Главное
Истории
Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Легенды про Грибы

Легенды про Грибы

Вячеслав Добрынин

Вячеслав Добрынин

Как повилась авоська?

Как повилась авоська?

Публике показали эскиз врат главного храма российской армии

Общество
Скульптор Виталий Шанов за работой над масштабным макетом малых врат для храма. Эскиз делается в масштабе 1:50 и увеличивается в полный размер при литье в бронзе
Скульптор Виталий Шанов за работой над масштабным макетом малых врат для храма. Эскиз делается в масштабе 1:50 и увеличивается в полный размер при литье в бронзе / Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»
Скульптор Виталий Шанов 13 февраля показал в своей творческой мастерской эскиз врат строящегося в Алабине главного храма Вооруженных сил России.

Величественные врата даже в уменьшенной в масштабе модели производят сильное впечатление. В готовом виде — отлитыми из бронзы — они будут двенадцати метров высотой и семи шириной. А в них еще впишут малые врата высотой пять метров.

— По сути это большое панно, представляющее летопись Великой Отечественной войны, — говорит Виталий Шанов. — В качестве элементов мы использовали гербы городов воинской славы.

Однако гербы призваны лишь обрамлять главные элементы — барельефы, изображающие основные битвы Великой Отечественной. На северных вратах — сражения первого периода войны, от Брестской крепости до Сталинграда и битвы за Севастополь. На южных — сюжеты наших побед от контрнаступления под Москвой до форсирования Днепра при освобождении Украины и парада Победы. Все скульптуры выполняются с большим фактическим сходством, с использованием огромного количества архивных снимков.

— При изображении героев непременно будет сохранено портретное сходство, — отмечает скульптор. — В сюжете «28 панфиловцев» мы используем сохранившиеся фотографии с документов солдат, служивших в дивизии Панфилова. Также и в рельефе парада 7 ноября 1941 года последние ряды уходящих красноармейцев сделаем оглядывающимися на нас. Это такой художественный прием: герои как бы сквозь время смотрят на нас. Здесь мы тоже добиваемся портретного сходства. Для этого берем за основу именно те фотографии и киносъемки, которые были сделаны тогда, в ноябре 1941 года, — рассказывает Шанов.

Композиция врат несет в себе и канонический символизм: главной центральной фигурой в их оформлении станет христианский крест, и линия соединения створов врат пройдет как раз по центральному «столбу» креста. Образно крест будет стоять на арке малых ворот. Эта арка символизирует Голгофу как олицетворение всех бед и испытаний, через которые пришлось пройти нашей стране в годы Великой Отечественной войны. Таким образом, врата являются элементом, который как бы представляет собой «два в одном»: большие основные створки планируется открывать только по праздничным дням, а в другое время вход будет через малые врата.

Скульптурный эскиз барельефа Северных врат Главного храма Вооруженных сил России, изображающий героическую оборону Брестской крепости в 1941 году Скульптурный эскиз барельефа Северных врат Главного храма Вооруженных сил России, изображающий героическую оборону Брестской крепости в 1941 году / Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»

Рельефное наполнение малых врат еще не до конца определено. По словам мастера, сейчас как раз происходит оформление композиции, а главная цель — «наполнить каждый сантиметр конструкции смыслом» с помощью скульптурного рельефа. Но уже видно, что на створках малых врат главное место займут фигуры архангелов, пронзающих копьями символы зла — змея и нацистского орла Третьего рейха. Символизм подчеркнут деталями: у нацистского орла (такого же, как сбили наши солдаты со здания Рейхсканцелярии в 1945-м) сделана трещина в крыле от удара архангела, и свастика в его когтях надломлена.

— Есть, конечно, определенный символизм и в изображении исторических сюжетов, — говорит Шанов. — Например, Сталинград — сложная композиция. Там же тогда не осталось ни одного целого дома. Поэтому мы выбрали одним из «персонажей» этого рельефа дом Павлова — его обороняли дольше Франции. Здание изображено на фоне Волги. Также тут присутствует всемирно известный фонтан «Танцующие дети». Он тоже существует как «персонаж» рельефа — это один из символов Сталинграда. Мы считаем, что он здесь обязательно должен быть. Потому что каждый, кто подходит к вратам, должен находить точную адресацию в образах: что и где, — заключил скульптор.

Для Виталия Шанова работа над храмовыми вратами не нова по сути: он вместе с женой Дарьей Успенской (тоже скульптор) уже оформлял врата для храма Новомучеников и Исповедников Церкви Русской, которая находится на Лубянке. Однако задача совместить традиционную русско-византийскую церковную образность и баталистику решается впервые и вынуждает мастера идти путем бесконечных проб.

— Проект такого храма — очень амбициозный, — объяснил Шанов. — Каждый раз что-то меняется. Даже сюжеты некоторые поменялись. И размеры деталей. Но, хотя время у нас ограничено, мы ради того, чтобы создать этакое восьмое чудо света, согласны менять сделанное и доводить до совершенства.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ   

Анатолий Карасев, подполковник Главного военно-политического Управления ВС РФ:

— Учитывая уникальность возведения храма, к его созданию и внутреннему оформлению привлечены лучшие архитекторы, художники и скульпторы России. При этом все эскизы, планы, а также элементы оформления проходят экспертную проверку специалистами Института военной истории Военной академии Генерального штаба. Контролируются и качество, и сроки исполнения.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.