Похищая Куинджи: для чего украли картину известного художника
Сотрудники МВД и ФСБ России провели операцию по задержанию подозреваемого в хищении картины Куинджи «Ай-Петри. Крым». Она была украдена из Третьяковской галереи 27 января. «Вечерняя Москва» спросила экспертов о вероятных причинах похищения и схеме продажи ценностей искусства на черном рынке.
ИНЦИДЕНТ
Полотно художника Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым» было украдено 27 января из Третьяковской галереи прямо с выставки. По некоторым данным, сотрудники заметили исчезновение картины лишь спустя полчаса после инцидента. Правоохранительным органом удалось задержать похитителя «по горячим следам». В совершении кражи подозревают 31-летнего мужчину. Он спрятал работу Куинджи на территории строящегося объекта в Одинцовском районе Московской области. По словам официального представителя МВД Ирины Волк, ранее похитителя задерживали за хранение наркотиков.
Отметим, что после пропажи в интернете на одном из сайтов появились объявления о продаже якобы пропавшей картины. Один из продавцов оценил товар в 2,5 миллиона рублей, второй — в 15 тысяч. Последний в разговоре со СМИ сообщил, что его объявление является шуткой.
МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ
Александр Евангели, теоретик современного искусства, арт-критик
— После кражи продать эту картину, конечно, не представляется возможным. Вполне вероятно, что кто-то мог заказать ее хищение для частного пользования. Есть и другой сюжет, хотя сложно сказать, насколько он здесь применим. Картину могли украсть для того, чтобы сделать ее очень качественные копии для дальнейшей перепродажи тем покупателям, которых они могут заинтересовать.
Как правило, рынки, связанные с национальным искусством, локальные. Зарубежных коллекционеров они вряд ли могут заинтересовать. Хотя надо сказать, что пейзажная живопись XIX века ценится очень высоко, в том числе потому, что ее стоимость подняли русские покупатели за рубежом, заодно породив волну подделок.
Музейные произведения в России не продаются. Это то место, где искусство словно «оседает» в вечности. Именно по этой причине художники стремятся попасть в музейную коллекцию. Если это не какая-то частная договоренность, обычно полотна коллекционеры продают на больших аукционах. После этого проводится экспертиза, и вся история картины исследуется весьма тщательно. Это существенно повышает ее стоимость.
Василий Крячко, ветеран МВД:
— Картину могли украсть для получения денежной выгоды. Подобный случай когда-то произошел в Москве в 1996 году, когда из музея имени Глинки украли скрипку Страдивари XVI века. Тогда не было ни сигнализации, ни охраны, все «на честном слове». Во всех странах мира музейные ценности очень тщательно охраняются, ведь это достояние искусства. К сожалению, Третьяковка наступила на те же грабли. Ответственные лица за кражу картины должны быть строго наказаны. А для защиты картин необходимо поставить пуленепробиваемые стекла и усилить охрану. К слову, скрипку Страдивари удалось найти достаточно оперативно где-то на Кавказе. Стоит отметить действия МВД и ФСБ в поимке подозреваемого в краже картины из Третьяковской галереи. Молодцы.
САМЫЕ ДОРОГИЕ УКРАДЕННЫЕ КАРТИНЫ
1. В марте 2018 года в Москве из машины реставратора похитители украли картину художника Константина Коровина. Преступники угрожали пострадавшему ножом, после чего забрали полотно из багажника и скрылись. Сама картина находилась в плачевном состоянии, из-за чего эксперты оценили ее в 650 тысяч рублей.
2. В июле 2010 года у директора одного из банков пропала картина Ивана Айвазовского «Берег моря в штиль. Пейзаж с повозкой и лодкой». Ее стоимость оценивается в 18 миллионов рублей. Известно, что доверенное лицо владельца передала полотно жительнице столицы для реставрации. Однако затем та перестала выходить на связь. Похитительницу удалось задержать.
3. В октябре 2018 года один из московских арт-дилеров заявил в полицию о пропаже картины Исаака Левитана «Последний снег». Ее страховая стоимость оценивается в 30 тысяч долларов. По словам заявителя, он получил полотно от бизнесмена для продажи, после чего передал его посреднику. Однако после этого тот перестал выходить на связь.