Знаменитый реставратор передает молодежи секреты профессии
Экспозиция, посвященная русской иконописи, демонстрирует результаты многолетней работы Овчинникова как художника-реставратора и исследователя древнерусской живописи.
Некоторые храмы, элементы которых представлены в экспозиции, частично разрушены, и выставленные копии — единственная возможность увидеть их первоначальный облик. Экспонаты здесь совершенно разные. Так, «Чудо Георгия о змие» и купольная роспись «Вознесение Господне» соседствуют с древними брутальными ликами VII– VIII веков из пещерного монастыря в Саберееби, недалеко от Тбилиси. На втором этаже воспроизведен интерьер мастерской иконописца. Здесь представлены инструменты мастера, натуральные минералы, которые Овчинников перетирает для получения красок. Также присутствуют копии значимых икон, выполненные художником. Один из предметов особой гордости — «Ангел «Золотые власы» из Государственного Русского музея.
Копировать монументальную живопись Адольф Овчинников начал еще в 1960-х. С этого времени он детально воспроизвел фрески восьми древних храмов.
17 лет художник потратил на доскональное копирование настенной живописи Георгиевского собора XII века.
— В реставрации икон используется киноварь (краска на основе измельченного минерала. — «ВМ»), от помола которой зависит результат работы, — рассказывает Адольф Овчинников о тонкостях труда. — Слишком тонкий помол или все «отравит» розовым, или, наоборот, не удержится. Если не понимать и не видеть эти физические и химические приемы, можно превратить икону в раскрашенный плакат. Здание, в котором открылась экспозиция, было построено по собственному проекту Веры Мухиной — автора скульптуры «Рабочий и колхозница». При ее жизни здесь была мастерская, а в 2013 году здание передали Центру Грабаря. Планируется, что «Иконотека» станет образовательным центром, в котором Овчинников будет передавать свой богатый опыт. Здесь будут проводиться мастер-классы по реставрации и копированию, лекции по истории древнерусского искусства. Таким образом художник планирует выполнить завет Веры Мухиной. Архитектор просила не превращать мастерскую в музей, а сделать ее творческим пространством для молодежи.
Организация иконотеки приурочена к юбилею Центра реставрации Грабаря. В этом году ему исполняется сто лет. По этому случаю планируется ребрендинг центра и расширение сферы его деятельности. Подготовлено несколько образовательных программ для реставраторов, получение лицензии на которые планируется уже в этом году.