Служу родной столице
Владимир Петросян, министр правительства Москвы, руководитель Департамента труда и социальной защиты населения Москвы:
- Мой отец Аршак Хачатурович был участником трех войн. Вся наша семья им гордится. Я тоже служил в армии. Недалеко от Москвы между Долгопрудным и Икшей есть такое местечко — тогда оно называлось дом отдыха «Горки». Многие смеялись, услышав название, говорили, что хорошо устроился, но это лишь название местности. А на самом деле там был объект стратегического назначения, где велась большая стройка. Я работал бетонщиком. И свою почетную грамоту ЦК ВЛКСМ я получил, будучи бригадиром бетонщиков с высшим образованием (вуз я тогда уже окончил). Позже справедливость восторжествовала, и меня перевели уже непосредственно в штаб, где я работал начальником строевой части. Отслужил там полтора года.
От службы у меня осталось много ярких воспоминаний, вот одно из них. В армии тогда проводился эксперимент: чтобы ликвидировать дедовщину, было решено набирать в один призыв одногодок. Я попал в армию как раз в этот период. И вот привезли нас человек 400 всех в одну часть. То есть набрали людей со всего Азербайджана: с городов, из дальних горных аулов и так далее. Подчеркну, что тогда я жил в Баку, это был русскоязычный город, но я хорошо знал и азербайджанский язык. А вот проживавшие за пределами Баку ребята из дальних деревень даже не знали элементарных русских слов. Вот к ним как раз и пристали командиры роты: говорили, парни притворяются, только делают вид, что не знают русский язык, дезертируют.
Даже физическую силу к ним применяли. Я за них вступился, сказал, что сослуживцы действительно не понимают языка. Не помогло. И чтобы решить проблему, пришлось отправлять телеграмму в ЦК. После указа сверху все наладилось.
Алексей Воробьев, руководитель Департамента физической культуры и спорта Москвы:
- В войсках нашей страны я служил с 1982 по 2005 годы. Я потомственный военный – мой дед Василий Воробьев прошел всю Великую Отечественную, награжден медалью «За освобождение Ленинграда» и закончил войну генералом. Во многом для меня он был примером. Я служил сначала в вооруженных силах, затем перешел во внутренние войска МВД. Много всего повидал... За боевые заслуги меня дважды награждали боевым оружием – это высшая награда для офицера.
Расскажу о двух случаях тех лет, которые вполне красноречивы. 1989 год, Нагорный Карабах, я замкомандира роты во внутренних войсках МВД СССР. Мы находились на прикрытии государственной границы. Наша цель была не допустить конфликта между армянами и азербайджанцами. Помню, как однажды моя рота спасла от смерти десятки мирных жизней – дело касалось одного из бандформирований, которые, как известно, не имеют национальности.
Терроризм – это наднациональное явление. Нам была поставлена задача разоружить бандподполье – звучит просто. На деле мы вели бои с террористами. Кто-то сдавался сам, кого-то приходилось нейтрализовывать. В итоге мы изъяли много стрелкового и самодельного оружия, взрывчатых веществ, которые могли на воздух поднять всю деревню.
1996 год, самый разгар событий на Северном Кавказе. Мне с группой дали задание, которое сводилось к тому, чтобы сохранить жизнь мирным гражданам Дагестана. Для его решения надо было попасть в зону боевых действий и перейти линию фронта. Мы это сделали дважды – вечером и утром: подвергались обстрелу, вступали в бой. Тем не менее, за одну ночь поставленную руководством задачу выполнили.
На гражданскую службу я ушел в звании генерал-майора.
Те годы никогда не казались мне героическими, не думаю, что мы совершали особые подвиги. Мы просто выполняли свой долг, делали все от нас зависящее, чтобы в России было спокойно.
Я горжусь нашей страной и поздравляю всех с Днем защитника Отечества, праздником, символизирующим мужество, стойкость и патриотизм. Пусть Ваши знания всегда будут на защите интересов нашей Родины и спокойствия ее граждан.
Сергей Левкин, руководитель Департамента градостроительной политики города Москвы:
- Я отдал армии более 20 лет: сначала Советской, потом Российской. Армия стала для меня очень важным жизненным отрезком, который связан в первую очередь со становлением личности. Пять лет в училище – это дисциплина, умение находиться в большом коллективе и в ограниченном пространстве. По утрам в аудиториях на лекциях может сидеть до 100 человек, а вечером приходишь в казармы, где таких, как ты, еще с десяток.
В 1978 году поступил в Ленинградское высшее военное инженерно- строительное Краснознаменное училище имени генерала армии А. Н. Комаровского (ЛВВИСКУ). На тот момент училище было приравнено апк академии, где могли получить свой путь в профессию и будущие замминистра обороны. Правда, в строительной части. Окончив его с красным дипломом, оказался перед выбором, куда распределяться. Были предложения уехать в Монголию, где в советское время были очень дешевые шапки-шубы (смеется), Германию, о которой мечтали те, кто стремился за границу, и Москва. Я не выбрал ни шубы, ни марки, решил служить нашей столице.
