вс 20 октября 01:35
Связаться с редакцией:
Вечерка ТВ
- Город

Научный совет

Научный совет

В Кремле решали, что делать с образованием

[i]На заседании Госсовета, состоявшемся 24 марта этого года, шла речь о реализации национального проекта «Образование», в частности, о концепции модернизации российского образования до 2010 года. Руководители образования просили у государства поддержать профессиональные образовательные учреждения всех уровней: техникумы, колледжи и вузы, повысить зарплату преподавателям и мастерам производственного обучения. Президент Владимир Путин заявил, что деньги из Стабилизационного фонда вузы не получат, поскольку должны сами работать эффективно. Он также раскритиковал существующую систему финансирования: «Деньги должны идти прежде всего на обучение конкретного человека — ученика, студента. Ведь в образовании важен конечный результат, а не безликая отчетность за работу учреждения». Кроме того, Владимир Путин потребовал также «безусловно обеспечить принцип бесплатного школьного образования».[/i] [b]Школьное образование останется бесплатным[/b] Предыдущее заседание Госсовета по образованию состоялось в августе 2001 года, причем повестка дня была совершенно идентичной пятничной. По мнению президента, несмотря на пятикратное увеличение финансирования отрасли, за это время «коренной модернизации отрасли образования не произошло. А ведь уровень образования – это исходная отправная точка экономического и научно-технического прогресса, отставание в образовательном развитии прямо сказывается на конкурентоспособности и на национальных перспективах». Сначала говорили о школьных делах. Министр образования и науки Андрей Фурсенко доложил: «Собрав первую отчетность о выплате вознаграждения за классное руководство, мы увидели, что в стране сегодня более 12 тысяч классов, в которых обучается по 1–2 ученика. Более 63 тысяч классов, то есть свыше 8 процентов от общего количества классов страны, наполняемостью до 5 человек, в том числе более 1,5 тысячи таких классов в городах. Очевидно, это происходит по одной-единственной причине – стремление учителей к увеличению почасовой нагрузки, от которой напрямую зависит их зарплата и которая практически никак не связана с требованием качества преподавания». Главным виновником этой ситуации министр назвал муниципалитеты, которые по своему усмотрению расходуют средства, направляемые из центра и области на образование. Пока закон запрещает выделять деньги напрямую директорам школ, но этот порочный круг скоро будет разорван – сейчас готовятся поправки в законодательство. [b]Дети будут сдавать экзамены после начальной школы[/b] Что касается оценки качества среднего образования, члены Госсовета предложили проводить экзамены не только после 9 и 11-х классов, но после окончания начальной школы, то есть после 4-го класса. Можно считать решенным вопрос о проведении одного обязательного Единого государственного экзамена (ЕГЭ) – это будет русский язык. Правда, президент Татарстана Минтимер Шаймиев высказал опасение, что вводимый в России обязательный ЕГЭ по русскому, без которого невозможно будет поступить в институт, татары не сдадут. Глава Минобрнауки Андрей Фурсенко пообещал создать курсы по изучению русского языка для талантливых ребят из близлежащих к России республик. Ректор МГУ Виктор Садовничий поделился своими впечатлениями после Госсовета: «Школьному образованию уделено большое внимание. Четко сказано о беспризорных, о ребятах, не посещающих школы». Напомним, что на днях был принят закон, разрешающий выгонять из школы хулиганов и хронических двоечников, которым исполнилось 15 лет. Но при этом все подростки должны иметь право выбора, идти ли им в другую школу или выбрать профессиональное образовательное учреждение. [b]Стране нужны «голубые воротнички»[/b] Вопросу о роли среднего профессионального образования на Госсовете было уделено особое внимание. По словам президента, начальное и среднее профессионально-техническое образование призвано «воспроизводить рабочие кадры для промышленных предприятий, а не являться промежуточным звеном перед поступлением в вуз». «Выпускники колледжей и техникумов должны выпускать рабочих и специалистов, готовых без всякого доучивания качественно трудиться на современном производстве и в сфере услуг, – сказал министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко.– Это возможно лишь в том случае, если учебная практика будет проходить непосредственно на производстве». «У нас как-то в последнее время все стали университетами, а нужны «голубые воротнички», то есть техники, мастера», – разделяет эту точку зрения и ректор МГУ. [b]Вузы должны ориентироваться на рынок[/b] При обсуждении перспектив развития высшего образования тоже не обошлось без «денежного вопроса». Владимир Путин высказался категорически против использования средств Стабилизационного фонда для поддержки вузов: «Государство должно оказывать поддержку тем вузам, которые в состоянии эффективно ею воспользоваться, на этот год на дополнительное финансирование предусмотрено 5 млрд рублей, на следующий – 15, нет необходимости всуе упоминать Стабилизационный фонд правительства, нужно освоить эти средства». Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин высказал общее мнение представителей бизнес-сообщества: «Вкладывать в нереформированную систему образования – бессмысленное занятие. Поэтому образовательный проект – это не только проект увеличения заработной платы сначала учителям, потом преподавателям вузов, и так далее. Это проект кардинального реформирования, когда сама система образования будет ориентироваться на результаты». В результате обсуждения пришли к некоторым выводам. Во-первых, вузы надо перевести на систему «нормативно-подушевого финансирования». При этом количество получаемых вузом бюджетных денег будет зависеть от количества обучающихся в нем студентов. Во-вторых, планируется создать эталонные образовательные центры, которые разрабатывали бы интересные всему миру инновационные программы. Этим центрам в ближайшие два года выделят 20 млрд рублей. В-третьих, по словам губернатора Красноярского края Александра Хлопонина, перечень предлагаемых вузами специальностей должен соотноситься с реальными потребностями бизнеса. В-четвертых, следует наращивать экспорт российских образовательных услуг, поскольку, как сказал президент: «подготовка кадров для других стран открывает дорогу к новым рынкам для нас самих». Для этого надо открывать филиалы российских вузов за рубежом и расширять доступ в наши институты иностранных студентов и преподавателей. Особенно это касается молодых людей из стран СНГ, поскольку они ближайшие наши соседи. Однако самое главное требование к образованию, высказанное на Госсовете, – сделать его качественным и соответствующим мировым стандартам. Причем с опорой на критерии, предъявляемые обществу экономикой, работодателями, рынком труда. Для достижения цели, по мнению ректора МГУ Виктора Садовничего, важно жестче подходить к вопросу лицензирования учебных заведений, оценивать качество их работы по конечному результату: востребованности выпускников на рынке труда. По итогам Госсовета будет сформирована программа развития отечественного образования на период до 2010 года.

Новости СМИ2

Никита Миронов  

Смелых становится все больше

Екатерина Рощина

Елки, гирлянды и мыши: новогоднее безумие стартовало

Елена Булова

Штрафовать или не штрафовать — вот в чем вопрос

Александр Хохлов

Шестнадцать железных аргументов Владимира Путина

Михаил Бударагин

Кому адресованы слова патриарха Кирилла

Оксана Крученко

Детям вседозволенность противопоказана

Митрополит Калужский и Боровский Климент 

В чьей ты власти?