Александр Невзоров: Мой Черт гуляет с уличными бабами
Накануне его первого творческого вечера в Москве (он пройдет 30 октября) «Вечерка» выяснила, почему он хорошо относится к животным и не слишком жалует людей.
- Вы как-то сказали, что разум присущ всем видам существ. Тогда где граница между животным и человеком?
- Люди плохо осознают понятия: разум, мышление и интеллект. Разум — это способность совершать некий поведенческий акт в неких условиях. Он есть у лося, собаки или моллюсков. Мышление — это внутренняя речь, спутник различных условных рефлексов. Некоторые животные, если с ними правильно наладить контакт, могут их наработать. Интеллект — другое дело. Это некое коллективное представление о секретах нашего мира, которым только мы можем делиться друг с другом.
- А как вы относитесь к дрессуре? В цирк ходите?
- Цирк я не люблю. Научные опыты на животных умножают знание, а мучение ради забавы публики — для придурков, к которым я пока себя не отношу.
- Кто живет с вами сейчас?
- Кот Черт. Он неласков и неприветлив. К сожалению, это весьма прозаическая скотина. Принято считать, что коты — это феерические, увлекательные, характерные создания. Мой не из их числа. Смекнув, что ему не нужно усложнять себе жизнь, развлекая людей, он занимает себя романами с уличными «кошачьими бабами», участвует и побеждает в драках с соседскими котами. А также позволяет себе циничное и потребительское отношение ко мне и к дому, в котором он живет. Правда, дело свое он знает хорошо — мышей жрет.
- Вы не пытались перевоспитывать разбойника?
- Я соблюдаю кошачью конституцию. Один из ее пунктов гласит: кот может вести себя так, как ему хочется. Еще один: кот может есть сметану там, где ее нашел. И кот имеет право гулять там и тогда, где и когда он хочет.
- Ваш Черт беспородный?
- Порода его неизвестна. Я купил этого кота за четыре рубля у местных алкоголиков. До него у меня были породистые коты, которых часто воровали. И в этот раз мы завели первого попавшегося предельно невыразительного кота. Это обычная черная подворотницкая морда, без особого прохиндейства.
- У вас есть и собака. Они ладят?
- Мой пес — здоровенная полуторагодовалая среднеазиатская овчарка-алабаиха. Зовут Арвен. Имя ей дал маленький Александр Александрович (сын Александра Невзорова. — «МВ»), который был сильно увлечен Толкином. Сплошное очарование и обаяние. При этом у нее ужасные отношения с котом. Они дерутся даже за куриные кости.
- Говорят, алабаи — прекрасные охранники, но и только...
- К этой собаке практически не прикасались руки человека. Из всех пород азиаты ближе всех к своему историческому пращуру. Алабай — замечательный сторож, крайне свирепый. Но в то же время это ласковое и безумно отзывчивое существо.
- Вы выбрали Арвен или она вас?
- Собака — это лотерея. Может быть идеальная родословная, а вырастет черт знает что. Это как выбор арбуза — все, кто хвастается умением выбирать его по хвостику или скрипу, блефуют. Так было и с Арвен. Пришли в питомник. Увидели: носится большой белый щенок. Я сразу сказал: забираем.
- С каким животным ассоциируете себя?
- С человеком. Ведь это тоже животное. Причем не самое лучшее, наделенное чудовищными качествами. А если подумать поэтически, то, пожалуй, обращусь к нашему предку, который был одним из главных эволюционных этапов человеческой биографии, — к рептилиям, в частности к диметродону. Рептилии мне милее всех. В моем кабинете стоит череп диметродона. Своим гостям я объясняю, что это портрет моей бабушки.
СПРАВКА
Александр Невзоров родился 3 августа 1958 года в Ленинграде. С 1983 года работал на Ленинградском телевидении. Был каскадером. Получил известность как автор и ведущий программы «600 секунд». В 2012 году стал доверенным лицом Владимира Путина. Сейчас ведет интернет-передачу «Уроки атеизма».