Военно-строительное управление города Москвы, где я работал впоследствии, тоже стало хорошей школой: от прораба до начальника Управления. Понимаешь, спустя годы, разницу между военными и гражданскими строителями. И в первую очередь, ее ощущаешь в ментальности самих людей, да и в том, что строили обычные солдаты: после курса молодого бойца приходили на стройку и учились с нуля у старших. Вот мы с ними намучились! (смеется)
Были, конечно, и курьезные случаи. На юго-западе Москвы работали на строительстве Военной академии Генерального штаба. Начинали в 7 утра, а заканчивали в 11 вечера. В то время жил в гарнизоне в Люберцах. Путь был длинным и для меня, и для коллег. Уже уставшие, шли с товарищем по службе к станции метро «Юго-Западная». И тут на подходе к турникету нас останавливает милиция. Мы в форме, не понимаем, почему к нам обращаются. Оказалось, что на голове моего друга вместо фуражки была каска. Он так заработался, что забыл каску сменить на фуражку. Я тоже не заметил. Посмеялись, каску взяли под мышку, и пошли дальше.
А вообще армия – это, конечно же, своевременное исполнение приказов, без каких-либо отговорок, поиска причин и обстоятельств для неисполнения. Никаких «не знаю», «устал» и «не могу». Здесь получаешь закалку. Тем более что я – офицер во втором поколении. Мой отец отдал службе 37 лет. Служил в Приднестровье, Украине, на Курилах, Камчатке и Дальнем Востоке, где сейчас возводится космодром на месте дивизии, которую он когда-то обустраивал.
Владимир Говердовский, префект центрального округа Москвы:
- Свою армейскую службу после Рязанского военного автомобильного института я начал в 1997 году в Главном управлении специального строительства Министерства обороны.
С теплотой вспоминаю моих армейских друзей, со многими общаемся до сих пор. Мне всегда хотелось служить, что называется, «на земле». В 23 года в звании капитана я прибыл на автобазу. Там я дослужился до начальника. Я занимался всем циклом работ — от подбора персонала и обеспечения проживания людей до принятия техники, ремонта и выпуска на линию. Автобаза обеспечивала строительство объектов по всей территории Московской области и других регионов. Вскоре стал майором.
Алексей Шапошников, председатель Московской городской Думы:
- Для меня 23 февраля – особый праздник. В нашей семье с огромным уважением и почтением относятся к тем, кто в военное и мирное время защищал и защищает интересы государства и своего народа, выполнял и выполняет воинский и гражданский долг.
Я с самого раннего детства хотел стать военным, как отец. Форма, порядок, дисциплина, сами понимаете, как важно это для мальчишки. У меня дедушки воевали в Великой Отечественной, прошли всю войну.
Летом, во время каникул, когда меня не с кем было оставить дома, отец брал с собой – ездили по военным частям, он тогда работал военным судьей. Так что мое решение поступать после школы в Военный Краснознамённый институт никого не удивило.
Владимир Платонов, старший вице-президент Московской торгово-промышленной палаты, депутат Московской городской Думы:
- Чем дальше от службы, тем больше веселого вспоминается. В один из сильно морозных дней мы поехали на работы в складские помещения. Готовили их под размещение различной техники. Дело происходило в Гаврилово Ленинградского военного округа. С собой взяли продукты питания: консервы, хлеб. Поработали, все устали, пришло время обеда. И тут выяснилось, что с собой не взяли никаких открывалок для консервов, ни ножа. А кушать хочется. Посмотрели, а в стороне в углу валяется ржавый, грязный топор, которым, наверное, вар рубили. Похохотали, но делать нечего. Открыли им банки этим старым топором. Потом хлеб делить. Кто-то из нас спрашивает: «А чем хлеб будем нарезать?» Кто-то и пошутил: «Да вон, тем же самым топором». Посмеялись, но делать нечего, и первые куски белого хлеба стали черными. Но такая солдатская смекалка и готовность выжить в любых условиях позволила всем пообедать.
Для меня 23 февраля – прекрасный праздник, не мужской и не женский, а универсальный, в отличие от 8 марта. Среди защитников нашего Отечества есть и мужчины, и женщины. И всех своих сослуживцев, тех, кто был в рядах армии, я сердечно поздравляю с этим днем.
Также службу в рядах Вооруженных сил и Военно-морского флота проходили заместители мэра Москвы в правительстве города и руководители департаментов, а также — префекты административных округов (в разные годы и получив различные звания): Петр Бирюков, Алексей Александров, Олег Волков, Исаак Калина, Александр Кибовский, Олег Кичиков, Антон Кульбачевский, Валерий Леонов, Алексей Майоров, Дмитрий Набокин, Юрий Овсянников, Алексей Пашков, Владимир Регнацкий, Александр Самсонов, Александр Туник, Андрей Цыбин, Владимир Черников, Сергей Шогуров.
Редакция газеты «Вечерняя Москва» сердечно поздравляет всех защитников Отечества с 23 февраля!