Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Живым не верится, что живы

Общество
Живым не верится, что живы

[b]Через много лет после войны Константин Симонов, уже давно не писавший стихов – только прозу, вдруг написал стихотворение:[/b][i]Тот самый длинный день в годуС его безоблачной погодойНам выдал общую бедуНа всех, на все четыре года.Она такой вдавила следИ стольких наземь положила,Что двадцать лет и тридцать летЖивым не верится, что живы…[/i][b]Рукопись он мне показал с некоторым смущением: вот, уже и думать не думал, что стану сочинять стихи, и вдруг написал. Видно, память о той горькой поре сидела в нем, как неоперабельный осколок, – не исчезала, не уходила.[/b]Не только Симонов запомнил на всю жизнь эти кошмарные дни отступления, как мы тогда говорили «драпа», тяжелых, позорных поражений, кровавого месива.Это прочно сидит в памяти всех, кому выпало на долю. К шестидесятилетию Победы вышла небольшая книга «Я это видел…», которую составили хранившиеся в архиве «Известий» воспоминания и письма участников войны, – прежде и думать нельзя было, чтобы их напечатать. Чтобы не быть голословным, приведу два небольших отрывка из писем, вошедших в сборник «Я это видел…»Вот одно: «За две недели до войны нас собрали в доме комсостава на лекцию: «Германия – верный друг Советского Союза». Танки поставить на консервацию, боеприпасы сдать в артсклад. Я прибежал в парк в 00 часов 30 минут. В небе гудят самолеты. Настроение у всех веселое: начались маневры! Первый бомбовый удар – по складу. Крики: «Это учебные цементные бомбы!» Второй заход – и удар по соседнему батальону. Крики, кого-то убили, кому-то оторвало ноги. Только тогда мы поняли, что это – война. Я видел в эти первые жуткие дни стреляющихся в висок, плачущих бойцов и командиров, детей, ползающих вокруг убитых и раненых матерей, брошенные санитарные части с еще живыми ранеными».И еще одна цитата: «Наша 17-я стрелковая дивизия, мой 271-й стрелковый полк базировался близ Полоцка. В мае-июне был приказ перейти на летние лагеря. И когда началась война, комдив воскликнул»: «Чем же я буду воевать, подушками, что ли?!» Приказ основывался на словах Сталина: «Не поддаваться на провокации». В результате ни один патрон, ни один снаряд не был отправлен вместе с нами, все осталось на складах, не то что воевать – застрелиться было нечем!»Да, тем, кто забыл или все еще не знает, хочу напомнить, что в тридцать девятом году состоялся в Бресте совместный парад «братьев по оружию» – немецких и советских войск, одолевших поляков. Хочу напомнить и о том, что когда немецкий посол ночью двадцать второго июня заявил Молотову, что Германия объявляет войну Советскому Союзу – а война уже началась, – нарком иностранных дел советского правительства, видимо, даже в эту минуту не избавившийся от «пактовой» веры в сотрудничество с Гитлером, сказал ему, что мы этого не заслужили.Не надо удивляться поминавшемуся в одном из процитированных мною материалов указанию Сталина: «Не поддаваться на провокации» – это была часть высокой государственной политики, которая привела нас к катастрофе.Надо еще напомнить о том, что параллельно с этим с самых высоких трибун наши руководители во главе со Сталиным вбивали в головы шапкозакидательские прогнозы и непререкаемые заверения в нашем могуществе и непобедимой силе.«Мы не боимся угроз со стороны агрессоров и готовы ответить двойным ударом на удар поджигателей войны, пытающихся нарушить неприкосновенность советских границ», – внушал Сталин, выступая в 1939 году на последнем предвоенном ХVIII съезде партии.Были ли готовы к войне наши писатели? На этот вопрос не так просто ответить. Среди них было немало тех, кто готов был усердно превращать в стихи и песни, кинофильмы и повести очередные указания властей.«Кипучая, могучая, никем не победимая…», «И врага мы на вражьей земле победим малой кровью, могучим ударом…», «И в воде мы не утонем, и в огне мы не сгорим…» И т. д. и т. п. Все это декламировали и пели, записывали на пластинки. Кто не знал песен Василия Лебедева-Кумача? Неслыханными для того времени тиражами были изданы повесть Николая Шпанова «Первый удар» и роман Петра Павленко «На востоке». Не сходили с экранов фильмы «Если завтра война», «Эскадрилья № 5». Как и в сочинениях Шпанова и Павленко, в них в считанные дни, если не часы, наш потенциальный противник терпел сокрушительное поражение. Армия и государство напавшего на нас врага мгновенно разваливались как карточный домик.