Выйти замуж по-абазински. Невеста должна быть на голову выше всех
Сюжет:
Народы МосквыНа сегодняшний день представители этой немногочисленной народности проживают в Карачаево-Черкессии и Адыгее. Но все абазины чтят народные традиции.
А те из них, кто сейчас живет в Москве, а это около 200 человек — в основном молодежь, — постоянно собираются вместе, чтобы отметить национальные праздники, участвуют в народных фестивалях, изучают культуру, танцы, музыку. Даже свадьбы празднуют так, чтобы не отступать от веками сложившегося обряда.
— Абазинские аулы — небольшие. Все друг друга знают. Так что если юноша выбрал девушку, то он знает, кого выбрал. Но обряд нужно соб л ю с т и .
Обычно молодые знакомятся через братьев или сестер, — рассказывает Аминат Рапшева, заслуженная артистка Карачаево-Черкесской Республики. — Если молодые друг другу понравились, тогда наступает следующий этап — официальный.
А свадьба проходит по расписанному сценарию.
Наряженная подружками в свадебное платье невеста должна быть на голову выше всех. Поэтому она надевает обувь на каблуках. Затем ее переводят через баранью шкуру, чтобы ее жизнь была в новом доме такой же мягкой и нежной. И смазывают губы смесью топленого масла и меда, чтобы ее речь была такой же сладкой и теплой. А девушка, приходя в дом мужа и переходя через порог, обязана забыть все, что у нее было до этого. У нее начинается новая жизнь.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Валерий Дзыба, историк-краевед:
— Абазины — это самый многочисленный народ среди малочисленных народов России. Нас всего около 40 тысяч человек, и в основном проживаем в КЧР.
Мурадин Урчуков, председатель московского культурного общества «Абаза»:
— Исходя из традиционных устоев, если ты женился и жена сказала, что не хочет работать, то ты обязан ее обеспечить.
СПРАВКА
У абазинов очень интересный флаг. Он красный, с изображением раскрытой ладони правой руки, что олицетворяет гостеприимство и открытость души этого народа.
Согласно переписи населения сейчас в Москве живет 191 абазин.
140 из них — студенты.
КТО СПАС ЧЕЛОВЕКА

У абазин существует очень красивая легенда о ласточке. Кстати, эту птицу всячески почитают и защищают.
По абазинской легенде, однажды жуткое семиглавое чудовище послало во все концы Земли разных животных, птиц и насекомых, чтобы те разузнали, чье мясо и кровь самые сладкие.
И вот змея выяснила, что самый вкусный — человек.
Торопилась змея к чудовищу с этой вестью, но встретила по дороге ласточку. Не удержалась и рассказала птице первой. Испугалась ласточка за людей и попросила змею показать жало.
Как только рептилия высунула язык, рассекла его птица своим клювом на две части. С тех пор змея не может говорить, а только шипит. А ласточку абазины за это считают спасительницей человечества.
Считается, что если ласточка залетает в дом, то это обещает хозяевам процветание и благополучие.
Свои легенды абазины чтят так же, как и традиции. Например, исконно абазинскими занятиями всегда было изготовление оружия и украшений. Считается, ничто не сравнится по красоте и богатству орнамента с абазинскими женскими украшениями, которые мужчины делали для своих любимых избранниц.
ЧЕСНОЧНЫЙ СОУС И КАША
У каждого народа — свое праздничное блюдо. То, которым принято обязательно угощать. У абазов это — «Кту дзырдза».
Традицонно абазинское угощение, которое подается по праздникам и по обычным дням. Ничего необычного в нем нет.
Это цыпленок, сваренный в белом чесночном соусе, который подается с густой кашей из проса.