Какие слова не стоит употреблять родителям в разговоре с детьми
- Особой разницы в подходах нет между воспитанием детей на Западе и в России. Детям в принципе нельзя говорить так называемые «отравляющие фразы», они приносят ребенку больше вреда, чем даже физические наказания, - отметила Попова.
Например, при кормлении детей их нелюбимой (но полезной) едой, нельзя говорить, что она вкусная. У ребенка появляется предательское чувство к родителю и это психологически давит на него.
- Особенно «ядовитые» такие фразы, как «мы хотели мальчика, а родилась ты», «посмотри на Кристину, какая она опрятная, а ты? вон как вымазалась!». Дети начинают сомневаться в собственных силах, в том, что они кому-то реально нужны в этом мире, - говорит эксперт. По ее словам, у детей появляется сильная психологическая зависимость от родителей, которая во взрослой жизни может перерасти в химическую зависимость от алкоголя или наркотиков.
- Мы учим родителей использовать конгруентные, то есть, соразмерные фразы в своих диалогах с детьми. И быть более осознанными в интонации и смыслах своих устных посланий, - отметила Ирина Попова. Например, если девочке постоянно говорить, что «она умница во всем», то в сознательном возрасте может получиться, что она будет искать себе мужчину, с которым заведомо будет несчастлива и от которого с самого начала отношений будет сильно зависима психологически.
Среди фраз, которые не рекомендуют говорить британские психологи, на первом месте стоит выражение «сколько раз я говорил(ла) тебе так не делать?». Кроме того «ядовиты» и такие, как «ты меня уже достал(ла)!», «почему ты не слушаешь?», «перестань плакать, ты ведешь себя как ребенок!», «потому что я так сказал(ла)!», «если ты это не выключишь немедленно, никакого сладкого сегодня!».
Западные специалисты также дают несколько дельных «универсальных» советов, как успокоить ребенка. В частности, когда он капризничает и не хочет уходить из магазина детских товаров. Родитель должен присесть на уровень ребенка, установить с ним визуальный контакт и нежным голосом заверить малыша, что мама/папа понимает, почему он расстроен. Например, они предлагают сказать, что в магазине очень весело и действительно жаль оттуда уходить. А потом рекомендуется спокойно объяснить ребенку ситуацию и причину ухода из магазина. К примеру, сказать, что нужно забрать его сестру из детского сада. И в завершении, они призывают найти компромисс с ребенком с помощью мотивации к другому действию. Главное — дать ребенку понять, что его проблему действительно хотят решить, несмотря на непонятное для взрослого поведение малыша.