Покажите, мастер, класс
Сюжет:
Пресса в образованииЖелтая глазурь для пряничного «феррари»
День рождения трудно представить без сладкого. Какие же лакомства были популярны на Руси? Конечно, пряники! Научиться украшать, пусть не традиционный тульский, но все равно очень вкусный имбирный пряник можно было на специальном мастер-классе. Провела его Валентина Звягинцева. Все желающие получили по прянику на свой выбор, например в форме машинки, человечка или медвежонка. В распоряжении «стажеров-кулинаров» были три цвета глазури: желтый, красный и белый. Фантазии было где развернуться. Кто-то одевал пряничного человечка в красочную шапочку и штанишки, а кто-то украшал орнаментом машинку.
Мастерица пряничного дела с удовольствием поясняла, как правильно обращаться с выпечкой: — Самое главное — вести глазурную линию непрерывно, — объясняет она нам. — Нужно следить, чтобы глазурь ложилась равномерно, не очень толстым слоем, и чтобы линии получались одинаковыми по ширине. Но если не выходит сразу ровная линия, то расстраиваться не стоит, навык приходит быстро.
Глазурь застывает за 30 минут, но некоторые пряники выглядели настолько аппетитно, что глазурь на них застыть не успела — ребята их сразу слопали.
— Мне интересен этот мастер-класс, потому что пряник можно потом съесть и он получается очень красивым, — делится впечатлением ученик четвертого класса московской школы № 19 Ильяс Исаев. — Я выбрал пряник в виде машинки и разукрасил его желтой глазурью, получилась прямо «феррари». Обязательно еще пойду на другие мастер-классы, а пряник отвезу домой — на память.
Горшок и мисочка на кухне пригодятся
Вокруг гончара Вагана Енгояна сразу собралась толпа ребят самого разного возраста. Каждому хотелось приобщиться к магии его ремесла, обнять руками податливую глину и сделать из нее настоящие кувшин или чашу.
— Как тебя зовут? — спрашивает мастер по гончарному делу у маленькой девочки, которая только подошла к столику с глиной.
— Света Раджанова, — отвечает девочка. — Я в кадетской школе учусь, уже в третьем классе! — добавляет она с гордостью.
— Держи, бросай на круг, — мастер вручает ей шарик из глины.
В центре вертящейся машины есть коричневое пятно. В него и кидает шарик девочка. Легкий шлепок. Света держит ручки на крутящемся шарике. Мастер поливает ее ручонки водой, которую отжимает из губки.
— Теперь начинай продавливать середину, — говорит ей гончар.
Большими пальцами девочка продавливает середину.
— Теперь веди глину в стороны и вверх.
И вот уже появляются очертания изделия, она растет и расширяется. Лишнюю глину мастер убирает скребком.
— Готово! С помощью нитки изделие как бы срезается с круга. Осталось только дождаться, когда миска подсохнет.
— Это я маме подарю! Я бы еще хотела горшочек попробовать слепить! Можно? Конечно, можно, Света! Здесь, на ассамблее, мастера рады ученикам и всегда готовы поделиться с ними секретами своего искусства.
Особый характер кожаной косы
Вокруг стола, за которым проходит мастер-класс по выделке из кожи, собираются не только дети, но и взрослые. На занятии мастера — Андрей Саймон с супругой Марией — учат всех желающих делать браслет. Мастер вырезает из кожи овальную ленту. На ней отмечает места, где будут дырки для украшений. Затем берет в руки инструмент, напоминающий ножницы.
Щелк, щелк, щелк. Умелец продевает кожаные шнурки, серединку немножко подрезает, из полученных полосок плетет косу. Она с характером –ровное плетение дается не каждому, а у мастера в руках кожаные ленты словно струят ся. Готово. Четвероклассница школы номер № 16 Дана Шатаева закусив губу, старательно плетет косичку.
– Круто! – восхищенно говорит Дана. – Браслет научусь делать.
Старательно дуем на воду
Агата Разумовская еще не ходит в школу, но уже вовсю и с удовльствием принимается за работу. На палитре она смешивает красную и фиолетовую краски, как ей показали мастерицы. Чуть-чуть поливает водой получившуюся смесь. Высунув от старания язык, лопаточкой собирает краску и стряхивает в тазик с водой. Дует на воду, чтобы краски смешались. Это действие повторяется много раз. После в тазик кладется бумага. На бумаге остается рисунок.
— Агата, пойдем! — зовет ее мама. Но девчушку не оторвать от увлекательного занятия — она снова и снова смешивает краски.
— Мне тут больше всего понравилось, — говорит она. — Я макала в красочку какую-то, а потом все это размазывала!
Кошачьи мордашки куются из металла
Мастер-класс по чеканке вел Александр Сашин, умелец холодной ковки. Чеканка особенно заинтересовала мужскую половину гостей, пришедших на праздник Ассамблеи народных ремесел. Женщинам, конечно, по душе больше вышивка и кулинария, но и они с интересом наблюдали, как с помощью молотка и чекана можно создать полноценное художественное изображение. А ребятишки с удовольствием делали «кошачьи мордашки» под руководством мастера.
Александр Сашин делится секретами мастерства и рассказывает о том, как занялся ремеслом чеканки: — Когда я вернулся из армии, в качестве хобби начал делать разные ножи, — говорит он. — Один товарищ попросил меня сделать надпись на клинке. Я сделал надпись простыми точками. И подумал, что, имея маленькое зубило, можно было бы просто соединить их, чтобы рисунок стал более ровным и правильным. Потом я узнал, что с помощью полукруглого чекана можно делать еще более плавные линии. Так шаг за шагом рос мой интерес к этому делу, и вот уже около шестнадцати лет я занимаюсь чеканкой. Мне интересно работать для души, так что для меня это не способ заработка, а скорее хобби. Но мне интересно также делиться своими умениями со всеми желающими. Ведь чеканка — это тоже искусство, а я, получается, художник.
Тех, кто устал осваивать секреты мастерства на празднике, подчевали блинами, пирожками и морсами. Но и здесь не обошлось без мастеров: секретами рецептов русской кухни с гостями поделились шеф-повара Алексей Синицын и Юрий Божко.