Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Совершенная бельфам: «болезненные» описания героев классики

Общество
«Шадровит маленько, оспа побила, да с мужнина лица Настасье не воду пить»
«Шадровит маленько, оспа побила, да с мужнина лица Настасье не воду пить» / Фото: «Купчиха за чаем». Борис Кустодиев. Wikipedia / Общественное достояние
Описания внешности в классической литературе ставят современного читателя в тупик. Многие определения устарели, и теперь сложно представить себе облик героев со всей ясностью.

Большинство устаревших названий внешности связано с симптомами болезней. Впрочем, эпитеты, которые считались комплиментами («бельфам», «крупичатая»), сегодня тоже вызывают ассоциацию с нездоровьем.

Апоплексический — присущий человеку (или похожий на человека) с повышенным давлением, которому грозит «апоплексический удар» — инсульт.

В «Воскресении» Толстого (1899) у одного из героев «апоплексическая шея», то есть толстая и короткая. В пьесе Маяковского «Клоп» (1929) посаженный отец — «мужчина тучный, красный, апоплексический».

Бельфам — женщина с пышными формами (от французского belle femme — красивая женщина). В «Мертвых душах» Гоголя (1842) дамы судачат, что по новой моде под юбку «подкладывают ваты, чтобы была совершенная бельфам».

Геморроидальный цвет лица — серо-желтый, как у человека, изнуренного сидячей работой, частыми болями и кровопотерями.

В рассказе Дмитрия Мамина-Сибиряка «Все мы хлеб едим...» (1882) у попа лицо «серого геморроидального цвета». В романе Дмитрия Мережковского «Александр I» (1911) у одного офицера «бледно-желтый геморроидальный цвет лица».

Крупичатый — пышный, белый, как хлеб из пшеничной муки-крупчатки (обычно о женском теле).

У Ивана Тургенева в «Дворянском гнезде» (1858) крестьянка, поселившись в барском доме, «побелела, пополнела; руки у ней… стали «крупичатые», как у купчихи».

Лимфатический — пухлый, вялый. Считалось, что эти качества присущи «лимфатикам», то есть флегматикам. В романе Дмитрия Мамина-Сибиряка «Горное гнездо» (1884) институтка Эмма — «лимфатическая полная особа».

Сангвинический — присущий внешности сангвиника. Подразумевались бодрость, стройность и свежий цвет лица.

В романе Всеволода Крестовского «Петербургские трущобы» (1864) любовник княжеской жены был «сангвинически худощавый мужчина».

Скопческое лицо — у мужчины — с одутловатыми желтыми щеками, лишенное бороды и усов, словно у кастрата.

В «Тихом Доне» Шолохова (1925) у Аникушки — женатого и, видимо, физически нормального казака — «безусое, скопцеватое лицо». На вопрос Аникушки, долго ли им еще воевать, пышноусые товарищи в шутку отвечают: «Покеда ты, скопец, шерстью обрастешь».

Сырой — тучный, дряблый.

В рассказе Горького «Коновалов» (1897) хозяин, «сырой и пухлый человек <...>, колыхая животом, топал... короткими толстыми ногами».

Шадровитый — то же, что рябой, с лицом, изрытым натуральной оспой.

В романе Павла Мельникова-Печерского «В лесах» (1874) толкуют о внешности жениха: «Шадровит маленько, оспа побила, да с мужнина лица Настасье не воду пить».  

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.