Главное
Карта городских событий
Смотреть карту

Сергей Лукьяненко: Понятно, что режиссер всегда будет делать все по-своему

Общество
Сергей Лукьяненко: Понятно, что режиссер всегда будет делать все по-своему
Сергей Лукьяненко — российский писатель-фантаст / Фото: Кирилл Каллиников/РИА Новости
25 мая на экраны вышел фильм Сергея Мокрицкого «Черновик» по одноименному роману Сергея Лукьяненко. Писатель снялся в эпизодической роли — его персонаж приходит на помощь главному герою в метро. Накануне премьеры Сергей Лукьяненко рассказал «Вечерке» о своих взаимоотношениях с важнейшим из искусств и главнейшим из видов городского транспорта.

— Сергей Васильевич, это четвертый фильм по вашему роману. Какие уроки вы извлекли из предыдущих экранизаций?

— Для «Дневного дозора» и «Ночного дозора» я работал над базовым сценарием, во время съемок был в контакте и с продюсерами, и с режиссером. С «Азирис Нуна» было по-другому: режиссер сказал, что ему советы не нужны. А участвовать в съемках «Черновика» я бы не смог, даже если бы меня попросили: я интенсивно работал над другими проектами. Пришлось доверяться съемочной группе. Но я уже понял, что режиссер всегда будет делать все по-своему. На корабле должен быть один капитан. Можно только надеяться, что его видение сюжета не разойдется с твоим.

— И как оно вышло теперь?

— Кардинальных возражений у меня нет. На мой взгляд, «Черновик» снят близко к тексту.

— В каждом из фильмов вы стараетесь на секунду мелькнуть на экране...

— Да, это интересно, и это возможность посмотреть, как проходят съемки. В «Дозорах» у меня были эпизодические роли. В «Азирис Нуна» тоже планировалось, но обошлось портретом на стене. А в «Черновике» мы с режиссером сыграли прохожих, которые помогают главному герою не упасть на станции метро. Снималось на «Университете». Причем многие пассажиры явно не понимали, что идут съемки: толпа была плотная, и люди с камерами терялись в ней. Мне очень понравилось: я увидел, что работа ведется интенсивно, что актеры не играют, а живут в роли.

Сергей Лукьяненко: Понятно, что режиссер всегда будет делать все по-своему Кадр из фильма, снятого по роману Сергея Лукьяненко Тимуром Бекмамбетовым. На фото: Константин Хабенский в роли Антона Городецкого / Кадр из фильма «Ночной дозор»

— В реальной жизни вы в метро бываете?

— Если надо быстро куда-то добраться. Наше метро не только функциональное, но и очень красивое. Самое красивое в мире. Звучит банально, но это факт. А еще в метро часто встречаешь знакомых. Иногда бывает ощущение, что если надо найти кого-то, кого давно не видел, достаточно встать на крупной пересадочной станции в центре и постоять часок-другой.

— Во многих ваших романах действие происходит в Москве. Вы все эти места своими ногами обошли?

— Действие одного эпизода происходило на юго-востоке города, в районе, в котором я никогда не был. Я открыл его панораму в интернете, «погулял», понял, где герой должен идти, по каким улицам за ним должны гнаться. А через месяц мне пришлось оказаться в том районе. У меня было чувство, как у Шурика в гостях у девушки: вот сейчас он откинет штору, за ней будет кувшин... Я говорил жене: «Вот сейчас будет ресторан, а за ним маленький магазинчик...» И сам не мог понять, откуда у меня эти знания. А потом сообразил: я же тут «бродил» через интернет, а потом в книжке это описывал.

— Вас узнают на улицах?

— И на улицах, и в аэропортах, и на постах ГАИ. Один человек сказал: «Спасибо, я люблю ваши книги. А меня вы, может быть, видели на последнем параде. Помните, там пролетал стратегический бомбардировщик? Так вот, это я был за штурвалом».

— Я слышала, на творческих встречах читатели дарят вам игрушечных мышей. А почему вы их собираете?

— Потому что у меня жена по гороскопу Мышь. В моей коллекции уже больше тысячи фигурок: из кожи, шерсти, меха, камней... Самые интересные экспонаты — те, что привезены из дальних стран (на Востоке мышей особенно любят — там они символизируют богатство: если в доме мыши, значит в нем есть еда!), или те, что сделаны вручную. После каждой экранизации происходит всплеск интереса к книгам. Думаю, так будет и теперь. А это значит, что творческих встреч будет больше и коллекцию ожидает прибавление.

СПРАВКА

Сергей Лукьяненко родился 11 апреля 1968 года в городе Каратау (Казахская ССР). В Москве живет с 1997 года. Публикуется с 1988 года. Самые известные романы — «Ночной дозор», «Дневной дозор», «Лабиринт отражений», «Фальшивые зеркала», «Спектр». Лауреат множества премий.  

Подкасты