Карта городских событий
Смотреть карту

Ты сними меня, кабинка!

Сюжет: 

Объектив
Общество
Ты сними меня, кабинка!
Анатоль Джозефо демонстрирует устройство кабинки, фото 1927 года     / Фото: ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА
Самый большой фотоаппарат - это автоматическая фотокабинка! Первый автомат для изготовления дешевых мгновенных фотографий появился 90 лет назад. Его и сейчас можно встретить на улицах Москвы.

Мало кто знает, что изобретателем фотоавтомата, где человека снимает машина, был выходец из России Анатоль Джозефо. «ВМ» нашла внука изобретателя Джона Джозефо.

— Мой дед родился в 1894 году в семье ювелира в Томске. Почему-то во всех статьях о нем ошибочно указан Омск — видимо, потому, что для американцев что Томск, что Омск — все равно непонятно где. Его настоящее имя — Анатолий Маркович Йозефович. Он с детства проявлял склонность к точным наукам, изучил несколько иностранных языков. Его отец, успешный ювелир, отправил его учиться в Берлин в канун Первой мировой войны. Там он в совершенстве изучил фотодело — в начале 1910-х годов фотографы неплохо зарабатывали, фотография была модным увлечением, люди хотели оставить о себе хоть какую-то память. Уже тогда дед задумал создать фотомашину, которая бы работала без оператора внутри и смогла бы изготавливать фотоснимки автоматически. С момента замысла до воплощения прошло более 12 лет.

Ты сними меня, кабинка!Фотооттиск из кабинки: сценарист Жан Оренш, его сестра Мари и ее муж известный художник-авангардист Макс Эрнст, Париж, 1929 год    / Фото: ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА

В начале XX века поход к фотографу был целым событием — в основном снимали большими громоздкими камерами на тяжелых штативах. Сначала получали на стеклянной пластинке негатив, потом уже с него делали фотографии. На многих вывесках фотоателье гордо красовалась надпись: «Негативы сохраняются». Но сохранялись они не по прихоти владельцев, а исключительно по требованию полиции, которая требовала в конце года сдавать все фотографии в архивы. Количеством снимков интересовались и налоговые органы.

Удовольствие сфотографироваться было недешевым, и простые люди не всегда могли себе это позволить. Вот тогда Йозефович всерьез задумался — как сделать любительские фотографии более простыми? С началом Первой мировой будущий изобретатель переезжает в Шанхай. Там он пережил революцию 1917 года и какое-то время работал фотографом в собственном фотоателье. В начале 1920-х ненадолго вернулся в родной Томск, откуда вскоре уехал навсегда в США. Имя и фамилию он поменял на более приятное для американского уха Anatol Josepho и занялся созданием фотоавтомата.

Для облегчения процесса решено было проектировать машину, которая сразу бы снимала на фотобумагу без промежуточного негатива. В отладке этого процесса помог опыт киностудий Голливуда — на черно-белой фотопленке часто получали сразу позитивное изображение, минуя негатив. Но процесс был довольно долгим — если в черно-белой фотографии для получения снимков использовалось всего четыре ванны с растворами, то в процессе Джозефо их было в три раза больше — 12.

Ты сними меня, кабинка!Современный аппарат для печати фото с телефона    / Фото: ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА

По замыслу изобретателя, люди заходили в небольшую кабинку, нажимали на кнопку, смотрели на себя в зеркало, установленное рядом с объективом камеры; в это время включался мощный свет (лампы накаливания позже заменили вспышкой) и через несколько минут из специального окошка клиент получал шесть своих изображений. Каждый снимок был уникален и не имел негатива. Хранить и сдавать в надзорные органы было нечего.

На разработку фотоавтомата Джозефо в Нью-Йорке занял у своих знакомых — таких же выходцев из России — в общей сложности 11 тысяч долларов. Американская писательница Накки Горанин потратила десять лет, путешествуя по Америке в поисках действующих фотокабин. В своей книге «История фотокабин» она пишет, что 11 тысяч долларов в 1923 году были очень большой суммой — дом с участком редко стоил больше 2 тысяч.

— Этот легкий, красивый, жизнерадостный изобретатель постоянно завоевывал людей своим энтузиазмом и блеском. К сентябрю 1925 года он открыл свою автоматическую студию на Бродвее, между 51-й и 52-й улицами. Толпы, достигающие 7500 человек в день, выстраивались в линию, чтобы их фотографии были сделаны за 25 центов за полосу из восьми снимков: место стало известно, как «величайший фокусник Бродвея». Нью-йоркский губернатор и сенатор были среди тех, кто ждал удовольствия от автоматической фотополосы. Служащий в белой перчатке будет направлять людей в кабину и, когда они окажутся внутри, предложит их «смотреть направо, смотреть влево, смотреть на камеру». Поддержал российского изобретателя и будущий президент Рузвельт. Изобретение россиянина имело колоссальный успех — он буквально воплотил в жизнь американскую мечту, в 1927 году продав права на свое изобретение за 1 миллион долларов (что эквивалентно приблизительно 13 миллионам долларов сейчас, в 2017 году), — рассказала Накки Горанин «ВМ».

Накки почти 10 лет собирала фотографии, сделанные в фотокабинах в разные годы — у нее собралась значительная коллекция. На снимках люди выглядели почти всегда естественно, так как фотографом была машина и люди не стеснялись ее. Множество влюбленных парочек уединялись за занавеской в кабинах и в связи с этим в некоторых странах фотокабины были запрещены — люди там не только фотографировались. А как обстоит дело с фотокабинами сегодня? Недавно предприниматель Алексей Чистяков открыл в Москве небольшой бизнес с фотокабинами.

Ты сними меня, кабинка!Американская фотокабина 1958 года     / Фото: ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА

— Это настоящие аналоговые фотоавтоматы. Заряжаются фотобумагой, которую выпускает единственный в России завод. Не могу сказать, что бизнес процветает, но доставляет людям много приятных эмоций. Чего уж там: это скорее даже развлечение, чем бизнес. От традиционной фотокабины Джозефо наши отличают электронная вспышка.

Растворы и сам процесс — точно такие же. Вся химия — отечественная, все это довольно легко достать и сегодня.       

Google newsYandex newsYandex dzenMail pulse