поведение допустимо только на музыкальных концертах.
Если спектакль вам не нравится, дождитесь антракта и покиньте зал. Когда постановка пришлась по душе, лучшей благодарностью для актера станут искренние аплодисменты, которые уместны по завершении акта, после удачной сцены или при появлении знаменитости на сцене.
Принесенные цветы ни в коем случае нельзя бросать на сцену. Нужно подойти к ней и вручить букет артисту лично или попросить капельдинера доставить букет в гримерную.
Как правило, к такому подарку прилагается открытка с поздравлениями или визитка дарящего. Посылать анонимные букеты неприлично.
Кстати, перед посещением театра следует изучить корпоративную культуру конкретного учреждения. Так, например, в Большом театре запрещается проносить цветы в зрительный зал. Также там введено официальное ограничение по возрасту: зрителями вечерних спектаклей могут быть дети с 10 лет.
Если вы хотите порадовать своего партнера по бизнесу походом в театр, помните, что один билет никогда не дарят. Приглашение на два лица считается отличным презентом в рамках делового этикета.