Стены родного завода не позволили сдаться
Выглаженная рубашка, начищенные до блеска ботинки и яркий велосипед — главный администратор особой экономической зоны «Технополис «Москва» Анатолий Гресев готов к объезду территории. Кажется, даже ребята, которые занимаются в детском технопарке, смотрят на задор Анатолия Петровича с завистью. Впервые он пришел на Автомобильный завод имени Ленинского комсомола сразу после армии, в 1970 году, из штамповщика стал начальником цеха нового прессового корпуса. Благодаря первомайской традиции — походу на байдарках — встретил супругу, вырастили четверых сыновей. Свой завод он не покинул даже после банкротства.
— Эти четыре буквы — АЗЛК — гремели на весь Советский Союз, и, когда по всей огромной стране ездили «результаты» нашего труда, нас, сотрудников завода, наполняло огромное чувство гордости. Говорили: вот, наш «Москвич» едет!
Коллектив завода своими силами строил Ледовый дворец «Москвич», Дом культуры АЗЛК (сейчас Культурный центр «Москвич». — «ВМ»), жилые дома. Поэтому, когда производство встало и сотрудникам не платили зарплату, коллеги не верили, что такого громадного завода, такой вехи в истории отечественной автопромышленности может не стать.
Последние автомобили вышли из ворот завода в 2001 году, а в 2010-м сам завод официально прекратил свое существование.
— Когда стало уже очевидно, что дела завода плохи, я пошел к начальству, думал, все — ухожу. Но коллеги меня успокоили: Петрович, говорят, ты останешься, — вспоминает Гресев. — Так ислучилось.
Сейчас в должностные обязанности главного администратора Анатолия Гресева входят контроль и поддержка порядка на площадках, коммуникация с резидентами технопарков, подготовка территории и корпусов к приезду делегаций и гостей.
— Для меня очень трогательно, что завод и его помещения оказались востребованными, что здесь, как и десятилетия назад, налажено современное производство, а сама площадка не превратилась в офисы и не была отдана под жилую застройку. Более того, некоторые люди, которые работали на заводе, работают на нем и сейчас. Да и к тому же сейчас из российской автомобильной промышленности «на плаву» осталась только «Лада». Кстати, один из автомобилей сборки родного завода, легендарный «Москвич-2141» «Святогор» до сих пор верен Анатолию Петровичу.
— Конечно, часть внутренностей машины была собрана с «Рено», но так приятно, когда на трассе останавливают не из-за превышения скорости, а чтобы выразить уважение к отечественному автопрому. И, наверное, вывод сложных производств из столицы был правильным решением. Все-таки охрана окружающей среды и здоровье москвичей должны оставаться важными вопросами благополучия города. Машин у нас много, а стольких разных производств на одной территории еще надо поискать!
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Игорь Ищенко, и. о. генерального директора особой экономической зоны «Технополис «Москва»:
Создание Технополиса «Москва» на месте Автомобильного завода имени Ленинского комсомола — это не просто восстановление корпусов. Наша задача — восстановить промышленное производство в столице: высокотехнологичное, экологичное и создающее новые рабочие места для москвичей. Москва возвращает себе титул промышленного города, на территории ОЭЗ «Технополис «Москва» производятся продукты, которые уже меняют или в ближайшем будущем изменят быт людей. Не случайно наш слоган «Здесь производят будущее».