Были, однако, и другие писатели, которым предстоящее, надвигающееся историческое испытание виделось не в таком радужном свете, – раз-два и мы победили, хотя общая установка властей – власть есть власть! – так или иначе давила и на них. Не могла не давить. Не зря Твардовский, вспоминая предвоенную пору, писал с фронта жене летом сорок второго года: «Ненавижу всеми силами души фальшь и мерзость газетного сегодняшнего стихотворения и чувствую, что если до войны я еще был способен что-то подобное фальшивое петь, то сейчас – нет. Не могу, не хочу, не буду. Не верю, что это нужно и полезно».Части этих писателей – правда, не очень большой – уже пришлось слышать, как свистят пули и рвутся снаряды и бомбы. Во время войны в Испании с мятежниками, возглавляемыми генералом Франко, в республиканской армии был И. Эренбург. Во время военного конфликта с японцами на Халхин-Голе в армейской газете работали В. Ставский, Б. Лапин, З. Хацревин, Л. Славин, К. Симонов. Во время «незнаменитой войны» с Финляндией,явно не принесшей нам славы, там в действующей армии находились А. Сурков, А. Твардовский, Н. Тихонов, А. Прокофьев.Эти в разной степени обстрелянные люди составили большую часть слушателей курсов, которые в сороковом году были организованы сначала при Академии имени Фрунзе, а потом при Военно-политической академии для писателей, готовых в случае войны стать военными корреспондентами. Они в первые же дни войны получили назначения в армейские и фронтовые газеты на должность, которая называлась расплывчато – «литератор» (потом было введено другое наименование этой должности – «писатель»).Еще одна нелепая история возникла с воинскими званиями писателей. Генерал Д. Ортенберг, возглавлявший в годы войны центральную нашу военную газету «Красная звезда», вспоминал: «У всех наших корреспондентов были воинские звания. Писатели-коммунисты числились в политсоставе и соответственно имели звания от политрука до полкового комиссара.Остальные писатели пришли в «Красную звезду» во время войны с интендантскими званиями. У кого и почему возникла мысль породнить литературу с интендантством – не знаю. Зато хорошо знаю, что сами писатели тяготились этим званием. Они нередко подтрунивали друг над другом , вспоминая злую тираду Суворова о корыстолюбивых интендантах.Короче говоря, и Симонов (он стал кандидатом в члены партии в первые дни войны), и Твардовский, который незадолго до этого был переведен из кандидатов в члены партии (что, видимо, не успела зафиксировать пуровская бюрократическая канцелярия), и беспартийный Василий Гроссман отправились на войну в качестве интендантов 2-го ранга. Когда в октябре сорок второго года был ликвидирован институт военных комиссаров, все они получили обычное воинское звание. Если я не ошибаюсь, то все названные мною писатели заканчивали войну подполковниками.Один Эренбург, работавший в «Красной звезде» с 25 июня, не имел никакого воинского звания, о нем в шутку говорили – «рядовой необученный». На фотографиях военного времени он то среди военных в штатском, то в солдатской форме, которую его заставляли надевать, чтобы не резал глаза своим штатским видом среди военных. Очень скоро он стал для всех читателей просто Эренбургом. Этого было достаточно и в высшей степени почетно. Его первенство признавали коллеги: Константин Симонов писал в сорок четвертом году, что Эренбург «работал в тяжелую страду войны больше, самоотверженнее и лучше всех нас», эту оценку он подтвердил в семьдесят восьмом году. Так думали и многочисленные читатели Эренбурга – в «Красную звезду» приходили из воинских частей письма, в которых официально сообщалось, что «рядовой необученный» зачислен в «почетные красноармейцы».«Когда гремят пушки, умолкают музы» – это стало поговоркой. Но тогда, в войну, все произошло не так. Луи Арагон, вспоминая литературную ситуацию предвоенной поры, заметил: «...