Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Хрусталь

Хрусталь

Что подразумевается под шумом?

Что подразумевается под шумом?

Гагарин

Гагарин

Водолазка

Водолазка

Наводнение

Наводнение

Библиотеки

Библиотеки

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Какие профессии считались престижными в СССР?

Какие профессии считались престижными в СССР?

Ювелирные украшения из СССР

Ювелирные украшения из СССР

Что делать с шумными соседями?

Что делать с шумными соседями?

Печатный формат. Ректор МГУП имени Ивана Федорова уверен: увлечение цифровой индустриализацией может уничтожить элементарные знания и навыки

Общество
Ректор Московского государственного университета печати имени Ивана Федорова, практик российской рекламы и эксперт в области медиаиндустрии Константин Антипов в разговоре с «ВМ» раскрыл секреты профессионального мастерства и рассказал, как построить карьеру. А еще — почему перебиваться мелкими заработками не стыдно и дипломированным специалистам.

СТАТЬ ЭФФЕКТИВНЫМ ВСЕГО ЗА ГОД

- Константин Валерьевич, ваш вуз подписал меморандум о сотрудничестве с наукоградом «Зеленоград». Какая практическая польза от этого будет?

- Подписание меморандума — серьезная веха в истории нашего вуза. Это такой трамплин, если хотите, к новым исследовательским проектам. Для резидентов наукограда «Зеленоград» мы начали проводить программы дополнительного образования. У нас будут совместные проекты.

У наших студентов будет обширнейшая база научных исследований. Мы сможем все наши университетские разработки применить на практике. Впоследствии это вырастет в реальные дела и проекты, которые продвинут нашу российскую электронику и все представленное в наукограде производство.

- Базовые кафедры, на которых ваш вуз и предприятия напрямую взаимодействуют, не дают вам этих возможностей?

- В «Зеленограде» мы будем отрабатывать на практике инновационные разработки университета, но наукоград не будет участвовать в формировании учебного плана.

А базовые кафедры — это все-таки часть образовательного процесса. Уверен, что предприятия должны участвовать в создании практических программ и, что еще важнее, влиять на формирование образовательных траекторий. Они должны вкладывать в образовательный процесс то содержание, которое актуально здесь и сейчас, — это дают базовые кафедры. Их у нас свыше десятка — есть, например, в научно-исследовательском институте «Гознака», в издательстве «Просвещение».

- Высокий уровень...

- Университет наш такой — он очень многолик: мы готовим и гуманитариев, и технарей, и художников, и иллюстраторов, и руководителей медиапроектов, и экономистов с полиграфическим профилем — всех, кто имеет отношение к печатной деятельности.

- В 2012 году ваш вуз вошел в список неэффективных. А уже в 2013 году вы были признаны ректором года, а МГУП имени Ивана Федорова — лучшим профильным вузом России. Как вам это удалось?

- Да, было такое… Не сказать, что в тот момент мы испугались, но я лично был весьма этим обеспокоен. По большому счету, это послужило хорошим стимулом для всего коллектива сделать шаг вперед, оторваться от старых пристрастий и вериг, которые вошли в жизнь университета десятилетия назад. Мы разработали «дорожную карту», где детально и поэтапно прописали, что делать, чтобы качественно улучшить экономику университета, кадровую ситуацию, форму и содержание образовательного процесса, усовершенствовать управленческие процессы и снизить затраты. Как видите, мы развиваемся и сейчас — наше преображение имело начало, но не имеет конца.

ЛУЧШИЙ «ПОЛИГРАФ» СТРАНЫ

- В чем заключается миссия МГУП имени Федорова?

- На нас сходятся образовательное, научное и отраслевое пространства медиаиндустрии всей России и СНГ. У нас огромное конкурентное преимущество — мы единственные в своем профиле на огромном географическом пространстве. Остальные полиграфические вузы России и СНГ — наши бывшие филиалы, которые мы и создавали.

В Питере, во Львове, в Омске... Основа нашей уникальности — в образовательных программах. Они построены строго по полиграфическому профилю, но одновременно конвергентны. Эти программы нужны именно конкретной отрасли, реальному сектору экономики, очень быстро развивающейся и высокотехнологичной индустрии медиа.

- Такая уникальность автоматически выводит вас на международный уровень.

- Да. И мы активно сотрудничаем с вузами и предприятиями по всему миру. Например, налажен ежегодный обмен аспирантами и магистрантами с Южной Кореей — мы и наши партнеры очень хорошо продвинуты в области печатной электроники. Или возьмем наши связи с Германией. Известно, что два десятка лет назад отечественные полиграфические мощности стали заменять немецкими. Наши студенты ездят в Германию, обучаются грамотно работать с этой аппаратурой. Они, пожалуй, лучше всех в России понимают толк в этих машинах.

