Политолог Михаил Панченко: Владимир Путин из тех президентов, которые мыслят не линейно, у него всегда широкая палитра инструментов влияния
Этого послания Владимира Путина Федеральному Собранию ждали. Пытались предугадать, о чем же глава государства будет говорить. Путин затронул многие темы: многое было сказано касательно внешней и внутренней политики России, развития сельского хозяйства, системы обязательного медицинского страхования и здравоохранения в целом, демографический рост и многое другое.
Корреспондент "ВМ" побеседовал с известным политологом Михаилом Панченко об этих темах:
- Речь лидера страны слушали разные аудитории: внешняя (зарубежные политики), внутренняя (граждане России), которая в свою очередь тоже делится на подгруппы. Итак, что же они услышали?
Внешняя аудитория речи президента, полагаю, ожидала, что Путин будет искать возможность смягчить позицию России с учетом того, что в турецком регионе накаляются страсти, но услышали обратное. Россия приняла решение вести активную внешнюю политику, которая направлена с одной стороны на борьбу с мировым злом - терроризмом, с другой – на защиту российских интересов на дальних подступах. Владимир Путин дал ясно понять, что занятая позиция России твердая и методичная.
Можно провести аналогию с событиями конца 90-х – начала 2000-ых годов. Тогда президент Владимир Путин столкнулся с проблемой терроризма лицом к лицу, и выбрал линию поведения – вести очень жесткую, методичную и открытую борьбу. В результате такой политики спустя десятилетие мы видим страну, в которой способность госорганов обеспечивать безопасность граждан существенно выше, чем во многих других странах. Наведя порядок с безопасностью внутри России, Путин сегодняшним выступлением и своими действиями до этого дал миру понять, что в отношении международного терроризма также выбрал линию поведения – открытую, жесткую и методичную борьбу.
Что касается попыток предугадать дальнейшие шаги нашего президента на Ближнем Востоке, знаете, Владимир Путин из тех президентов, которые мыслят не линейно, у него всегда широкая палитра инструментов влияния на оппонентов. В этой связи можно ожидать как симметричных, так и ассимитричных методов борьбы с турецким коррумпированным правительством. Хорошо, что президент заявил о том, что Россия не намерена бряцать оружием в отношении Турции. Но все мы слышали вчера заявление представителей минобороны, доказывающее вину Эрдогана в финансировании терроризма и разграблении Сирии и Ирака. Представители Генштаба сказали, что через неделю последует очередная часть разоблачительной информации. Это один путь влияния на ситуацию. Второй путь – усиление наших позиций на сирийско-турецком регионе с помощью размещения там сложных систем вооружения. Третий – экономический, который используется сейчас. Это гибридное противостояние. При этом Владимир Путин подчеркнул, что противоборство идет не с турецким народом, а с конкретными политическими оппонентами в Турции.
Но даже выше геополитического блока я бы поставил блок экономического развития России. От выступления президента многие ожидали, что будет много военной риторики, однако львиная доля послания была посвящена экономике. Что услышала внутренняя аудитория (и либеральная, и консервативная?
Путин дал понять, что руководство России придерживается либеральной линии в экономики, и дал фундаментальную, системную оценку тем направлениям развития, которые были заявлены им год-полтора назад. Речь тогда шла о замещении импорта, поддержке производителя, смягчении налоговых режимов, сокращении регуляторами количества проверок бизнеса, создании особых экономических зон, поддержке и стимуляции малого и среднего бизнеса на всех уровнях.
[OBJ Основные положения послания Федеральному собранию. Видео предоставлено Первым каналом]
Президент заявил, что эта политика будет не просто продолжена, но и значительно усилена. Владимир Путин дает понять, что он осознает, что во главу угла должен быть возведен не политический, не геостратегический, а экономические суверенитет и мощь России. Для этого нужна фундаментальная программа, которой он уделил много внимания.
И Центробанк, и Агентство кредитных гарантий, и в целом госорганы по поддержке малого и среднего бизнеса, - они уже исполняют программы по поддержке и стимулированию бизнеса, водятся электронные методы сопровождения малых и средних предприятий. Думаю, Путин будет это линию продолжать. Ведь мы – страна с богатыми традициями, культурой предпринимательства. И чтобы вдохнуть жизнь в сегодняшний малый и средний бизнес, нужно вернуть эту историческую, предпринимательскую память. С другой стороны бизнесу нужно дать карт-бланш, снять с него ограничения на ближайшие годы, чтобы предприниматель смог расправить плечи, сам в себя поверил.
Аудитория также услышала, что государство может быть мощным лишь в том случае, если каждый квадратный метр нашей земли будет использоваться оптимально и рационально. То же можно отнести и к экономически активным людям. Призыв президента декриминализировать ряд уголовных «экономических» статей, перевести их в разряд административных дел, говорит о том, что каждому активному предпринимателю дается шанс раскрыть себя, творить с оглядкой на закон.
После прозвучавшего выступления среди некоторых экспертов прозвучали мнения, что экономические идеи, озвученные во время послания, запоздали. Я бы ответил - нашему либеральному блоку об этом нужно было думать раньше. У них у всех был шанс 10 и 20 лет назад построить диверсифицированную экономику. Но они не смогли это сделать. А сегодня, возвращаясь из политического небытия, они говорят, что эти идеи запоздалые. Запоздалые эти идеи или нет, но их реализация по-прежнему – жизненная необходимость. Мы должны решить эти нерешенные вопросы сейчас, поскольку должны выискивать внутренние ресурсы для развития. И в этой связи, и я об этом говорил не раз на страницах «ВМ», санкции в отношении России – благо. Гром, как говорится, грянул, - российское общество консолидируется. Тренд – искореняя то, что тормозит наше развитие, объединить свои усилия.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Политолог Алексей Макаркин: Ключевая мысль выступления Владимира Путина – войны не будет
- Ключевой момент этой речи – президент дал понять, что ничего страшного в стране не происходит. Единственное, что воспринимается крайне жестко и непримиримо, - это президент Турции Эрдоган. Все остальное позиционируется как спокойно и решаемо, - отметил Алексей Макаркин (подробнее...).