Во время войны из литературы выбрасывается все-таки изрядное количество мусора, казавшегося строительным материалом». Начавшаяся война с гитлеровской Германией сразу же показала, что и у нас «шапкозакидательская» литература была мусором, от которого необходимо избавляться. А некоторые поэты и писатели, наконец, обрели возможность говорить полным голосом то, что видят и думают, и прославились утверждаемой ими правдой. Двадцатипятилетний Константин Симонов был молодым поэтом, известным в сущности лишь в литературных кругах. Но когда были напечатаны «Жди меня» и «Если дорог тебе твой дом», он, как говорится, проснулся знаменитым, его фронтовые очерки, составившие книгу «От Черного до Баренцева моря», образовали очерковую эпопею Отечественной войны. У Василия Гроссмана, первые шаги которого в литературе заметил и благословил Горький, была репутация серьезного художника, но в первый ряд прозаиков он встал, написав первую в военное время повесть «Народ бессмертен» и замечательные сталинградские очерки. «Страна Муравия» Александра Твардовского была широко известна и высоко оценивалась, но популярность, читательский успех «Теркина» были шире и выше. Даже маститый Илья Эренбург, у которого давно было громкое имя, в войну стал первым публицистом страны. В сорок пятом году он писал об этом даже с некоторой печалью (считая, что его главное призвание – поэзия): «Умру – вы вспомните газеты шорох…» «Красная звезда» в те годы стала самой литературной газетой. Дело в том, что ее главный редактор, возглавляя армейские газеты на Халхин-Голе и во время финской войны, понял, как много могут дать газете талантливые писатели, что нужно делать, чтобы они работали с максимальной отдачей. Он собрал в «Красной звезде» прекрасных писателей – Эренбурга, Гроссмана, Симонова, Андрея Платонова, Габриловича. Но не во всех редакциях хорошо работалось писателям. Были и руководители армейских газет – солдафоны, которые понятия не имели ни о литературе, ни о том, что может делать в газете писатель. Они умели только командовать…По своим убогим представлениям, они норовили красное дерево талантов использовать для растопки. Под командой одного такого деятеля пришлось служить Твардовскому, и он много крови попортил поэту, мешая ему работать в полную силу.Первые потери наши писатели понесли во время финской войны, там в снегах погибли Сергей Диковский, Борис Левин, Михаил Чумандрин, Арон Комштейн, Николай Отрада.В Отечественной войне масштаб участия, испытаний и потерь писателей был иным. По данным энциклопедии «Великая Отечественная война, 1941–1945», на фронтах находилось свыше тысячи писателей, погибли в боях 417 человек.День начала войны у нас не отмечается. Понятно почему. Но его хорошо помнят те, кто прошел через войну и фронт, и те, кто потерял тогда родных и близких, покоящихся в лучшем случае в братских могилах. Конечно, приятнее говорить не о жертвах, тем более напрасных – а было их великое множество, точной цифры потерь мы до сих пор не знаем, – а о подвигах, доблести и славе. Но опуская страшное начало – когда войну, мы, в сущности, проиграли, не говоря о большой крови, благодаря которой нам удалось выбраться из ямы, в которой оказались – можно ли по-настоящему оценить подвиги павших и живых? Этот день не стоит забывать и тогда, когда мы 9 мая празднуем заслуженную, но так дорого стоившую Победу.Война продолжалась четыре года – одну тысячу четыреста восемнадцать дней… Тогда казалось, что этим четырем годам конца не будет. Нынче даже самым молодым участникам войны уже перевалило за восемьдесят. Но и сейчас нам кажется, что те четыре года составляют половину прожитой нами довольно большой жизни.Впрочем, почему кажется? Так и было на самом деле. Более жестокого испытания в нашей жизни не было. Самое трудное нам пришлось вынести в свинцовые, пороховые, начало которым положил тот самый длинный день в году… [b]Лазарь ЛАЗАРЕВ,ветеран Великой Отечественной войны,критик,литературовед,главный редактор журнала «Вопросы литературы»[/b][b]На илл.: [i]Константин Симонов и Алексей Сурков под Смоленском. 1941 год.[/b][/i]

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.