Студенты из штутгартской Высшей школы медиа приезжают, в свою очередь, к нам на учебу. Вообще академическая мобильность студентов и преподавателей в профильном вузе — вопрос профессионального выживания. Этим профилям в России можно обучиться только у нас. Например, наши «корочки» о повышении квалификации объемом всего в 72 часа ценятся в Китае больше, чем дипломы некоторых вузов. Как раз такие программы мы и будем реализовывать для резидентов «Зеленограда».

- Какой у вас подход к работе с иностранными студентами?

- Я считаю, что чем больше людей мы научим хорошо говорить и мыслить по-русски, чем больше подготовим специалистов, способных профессионально делать свою работу на разных языках, — тем лучше для нас же. Человек, получивший профессию, то есть путевку в жизнь, в московском вузе, — навсегда наш человек. Для него Москва всегда будет синонимом родины.Выпускников московских вузов — миллионы по всей планете. Они создают свой особый мир, центром которого является наш город.

- Вы так говорите, как будто у вас учатся одни иностранцы.

- Нет, но иностранцев к нам поступает ежегодно около 20 процентов. При этом ни о каком вытеснении россиян даже не идет речи. В общежитиях хватает места всем. Да и большинство иностранцев за свое образование в России платят, и мы не исключение. Они поступают наравне с россиянами. Исключение составляют случаи, когда студенты приезжают к нам по гослинии — эти учатся бесплатно.

Речь идет о студентах из Индии, Афганистана, Вьетнама, Литвы, Латвии, Эстонии, Узбекистана, Таджикистана. В этом году еще принимали студентов с Украины. Историческая многонациональность — еще одна черта нашего университета. В конце 70-х годов в нашем вузе — тогда Московском полиграфическом институте — обучалось более 50 процентов иностранцев. В целом же мы даем бесплатное образование 40 процентам от общего числа студентов вуза. Причем эти студенты — избранные для нас. Они целенаправленно шли в наш вуз, и образование в наших стенах для них — не пустой звук. В этом году мы приняли почти полторы тысячи человек.

- Какие задачи стоят перед вашим вузом сегодня?

- 85 лет — тот возраст, когда человек становится для общества досточтимым мудрецом, а вуз обретает новую молодость. Мы молоды и инициативны. Мы будем продвигать сотрудничество с лучшими центрами полиграфии, принтмедиа- и медиаиндустрии России и мира. Создавать возможности для работы у нас лучших зарубежных специалистов.

- Что самое ценное в вашем вузе?

- Педагоги, научно-исследовательский кадровый потенциал. Я пытаюсь его сохранить и преумножить. Поэтому мы проводим работу по воспитанию и закреплению за университетом молодежи. Надо разработать необходимые для нее стимулы, чтобы лучшие выпускники трудились в России. Полиграфические технологии способны и оборону укреплять, и работать на гражданское общество. Это наш вектор развития.

ОСОЗНАННЫЙ ВЫБОР СТУДЕНТА

- Что вы думаете о последствиях изменений в отечественной системе образования?

- Вы имеете в виду сдавших ЕГЭ студентов, которые набрали баллы кое-как и потом своими знаниями повергают в шок профессоров на первых курсах? А ЕГЭ — это инструмент, и он не виноват, что молодежь другая. Мы растем сейчас в иной информационной среде, которая быстро меняется. Все доверяют Википедии, но никто не задумывается, что она — продукт в чистом виде самодельный и потому сомнительный.

- В вашем университете студенты первых курсов тоже удивляют узостью знаний?

- Меня лично никто не удивляет. Более того, могу с уверенностью констатировать: качество подготовки выпускников и школьников с каждым годом растет. Возможно, все потому, что наш университет стали выбирать осознанно, случайных людей все меньше.

- А отказ от специалитета так уж был необходим?

- У новой системы явное преимущество — она больше согласуется с реальными условиями на рынке труда. При переходе на нее запущены процессы, результатом которых станет реальное сближение образования с практикой.

Ведь по ряду специальностей лишний год обучения убрали потому, что они ориентированы на практику. Например, дизайнеры у нас теперь обучаются четыре года и выходят бакалаврами — потому что их обучают прикладным навыкам. Захотят большего — будут магистрами после еще двух лет обучения. Или сменят профиль. А если мы готовим физиков-теоретиков, то такая двухуровневая система — плохо. И за такими выпускниками сохранен специалитет — они, как и раньше, выходят специалистами. В нашем университете мы готовим художников-графиков как специалистов. Убежден, со временем переход на Болонскую систему себя оправдает.

ВСЕГДА ЧИТАЮ ДВЕ КНИГИ

- Вы сын инженера, сами инженер-механик. Хотели бы, чтобы ваши дети тоже стали инженерами?

