Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Учителя экзаменуют виртуальность

Общество
Учителя экзаменуют виртуальность
По словам экспертов, технология «видео-360» не только активно врывается в повседневную жизнь современного человека, но и предоставляет ни с чем не сравнимые возможности школам / Фото: Пресс-служба департамента образования Москвы
Важнейшая задача школьного образования сегодня – подготовить учащихся к жизни в новом мире стремительно развивающихся технологий.

Очевидно, что достичь этого невозможно без внедрения в образовательную деятельность новейших технических разработок, причем выбирать из всего обрушившегося на человечество многообразия нужно именно те, которые помогут решать стоящие перед системой образования задачи наиболее эффективно.

Одна из таких технологий – Видео-360 – не только активно врывается в повседневную жизнь современного человека, но и предоставляет ни с чем не сравнимые возможности школам, позволяя расширить форматы проведения уроков и по-настоящему заинтересовать учащихся. Проект ее инициализации в систему столичного образования был разработан и активно реализуется Московским центром развития кадрового потенциала образования. О результатах работы над этим проектом и векторах его дальнейшего развития мы беседуем с Директором МЦРКПО Алексеем Рытовым.

- Алексей Иванович, об учебных фильмах и сюжетах, подготовленных в новом формате видео, нет негативных отзывов даже от учителей «старой закалки». Он действительно настолько хорош для образовательных целей?

-  Честно говоря, на наших курсах повышения квалификации преподавателей мы сталкивались с учителями, которые на первых порах были против использования Видео-360 в своих уроках. Как выяснялось позже, продиктовано это было вовсе не негативным восприятием самой технологии, а элементарной боязнью того, что им придется работать с новым предположительно дорогостоящим оборудованием, отвечать за его сохранность, справляться с вероятно сложными настройками техники. А когда выяснялось, что технология общедоступна и проста в использовании, что нужен только смартфон, который сегодня есть практически у каждого ученика, и специальные очки, которые можно даже самостоятельно изготовить из картона, отношение сразу же менялось.

И в этом нет ничего удивительного, ведь надевая очки виртуальной реальности, школьники не просто смотрят созданное по новой технологии видео, они как бы погружаются в него, получают ни с чем не сравнимые эффекты присутствия и сопричастности. Созданные нашими специалистами тематические путешествия и обучающие экскурсии помогают учащимся оказаться там, куда в реальности попасть сложно или даже вообще невозможно, позволяют увидеть и рассмотреть с разных ракурсов объекты, недоступные с точки зрения личного посещения, но имеющие высокую образовательную ценность для школьного урока.

Формат универсален, подходит для любых видов занятий, и его преимущества становятся очевидны для всякого радеющего за результаты своих учеников преподавателя.

- Новые технологии дополнительный интерес учеников, конечно же, гарантируют, но для достижения качественных образовательных результатов одних очков виртуальной реальности мало. Чем созданные вашим центром в формате Видео-360 обучающие фильмы и путешествия отличаются от прочего аналогичного контента?

- Если мы с вами возьмёмся искать, например, в англоязычном сегменте интернета Видео-360 для использования на уроке, мы найдем в подавляющем большинстве созерцательные материалы с каким-то музыкальным оформлением. При этом предполагается, что всю информацию об увиденном до учащихся донесут преподаватели. Какую и в каком объеме – в данном случае кому как повезет.

Главное отличие наших виртуальных экскурсий – полная интегрированность в образовательные программы. Экскурсии создаются как составные элементы уроков по различным школьным дисциплинам – физике, химии, географии и всем остальным без исключения. Сопровождаются точной графической информацией, а также выверенной текстовой из уст диктора, ведущего или эксперта-профессионала, от которой учитель может отталкиваться для более глубокого погружения в тему. В рамках мегапроекта столичного образования «Московская электронная школа» уже сегодня можно найти десятки учебных фильмов в формате Видео-360 для подготовки к урокам и их проведения. И еще очень важный момент – все они объединяются в циклы тематических путешествий, обеспечивая тем самым конвергентный подход, формирующий у ученика целостное, не ограниченное рамками одного предмета, восприятие полученных знаний.

Проект находится в постоянном развитии и для нас очень важна обратная связь с учителями. Мы регулярно проводим опросы профессионального сообщества, анализируя полученные результаты. Эти исследования позволяют выявить как четкие контуры учительских ожиданий, так и спектр их опасений, связанных с использованием технологии Видео-360.

- Помимо опасений о которых вы уже упомянули, были еще какие-то?

