пт 18 октября 12:28
Связаться с редакцией:
Вечерка ТВ
- Город

Семинарист Александр Вампилов

Семинарист Александр Вампилов

Московские эпизоды жизни знаменитого драматурга

[b]Случилась эта история более сорока лет назад. Но по причастности моей хочу о ней вспомнить, тем более что интерес к творчеству давно, к сожалению, покойного иркутского драматурга не только не угасает, но в последние годы снова пошел в гору. Как-то в начале 1964 года мой отец пришел домой в сопровождении невысокого молодого человека с шапкой густых мелко завитых волос. У него было характерное скуластое лицо, выставлявшее напоказ сибирско-азиатские корни. «Знакомьтесь, – представил его папа, – мой семинарист Александр Вампилов…» Так впервые я увидел Сашу Вампилова, участника семинара молодых драматургов, проходившего тогда в Малеевке. Он попал в группу, руководимую моим отцом, драматургом и киносценаристом Алексеем Симуковым, многолетним преподавателем Литинститута имени Горького. К моменту этого визита наша семья уже была наслышана от отца о неординарной личности и творчестве этого «семинариста». Они прошли в отцовский кабинет, и часа три оттуда доносились обрывки приглушенного дверью диалога.[/b] В тот день Саша остался у нас обедать, хотя, скорее, это был поздний ужин. Он на удивление сразу вписался в ту семейную атмосферу, которая царила за нашим столом. Снедь в тот вечер была самая обыденная, как говорится, «негостевая». А беседа Вампилова с отцом, начавшаяся в кабинете, просто перетекла в гостиную, перекинулась на какие-то новые, общие темы, и мы – мама, моя старшая сестра и я – стали ее естественными участниками. О чем мы тогда говорили? О театре, о литературе, о той жизни, что шла себе за московскими окнами и на берегах далекого Байкала… В тот же вечер папа дал мне прочесть экземпляр Сашиной одноактной пьесы с рукописным заголовком «Двадцать минут с ангелом». Как это зачастую бывает в семьях, особенно творческих, профессия родителей создает для детей привычную «среду обитания» с самого раннего возраста, и поэтому я уже с юных лет почитывал драматургическую классику и благодаря папе был в курсе многих театральных новинок. Одним словом, я был «опытным критиком», а потому с первых же реплик героев вампиловской пьесы был поставлен в тупик: где само действие, где классическая драматургическая коллизия? Я видел двух полубомжей, мечтавших о том, чтобы кто-нибудь дал им денег «за так», просто на опохмелку. Один из героев распахивает окно и кричит: «Граждане! Кто даст взаймы сто рублей?» И через несколько минут в дверь раздается стук – появляется человек, который бескорыстно предлагает двум выпивохам деньги. Они в изумлении – мыслят-то собственными моральными категориями – и учиняют незнакомцу допрос с пристрастием: а чего это он раскошеливается? А может, он за это от них хочет… Парадоксальность чудовищная, звучащая приговором нашему обществу тех лет; да и сегодня актуальная. Ведь пьеса-то о том, что из нас вытравили обычные понятия добра, бескорыстия и чтобы доказать бескорыстие, нужно чуть ли не жизнью жертвовать! Между прочим, название этой пьесы было подсказано драматургу моим отцом. С того дня Саша появлялся у нас уже на правах друга семьи, возникая в дверях со стеснительной и вместе с тем чуть насмешливой полуулыбкой. Он здорово играл на гитаре русские романсы, и мы с удовольствием слушали его дуэт с моей сестрой – спокойный такой, без цыганского надрыва и современного выпендрежа. Гитару он брал у меня – в то время я учился у приятеля гитарным аккордам, чтобы петь входившие в моду американские блюзы. Однажды друг сделал мне царский подарок – его родители привезли из-за границы только что появившиеся нейлоновые струны. Я был вне себя от счастья: мягкий, нежный звук, да и пальцы не так больно резало струной. Но радость была недолгой. В один из «музыкальных вечеров» Саша, может быть, чуть резче взял аккорд, и… одна из струн лопнула! Все, что я пережил, было написано на лице. Саша смутился. А через какое-то время он пришел к нам и протянул мне пакетик: «Вот, держи. Тут целый комплект». Это были новые нейлоновые струны! С той далекой поры минуло более сорока лет, но и сегодня я бережно храню в памяти мимолетные встречи с Александром Вампиловым. Разумеется, в ту пору я не знал, что общаюсь с гениальным драматургом, положившим начало тому, что сегодня критики называют «вампиловским направлением». Но прошло время и расставило все по местам. Жаль только, что Саше с его огромным талантом пришлось столько сил растратить на пробивание головой системы, оберегавшей «чистоту» советского искусства. И мне радостно сознавать, что в определенной степени приоритет открытия таланта и помощь в его становлении, в «пробивании» пьес через рогатки Минкультуры принадлежит моему папе, кто бы впоследствии ни пытался приписать эту заслугу себе. Вот строки из Сашиного письма моему отцу: «Алексей Дмитриевич! Вы вынянчили обе мои пьесы, Вы всегда были ко мне добры. Заступитесь!.. Хочу работать так, чтобы моя работа заслуживала бы Вашей ко мне доброты. Ваш Вампилов. 10 июля 1966 года». И еще одно свидетельство благодарности ученика учителю я обнаружил в книге «Не уйти от памяти» однокурсника и друга А. Вампилова Виталия Зоркина, ныне профессора Иркутского университета. Вот что поведал Александр Вампилов своему другу в минуту откровения: «Я устал переделывать свои пьесы в угоду хамам и чиновникам от литературы. На-ка вот, почитай. Пишу Симукову. – А кто это такой? – Мой ангел-хранитель… один из немногих, кто пытается мне помочь. Еще древние утверждали, что истина рождается в споре. Однако закон этот неуниверсален. И иногда оборачивается к нам, как двуликий Янус, вторым лицом. А это означает: сколько спорящих, столько и истин. Что только обо мне не говорили и не писали. Прочитали «Двадцать минут с ангелом», говорили, что так не бывает, к «Старшему сыну» придирались особенно тщательно. Вот потому и пишу доброму человеку и драматургу…» Говорят, что Сашин гороскоп предрекал ему большой талант и… смерть от воды. Александр Вампилов утонул в Байкале 17 августа 1972 года, не дожив два дня до своего 35-летия...

Новости СМИ2

Ольга Кузьмина  

Москва побила температурный рекорд. Вот досада для депрессивных

Анатолий Сидоров 

Городу нужны терминалы… по подзарядке терпения

Виктория Федотова

Кто опередил Познера, Урганта и Дудя на YouTube

Митрополит Калужский и Боровский Климент 

В чьей ты власти?

Дарья Завгородняя

Дайте ребенку схомячить булочку

Полина Ледовских

Трудоголиков домашний очаг не исправит

Оксана Крученко

Ради безопасности детей я готова на все. И пусть разум молчит