- Я отец двоих — шестилетней Ксюши и двухлетнего Миши. Представляете, они родились в один день с интервалом в четыре года! Для них я бы хотел свободы выбора. Она произрастает из возможностей посещать музеи, читать книги, общаться с друзьями, родителями и их друзьями. Чтобы у детей была возможность ощущать себя человеком, не поглощающим информацию и знания, а тем, кто участвует в этой жизни во всем разнообразии ее проявлений. Дети должны иметь возможность созерцать все — начиная от выросшей под окном ели и заканчивая картинами в Лувре, написанными за триста лет до их рождения. Родитель и воспитатель, со своей стороны, должны создать условия для таких возможностей — тогда выбор ребенка будет, безусловно, правильным.

- Окончить технический вуз в 1993 году, когда все предприятия закрывались, — незавидная участь.

- Мы были первым выпуском без распределения — нас никто не брал. Рушилось все. Было ощущение, что завтра не будет уже и страны. Я пошел в предпринимательство. Мне удалось заняться интереснейшим делом — рекламой. Мы были одними из первых — а это всегда интересно, — кто осваивал совсем новые области практики и теории.

Сейчас бы это назвали удачным стартапом. В те годы и шишки набивали, и практический опыт приобретали очень быстро. Позже я вернулся в высшую школу — в 1998 году начал в Российском университете кооперации читать лекции по рекламе и связям с общественностью.

Написал свою первую книгу по этой теме. Сейчас мне самому смешно ее перечитывать, потому что я-то знаю, что, работая над ней, я сам учился этой самой рекламе. Но спросом она пользовалась — три раза переиздавалась.

- А вдруг ваши дети тоже будут вынуждены перебиваться мелкими заработками?

- Если придется, я их научу. И они это переживут. И станут достойными людьми.

- Какую книжку сейчас читаете?

- Я всегда читаю две книги. Причем одну из них перечитываю — это Евангелие. Сейчас второй книгой у меня является «Париж» Эдварда Резерфорда — люблю беллетристику. Наверное, с юношества у меня такая любовь сохранилась — это вроде как читать Дюма.

ПЕЧАТЬ СОХРАНИТ МИР

- Могли бы вы сделать небольшой прогноз о будущем печатной продукции?

- Через пятьдесят лет самый успешный университет мира будет определяться одним параметром — объемом библиотечных фондов. То есть объемом той информации, которую не надо будет переформатировать, чтобы прочесть. Например, информацию с ходовых еще 15 лет назад дискеток можно прочесть уже только на специальных компьютерах. Единственный формат, который можно прочесть в любых условиях, — это печатный формат на бумажном носителе. То, что вы напечатали тысячу лет назад или вчера, завтра с уверенностью прочтут. А то, что вы оцифровали вчера, завтра уже могут и не прочесть.

- Если следовать этой логике, некоторые знания могут просто пропасть.

- Совершенно верно. Если мы слепо будем идти по дорожке цифровой индустриализации знаний и навыков, то однажды окажется, что элементарные знания уйдут из плоскости элементарных. Как построить паровоз? Что такое грабли? То есть надо следить за тем, чтобы ничто из того, что будет форматироваться в новый читабельный формат через три года, не выпало из области знаний вообще. Это возможно обеспечить только тогда, когда есть эталон — носитель, закрепивший знания раз и навсегда. Такое понимание уже потихоньку приходит. Наш университет занимается подготовкой специалистов, владеющих как традиционными технологиями начертания информации, так и инновационными. Людей, умеющих грамотно работать с любыми носителями, способных сохранять и воспроизводить массово-информационный контент, а значит — сохранять наши историю, культуру, знания.

СПРАВКА

Московский государственный университет печати им. Ивана Федорова основан в 1930 году на базе полиграфических факультетов Высшего художественно-технического института. Первоначально имел три факультета: инженерно-технологический, инженерно-экономический и издательский. В 1960 году объединен с Московским заочным полиграфическим институтом. Сегодня обучение здесь проходит в дневной, вечерней и заочной формах как на бюджетной, так и на коммерческой основе. В университет входят четыре института: принтмедиа и информационных технологий, издательского дела и журналистики, коммуникаций и медиабизнеса, графики и искусства книги.

В институтах осуществляется обучение по 15 направлениям бакалавриата, одному специалитету и по 13 магистерским направлениям. Здесь учатся порядка пяти тысяч студентов.

В ТЕМУ

Константин Антипов родился в Москве 5 мая 1970 года. Выпускник Московского государственного технического университета им. Баумана.

В 1998 году начал преподавательскую деятельность с лекций по рекламе и связям с общественностью.

В 2001 году пришел на работу в Московский государственный университет печати им. Ивана Федорова. Занимал пост заведующего кафедрой экономической теории и финансов, кафедрой управления рекламным бизнесом.

В 2011 году избран на пост ректора МГУП им. Ивана Федорова.

Доктор экономических наук, профессор. Автор двух экономических законов, более 50 печатных работ. Женат, воспитывает двоих детей.

ОБ АВТОРЕ

Анна Бояринова - корреспондент газеты «Вечерняя Москва». Любит бывать на премьерах, читать и говорить по-французски.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.