Египетская сила, какая красота! Юная леди отправила царицу цариц на обочину
Нефертити считается признанной иконой красоты. Ее воспевали не только современники, но и те, кто жил тысячелетия после ее смерти. Благодаря найденному в 1912 году ее скульп турному бюсту мы знаем, что главная красавица с берегов Нила имела правильные и строгие черты лица, прямой нос, пухлые губы и чуть раскосый разрез глаз. Но образ, воссозданный с помощью 3D-технологий, далеко не так идеален. Одни пользователи возмущены слишком светлой для египтянки кожей, другие недо умевают, почему лицо выглядит «таким европейским».
— Нефертити не выглядела как Барбара Стрейзанд (американская актриса. —«ВМ») в Майами! — пишет в своем микроблоге Теа Ндисол из Нью-Йорка.
Воссозданная британскими египтологами «красота» и правда сомнительна. Как и ее происхождение. Лицо реконструировано по мумии так называемой юной леди, найденной в 1898 году. В 2010 году ученые провели генетическую экспертизу, выяснив, что останки действительно принадлежат жене фараона Эхнатона.
Вот только Нефертити хоть и была главной супругой правителя, но далеко не единственной. В пользу того, что смоделированная внешность никакого отношения к Нефертити не имеет, говорит факт, что «юная леди» была матерью фараона Тутанхамона. У Нефертити же было шесть дочерей. Гробница царицы так и не была найдена, но ее имя навсегда осталось в истории.
12 из 17 лет своего правления ее муж каждый свой указ подписывал клятвой в вечной любви богу солнца и Нефертити. Фараон возводил в ее честь храмы и даже сделал своей соправительницей. Однако на 13-м году правления Эхнатона упоминания о ней внезапно исчезают — Нефертити попадает в опалу. Скорее всего, причиной стала неспособность обеспечить продолжение династии. Правитель обратил свою милость ко второй жене, а царица цариц отравилась доживать свой век на «обочине жизни». Знала ли она, что соперница и из гробницы ей насолит, поставив под сомнение ее красоту?
ЕСТЬ МНЕНИЕ
Не фертите тут
Колонка обозревателя "ВМ" Екатерины Рощиной
«Не фертите тут!» — любимая шутка моего деда.
Фразочка сопровождалась характерным жестом: дед грозил указательным пальцем мне с сестрой. Значит — не особо усердствуйте в наведении красоты. Поэтому с самого раннего возраста мы уже знали, что Нефертити — это эталон женской красоты. У бабушки, кстати, была камея — изображение самой известной египетской царицы, с длинной, лебединой шеей и тонким профилем. «Прекрасная пришла», «Царица над всеми женщинами» — как только не называли мать Тутанхамона.
Мы приняли известие о красоте Нефертити на веру. Бабушкина камея свидетельствовала о том, что действительно «Прекрасная пришла». Хорошо, что тогда еще не воссоздали подлинный облик Нефертити. Сейчас благодаря новейшим технологиям это стало возможно.
Было доказано благодаря тесту ДНК, что найденная в 2010 году мумия женщины и есть та самая легендарная Нефертити. И общественность негодует. Ну как же так, общепризнанная на протяжении многих веков красавица оказалась, мягко говоря, не так хороша собой. Нефертити оказалась, конечно, не страшненькой, но уж никак не «Царицей над всеми женщинами».
Но не будем спешить с обвинением египтян в дурновкусии. Две тысячи лет прошло со времен эры фараонов. А критерии красоты меняются постоянно. Казалось бы, Мэрилин Монро блистала совсем еще недавно, а сейчас ее назвали бы «пухлой коротышкой». Сегодня в моде высокие, худые, губастые. А еще в конце 1980-х таких девочек называли дурнушками и не приглашали на танец. Да что там — путешествие во времени! Даже в настоящем нет единых канонов.
В Японии, например, девушки с кривыми зубами считаются необычайно привлекательными и «вечно молодыми». Девчонки тратят деньги не на то, чтобы добиться «голливудской улыбки», а на то, чтобы налепить себе «кривые» клыки. В Мьянме самый шик — длинная женская шея. С детства там на шею девочкам надевают кольца, вытягивая шею больше и больше. Потом, кстати, если красотку уличают в неверности — ее наказывают. Кольца с шеи снимают, и позвонки без поддержки ломаются.
А в каких-то африканских племенах вообще дичь, по нашим меркам. Зубы красят черным и подпиливают. Или раскармливают красоток до двухсот кэгэ, так что они передвигаться не могут самостоятельно.
Зато — красивые… А мы стараемся подогнать себя под современные стандарты красоты. Подкалываем гиалуронку в губы, делаем татуаж бровей и бесконечно худеем, худеем…
«Не фертите тут!» — грозит нам пальцем мой дед. Он, как всегда, прав.