Главное
Истории
Газировка

Газировка

Книжные клубы

Книжные клубы

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Готика в Москве

Готика в Москве

Таро в России

Таро в России

Хандра

Хандра

Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Инструмент для резидента

Сюжет: 

Объектив
Общество
Непременным шпионским атрибутом спецслужб всего мира была и, наверное, остается малоформатная, замаскированная фотокамера. Без нее и шпион не шпион, и разведчик не разведчик. Вспомним хотя бы некоторые из них.

Вести скрытую фотосъемку спецслужбы мира хотели с самого начала фотографии — сковывала лишь техническая невозможность моментально сделать фото.

В результате миниатюрные камеры появились лишь к концу XIX века.

Почти игрушка  

 Казнь на электрическом стуле Рут Снайдер. фото Том Ховард, 1928 год Казнь на электрическом стуле Рут Снайдер. фото Том Ховард, 1928 год / Фото: Из архива

Вот, например, «Тикка» (Ticka), замаскированная под часы, — этот нехитрый фотоаппарат мог сделать без перезарядки только одну фотографию, а в боевую готовность приводился довольно долго. «Тикка» была скорее дорогим сувениром, чем инструментом для работы. Поздние модели уже снимали на фотопленку и могли сделать с десяток кадров. Объектив находился в заводной головке и прикрывался крышечкой на резьбе. Видоискателя у камеры не было — кадр выбирался по углу, образованному бутафорскими стрелками часов (на всех моделях было одно и то же время — 2 часа 50 минут). Позже у этой игрушки появился выносной видоискатель. Качество изображения у «Тикки» было крайне низким.

Первые опыты  

Самый известный на сегодняшний день снимок, сделанный тайной камерой, — казнь на электрическом стуле Рут Снайдер.

 Камера, закамуфлированная под карманные часы конца 19 века с раздвижным корпусом и двумя кассетами для фотопластинок Камера, закамуфлированная под карманные часы конца 19 века с раздвижным корпусом и двумя кассетами для фотопластинок / Фото: Из архива

Фотографию сделал американский фотограф Том Ховард специальной камерой, которую он закрепил на щиколотке правой ноги, а спуск затвора осуществлялся через пропущенный вдоль ноги тросик. В камере была одна-единственная фотопластинка. Пойдя в тюрьму Синг-Синг под видом пишущего репортера, Том чуть приподнял правую штанину. Поскольку в комнате было довольно темно, снимок он делал на длительной выдержке, и тот получился несколько смазанным. Чтобы добавить драматизма, редакторами газеты была придумана версия, что фотограф снял сам момент казни — фото было опубликовано во всю полосу спецвыпуска газеты «Нью-Йорк дейли ньюс» в спецвыпуске 13 января 1928 года, на следующий день после казни. Спецвыпуск разошелся тиражом 750 тысяч экземпляров, а Ховард получил гонорар в 150 долларов (автомобиль «Форд-Т» в те годы стоил 230 долларов).

Для шпионов  

 Любительская фотокамера Micro IIIa на 72 кадра, спрятанная в каблук ботинка Любительская фотокамера Micro IIIa на 72 кадра, спрятанная в каблук ботинка / Фото: Из архива

С появлением высокочувствительных фотопленок до Второй мировой войны для нужд разведчиков были выпущены фотокамеры «Тессина» (Tessina) и «Минокс» (VEF Minox).

Позже они появились в свободной продаже.

В швейцарской «Тессине» использовалась обычная 35-мм фотопленка, камера была очень дорогая, со множеством выдержек и легко встраивалась в сигаретную пачку.

«Минокс» тогда выпускали на заводе в Риге. Камера была удобная для маскировки, плоская, и для нее нужно было использовать узкую пленку.

Для оперативников

 Казнь на электрическом стуле Рут Снайдер. фото Том Ховард, 1928 год Казнь на электрическом стуле Рут Снайдер. фото Том Ховард, 1928 год / Фото: Из архива
 

Самым массовым и по-настоящему шпионским фотоаппаратом стал советский Ф-21. Главное отличие аппаратуры КГБ и ГРУ от фотокамер конкурирующих разведок — огромное количество разработанных модификаций. Советское руководство щедро делилось разработками спецтехники со странами социалистического блока. Но зарубежные камеры-клоны не так хорошо модифицировались — это было слишком дорого, тогда как в СССР денег на это не жалели.

Ф-21 имел несколько выдержек и — что важно — дистанционно управляемую диафрагму.

Пружинный моторчик позволял сделать до 20 кадров на одном взводе, пленка вставлялась в кассету — в условиях дефицита фотоматериалов для камеры могла использоваться обычная 35-мм кинопленка, но без перфорации.

В комплекте с камерой даже поставлялся резак, который позволял самостоятельно отрезать перфорацию от обычной пленки, продававшейся в любом магазине. Ф-21 встраивали во что угодно — в пряжки ремней, портфели, книги, шляпы, ботинки. Самый популярный скрытый вариант — камера-пуговица. На камеру надевалась крышка в виде черной пуговицы — в момент срабатывания затвора она раскрывалась и тут же закрывалась. Видоискателя у камеры не было — да он и не был нужен: Ф-21 оснащалась высококачественным и светосильным широкоугольным объективом, дававшим великолепную детализацию изображения.

Управлялась камера тросиком из кармана пальто или пиджака.

Интересная деталь: названий завода или модели на подобной советской аппаратуре не было никогда — только цифры. И то верно: Ф-21 делали не для продажи.

Под конец карьеры эту камеру можно было встретить в продаже под названием «Зенит» МФ-1.

Для любителей  

Сейчас в интернете можно свободно купить вполне себе шпионский «Киев-30». Это крошечная любительская камера — внучка легендарного рижского «Минокса». Для нее советскими заводами выпускалась крошечная фотопленка — без перфорации, шириной 16 мм, в комплекте с камерой шел и проявочный бачок. Под разными названиями («Вега», «Киев-Вега») камера выпускалась с 1960 по 1987 год и стоила 15 рублей.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Владимир Горовой, ветеран внешней разведки КГБ СССР, герой Советского Союза: 

— Наши разработки шли на шаг впереди западных, и маскировали технику мы лучше. А вот по габаритам и надежности проигрывали.

Я снимал камерой Ф-21 только один раз — их чаще внутри страны использовали. Зато у меня большой опыт работы с «Минокс» — они были в открытой продаже, и если камеру находили, обвинить было не в чем.

ОБ АВТОРЕ  

Сергей Шахиджанян —  автор и ведущий рубрики «Объектив». Говорит, что фотографией начал заниматься из-за неразделенной любви. Выучился на журналиста, работал военным корреспондентом и стрингером иностранных фотоагентств. Преподает фотодело и коллекционирует фотоаппараты.                        

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.