Печатный формат. Ректор МГУП имени Ивана Федорова уверен: увлечение цифровой индустриализацией может уничтожить элементарные знания и навыки
СТАТЬ ЭФФЕКТИВНЫМ ВСЕГО ЗА ГОД
- Константин Валерьевич, ваш вуз подписал меморандум о сотрудничестве с наукоградом «Зеленоград». Какая практическая польза от этого будет?
- Подписание меморандума — серьезная веха в истории нашего вуза. Это такой трамплин, если хотите, к новым исследовательским проектам. Для резидентов наукограда «Зеленоград» мы начали проводить программы дополнительного образования. У нас будут совместные проекты.
У наших студентов будет обширнейшая база научных исследований. Мы сможем все наши университетские разработки применить на практике. Впоследствии это вырастет в реальные дела и проекты, которые продвинут нашу российскую электронику и все представленное в наукограде производство.
- Базовые кафедры, на которых ваш вуз и предприятия напрямую взаимодействуют, не дают вам этих возможностей?
- В «Зеленограде» мы будем отрабатывать на практике инновационные разработки университета, но наукоград не будет участвовать в формировании учебного плана.
А базовые кафедры — это все-таки часть образовательного процесса. Уверен, что предприятия должны участвовать в создании практических программ и, что еще важнее, влиять на формирование образовательных траекторий. Они должны вкладывать в образовательный процесс то содержание, которое актуально здесь и сейчас, — это дают базовые кафедры. Их у нас свыше десятка — есть, например, в научно-исследовательском институте «Гознака», в издательстве «Просвещение».
- Высокий уровень...
- Университет наш такой — он очень многолик: мы готовим и гуманитариев, и технарей, и художников, и иллюстраторов, и руководителей медиапроектов, и экономистов с полиграфическим профилем — всех, кто имеет отношение к печатной деятельности.
- В 2012 году ваш вуз вошел в список неэффективных. А уже в 2013 году вы были признаны ректором года, а МГУП имени Ивана Федорова — лучшим профильным вузом России. Как вам это удалось?
- Да, было такое… Не сказать, что в тот момент мы испугались, но я лично был весьма этим обеспокоен. По большому счету, это послужило хорошим стимулом для всего коллектива сделать шаг вперед, оторваться от старых пристрастий и вериг, которые вошли в жизнь университета десятилетия назад. Мы разработали «дорожную карту», где детально и поэтапно прописали, что делать, чтобы качественно улучшить экономику университета, кадровую ситуацию, форму и содержание образовательного процесса, усовершенствовать управленческие процессы и снизить затраты. Как видите, мы развиваемся и сейчас — наше преображение имело начало, но не имеет конца.
ЛУЧШИЙ «ПОЛИГРАФ» СТРАНЫ
- В чем заключается миссия МГУП имени Федорова?
- На нас сходятся образовательное, научное и отраслевое пространства медиаиндустрии всей России и СНГ. У нас огромное конкурентное преимущество — мы единственные в своем профиле на огромном географическом пространстве. Остальные полиграфические вузы России и СНГ — наши бывшие филиалы, которые мы и создавали.
В Питере, во Львове, в Омске... Основа нашей уникальности — в образовательных программах. Они построены строго по полиграфическому профилю, но одновременно конвергентны. Эти программы нужны именно конкретной отрасли, реальному сектору экономики, очень быстро развивающейся и высокотехнологичной индустрии медиа.
- Такая уникальность автоматически выводит вас на международный уровень.
- Да. И мы активно сотрудничаем с вузами и предприятиями по всему миру. Например, налажен ежегодный обмен аспирантами и магистрантами с Южной Кореей — мы и наши партнеры очень хорошо продвинуты в области печатной электроники. Или возьмем наши связи с Германией. Известно, что два десятка лет назад отечественные полиграфические мощности стали заменять немецкими. Наши студенты ездят в Германию, обучаются грамотно работать с этой аппаратурой. Они, пожалуй, лучше всех в России понимают толк в этих машинах.
Студенты из штутгартской Высшей школы медиа приезжают, в свою очередь, к нам на учебу. Вообще академическая мобильность студентов и преподавателей в профильном вузе — вопрос профессионального выживания. Этим профилям в России можно обучиться только у нас. Например, наши «корочки» о повышении квалификации объемом всего в 72 часа ценятся в Китае больше, чем дипломы некоторых вузов. Как раз такие программы мы и будем реализовывать для резидентов «Зеленограда».
- Какой у вас подход к работе с иностранными студентами?