- Да. В том числе связанные с воздействием на здоровье детей. И здесь я хотел бы вспомнить одну историю. В День знаний 1 сентября 2017 года сотрудники МЦРКПО помогали провести самый первый урок в новой школе, которую открыл центр «Русское поле», где проходят реабилитацию дети, перенесшие онкологические или гематологические заболевания. Урок мира проводил летчик-космонавт Олег Блинов, а наши коллеги сопровождали его встречу с детьми показом космического путешествия в формате Видео-360.  

Конечно же, дети были в восторге от просмотра, ведь они смогли побывать в центре подготовки космонавтов, легендарном центре управления полетами и даже в кабине космического корабля «Союз». Но речь не об этом. Заместитель директора национального медицинского исследовательского центра детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева - Директор лечебно-реабилитационного научного центра «Русское поле» Александр Карелин не побоялся позвать нас с этой технологией к детям с тяжелейшими заболеваниями. А когда ему задали вопрос о возможном негативном воздействии на их здоровье, в числе прочих он назвал два аргумента. Первый – что применение смартфона в очках виртуальной реальности по воздействию фактически ничем не отличается от его обычного использования, но до сих пор нет ни одного научного исследования, которое бы говорило о вреде мобильных телефонов или коммуникаторов. Второй аргумент – что виртуальные экскурсии не превышают самые жесткие ограничения по времени, прописанные в нормативах для действительно небезвредной старой техники, использующей электронно-лучевые трубки.

Технология бесценна для детей, которых в силу различных причин приходится ограждать от воздействий внешнего мира, а также для некоторых категорий учащихся с ограниченными возможностями по здоровью, особенно с нарушениями опорно-двигательного аппарата и расстройствами аутистического спектра.

Если же вернуться к опасениям учителей, о которых мы говорили раньше, следует подчеркнуть, что нами уже несколько лет создается видеоконтент, являющийся неотъемлемой частью поддержки профессионального развития педагогов, использующийся для сопровождения повышения квалификации учителей и в обучении руководителей образовательных организаций. Практическое применение современных информационных, компьютерных и медиатехнологий становится неотъемлемой частью профессионального стиля московского учителя. Так что от боязни не справиться с новыми технологиями мы наших педагогов избавляем быстро и качественно.

- Какие результаты исследования оказались для вас неожиданностью?

- Приятной неожиданностью стали высочайшие оценки, которые учителя поставили виртуальным экскурсиям. Более 50 процентов всех опрошенных оценили эту работу в 10 баллов из 10-ти. Еще 26 процентов - в 9 баллов, и 16 процентов – в 8 баллов. Получить такое признание от преподавательского состава, который традиционно очень критически относится именно к содержательной части любых учебных материалов, дорогого стоит.

- Какие еще достоинства виртуальных путешествий помимо возможности оказаться там, куда в реальности попасть сложно, учителя выдвинули на передний план?

- В первую очередь – наглядность и зрелищность, возможность увидеть сложные процессы, невидимые человеческому глазу, с любым уровнем детализации, смоделировать любые процессы и явления. Кроме того, они выделили уникальные возможности Видео-360 по вовлечению учеников в учебный процесс и фокусировке их внимания – обучающийся всегда в центре событий и не отвлекается на внешние факторы. И конечно же преподаватели не обошли вниманием возможность существенного увеличения объема и насыщенности информации для максимального увеличения плотности урока.

Но один пункт я хочу выделить особо. Очень важно, что учителя отметили пользу технологии Видео-360 для развития межпредметных и конвергентных подходов к обучению. Это показатель того, что сами педагоги и руководители образовательных организаций начинают «входить» в пространство конвергентных идей. Ведь очевидно, что человек, который сам не проникся какой-то идеей, никогда не сможет донести ее до других. А значит мы стали еще на шаг ближе к решению задачи подготовки выпускников к жизни и труду в эпоху конвергенции, в мире, где будут стираться междисциплинарные границы научного и технологического знания.

- Чего ждать от проекта в ближайшем будущем?

- Конечно же новых тематических путешествий в формате Видео-360. Кроме того, мы планируем вписывать сюжеты, созданные по новой технологии, в наши традиционные видео продукты, которые создаются в помощь учителям. В тележурнал «Мир вокруг нас», каждый выпуск которого содержит несколько учебных сюжетов и мультфильмов, включаемых учителями в сценарии своих занятий.  В передачу «Школа современного урока», где учителя не только могут увидеть лучшие уроки своих коллег, их обсуждение экспертами, но и найти в базе «Московской электронной школы» практически полное методическое пособие по этим конкретным урокам – конспекты, задания, видео о том, как к ним готовиться. Уверен, что такая интеграция наших традиционных продуктов с технологией Видео-360 даст ощутимый эффект в деле развития столичной системы образования и в решении задач актуального повышения квалификации педагогов московских школ.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.