- Я считаю, что чем больше людей мы научим хорошо говорить и мыслить по-русски, чем больше подготовим специалистов, способных профессионально делать свою работу на разных языках, — тем лучше для нас же. Человек, получивший профессию, то есть путевку в жизнь, в московском вузе, — навсегда наш человек. Для него Москва всегда будет синонимом родины.Выпускников московских вузов — миллионы по всей планете. Они создают свой особый мир, центром которого является наш город.
- Вы так говорите, как будто у вас учатся одни иностранцы.
- Нет, но иностранцев к нам поступает ежегодно около 20 процентов. При этом ни о каком вытеснении россиян даже не идет речи. В общежитиях хватает места всем. Да и большинство иностранцев за свое образование в России платят, и мы не исключение. Они поступают наравне с россиянами. Исключение составляют случаи, когда студенты приезжают к нам по гослинии — эти учатся бесплатно.
Речь идет о студентах из Индии, Афганистана, Вьетнама, Литвы, Латвии, Эстонии, Узбекистана, Таджикистана. В этом году еще принимали студентов с Украины. Историческая многонациональность — еще одна черта нашего университета. В конце 70-х годов в нашем вузе — тогда Московском полиграфическом институте — обучалось более 50 процентов иностранцев. В целом же мы даем бесплатное образование 40 процентам от общего числа студентов вуза. Причем эти студенты — избранные для нас. Они целенаправленно шли в наш вуз, и образование в наших стенах для них — не пустой звук. В этом году мы приняли почти полторы тысячи человек.
- Какие задачи стоят перед вашим вузом сегодня?
- 85 лет — тот возраст, когда человек становится для общества досточтимым мудрецом, а вуз обретает новую молодость. Мы молоды и инициативны. Мы будем продвигать сотрудничество с лучшими центрами полиграфии, принтмедиа- и медиаиндустрии России и мира. Создавать возможности для работы у нас лучших зарубежных специалистов.
- Что самое ценное в вашем вузе?
- Педагоги, научно-исследовательский кадровый потенциал. Я пытаюсь его сохранить и преумножить. Поэтому мы проводим работу по воспитанию и закреплению за университетом молодежи. Надо разработать необходимые для нее стимулы, чтобы лучшие выпускники трудились в России. Полиграфические технологии способны и оборону укреплять, и работать на гражданское общество. Это наш вектор развития.
ОСОЗНАННЫЙ ВЫБОР СТУДЕНТА
- Что вы думаете о последствиях изменений в отечественной системе образования?
- Вы имеете в виду сдавших ЕГЭ студентов, которые набрали баллы кое-как и потом своими знаниями повергают в шок профессоров на первых курсах? А ЕГЭ — это инструмент, и он не виноват, что молодежь другая. Мы растем сейчас в иной информационной среде, которая быстро меняется. Все доверяют Википедии, но никто не задумывается, что она — продукт в чистом виде самодельный и потому сомнительный.
- В вашем университете студенты первых курсов тоже удивляют узостью знаний?
- Меня лично никто не удивляет. Более того, могу с уверенностью констатировать: качество подготовки выпускников и школьников с каждым годом растет. Возможно, все потому, что наш университет стали выбирать осознанно, случайных людей все меньше.
- А отказ от специалитета так уж был необходим?
- У новой системы явное преимущество — она больше согласуется с реальными условиями на рынке труда. При переходе на нее запущены процессы, результатом которых станет реальное сближение образования с практикой.
Ведь по ряду специальностей лишний год обучения убрали потому, что они ориентированы на практику. Например, дизайнеры у нас теперь обучаются четыре года и выходят бакалаврами — потому что их обучают прикладным навыкам. Захотят большего — будут магистрами после еще двух лет обучения. Или сменят профиль. А если мы готовим физиков-теоретиков, то такая двухуровневая система — плохо. И за такими выпускниками сохранен специалитет — они, как и раньше, выходят специалистами. В нашем университете мы готовим художников-графиков как специалистов. Убежден, со временем переход на Болонскую систему себя оправдает.
ВСЕГДА ЧИТАЮ ДВЕ КНИГИ
- Вы сын инженера, сами инженер-механик. Хотели бы, чтобы ваши дети тоже стали инженерами?
- Я отец двоих — шестилетней Ксюши и двухлетнего Миши. Представляете, они родились в один день с интервалом в четыре года! Для них я бы хотел свободы выбора. Она произрастает из возможностей посещать музеи, читать книги, общаться с друзьями, родителями и их друзьями. Чтобы у детей была возможность ощущать себя человеком, не поглощающим информацию и знания, а тем, кто участвует в этой жизни во всем разнообразии ее проявлений. Дети должны иметь возможность созерцать все — начиная от выросшей под окном ели и заканчивая картинами в Лувре, написанными за триста лет до их рождения. Родитель и воспитатель, со своей стороны, должны создать условия для таких возможностей — тогда выбор ребенка будет, безусловно, правильным.
- Окончить технический вуз в 1993 году, когда все предприятия закрывались, — незавидная участь.
- Мы были первым выпуском без распределения — нас никто не брал. Рушилось все. Было ощущение, что завтра не будет уже и страны. Я пошел в предпринимательство. Мне удалось заняться интереснейшим делом — рекламой. Мы были одними из первых — а это всегда интересно, — кто осваивал совсем новые области практики и теории.
Сейчас бы это назвали удачным стартапом. В те годы и шишки набивали, и практический опыт приобретали очень быстро. Позже я вернулся в высшую школу — в 1998 году начал в Российском университете кооперации читать лекции по рекламе и связям с общественностью.
Написал свою первую книгу по этой теме. Сейчас мне самому смешно ее перечитывать, потому что я-то знаю, что, работая над ней, я сам учился этой самой рекламе. Но спросом она пользовалась — три раза переиздавалась.
- А вдруг ваши дети тоже будут вынуждены перебиваться мелкими заработками?
- Если придется, я их научу. И они это переживут. И станут достойными людьми.
- Какую книжку сейчас читаете?
- Я всегда читаю две книги. Причем одну из них перечитываю — это Евангелие. Сейчас второй книгой у меня является «Париж» Эдварда Резерфорда — люблю беллетристику. Наверное, с юношества у меня такая любовь сохранилась — это вроде как читать Дюма.
ПЕЧАТЬ СОХРАНИТ МИР
- Могли бы вы сделать небольшой прогноз о будущем печатной продукции?
- Через пятьдесят лет самый успешный университет мира будет определяться одним параметром — объемом библиотечных фондов. То есть объемом той информации, которую не надо будет переформатировать, чтобы прочесть. Например, информацию с ходовых еще 15 лет назад дискеток можно прочесть уже только на специальных компьютерах. Единственный формат, который можно прочесть в любых условиях, — это печатный формат на бумажном носителе. То, что вы напечатали тысячу лет назад или вчера, завтра с уверенностью прочтут. А то, что вы оцифровали вчера, завтра уже могут и не прочесть.
- Если следовать этой логике, некоторые знания могут просто пропасть.
- Совершенно верно. Если мы слепо будем идти по дорожке цифровой индустриализации знаний и навыков, то однажды окажется, что элементарные знания уйдут из плоскости элементарных. Как построить паровоз? Что такое грабли? То есть надо следить за тем, чтобы ничто из того, что будет форматироваться в новый читабельный формат через три года, не выпало из области знаний вообще. Это возможно обеспечить только тогда, когда есть эталон — носитель, закрепивший знания раз и навсегда. Такое понимание уже потихоньку приходит. Наш университет занимается подготовкой специалистов, владеющих как традиционными технологиями начертания информации, так и инновационными. Людей, умеющих грамотно работать с любыми носителями, способных сохранять и воспроизводить массово-информационный контент, а значит — сохранять наши историю, культуру, знания.
СПРАВКА
Московский государственный университет печати им. Ивана Федорова основан в 1930 году на базе полиграфических факультетов Высшего художественно-технического института. Первоначально имел три факультета: инженерно-технологический, инженерно-экономический и издательский. В 1960 году объединен с Московским заочным полиграфическим институтом. Сегодня обучение здесь проходит в дневной, вечерней и заочной формах как на бюджетной, так и на коммерческой основе. В университет входят четыре института: принтмедиа и информационных технологий, издательского дела и журналистики, коммуникаций и медиабизнеса, графики и искусства книги.
В институтах осуществляется обучение по 15 направлениям бакалавриата, одному специалитету и по 13 магистерским направлениям. Здесь учатся порядка пяти тысяч студентов.
В ТЕМУ
Константин Антипов родился в Москве 5 мая 1970 года. Выпускник Московского государственного технического университета им. Баумана.
В 1998 году начал преподавательскую деятельность с лекций по рекламе и связям с общественностью.
В 2001 году пришел на работу в Московский государственный университет печати им. Ивана Федорова. Занимал пост заведующего кафедрой экономической теории и финансов, кафедрой управления рекламным бизнесом.
В 2011 году избран на пост ректора МГУП им. Ивана Федорова.
Доктор экономических наук, профессор. Автор двух экономических законов, более 50 печатных работ. Женат, воспитывает двоих детей.
ОБ АВТОРЕ
Анна Бояринова - корреспондент газеты «Вечерняя Москва». Любит бывать на премьерах, читать и говорить по-французски.