Карта городских событий
Смотреть карту

Не кидай Китай, или Почему туристы из КНР не обогащают экономику России

Сюжет: 

Специальный репортаж
Общество
Не кидай Китай, или Почему туристы из КНР не обогащают экономику России
Суть фильма - научиться принимать культуру других стран и народов / кадр и из фильма «Как я стал русским» (2019)

В нашей стране и в Москве в частности — настоящий китайский бум. Более полутора миллионов граждан Китайской Народной Республики посетили Россию. Во многих местах в центре столицы, кроме привычных уже табличек на английском, появились надписи и на китайском, чтобы гости из Поднебесной не чувствовали себя неуютно. «ВМ» попыталась разобраться, как организован китайский туризм и в чем его особенности.

Китайцы, по данным Ростуризма, приезжают к нам в гости на неделю, и стартовые цены за тур колеблются от пяти до шести тысяч юаней — в среднем 70 тысяч рублей. Самое интересное заключается в том, что в основном деньги туристов возвращаются обратно в КНР, а на долю российского бизнеса остается немного. Китайцы селятся в гостиницах, контролируемых их же согражданами, едят в китайских же ресторанах, покупки совершают в клубных магазинах, куда пускают только организованные группы, а расплачиваются картой банковской системы своего государства.

— Я работаю на Измайловском вернисаже уже много лет и продаю свои изделия — авторские ювелирные украшения из серебра. Давно заметил, что китайские туристы в основном ходят организованными группами, возглавляемыми гидом-китайцем. Ко мне доходят единицы — кто хоть как-то говорит по-английски или по-русски. Это прекрасные клиенты, очень уважительно торгуются, очень позитивны и всегда очень много покупают. Но подавляющая масса, ведомая экскурсоводом, предпочитает другие магазины. Там им продают сувениры, связанные с Россией и сделанные в Китае, — сетует на упущенную выгоду московский художник-ювелир Сергей Станцев.

Его слова подтверждает Наталия Белякова, эксперт Российского экспортного центра, доцент НИУ ВШЭ, член комитета по гостеприимству «Деловой России».

— Рынок китайского туризма имеет теневую сторону, и причина этого явления — слабая регуляторика взаимоотношений. Китайцы законопослушны, но, если есть юридическая лазейка, они ею воспользуются. Наверстывая упущенное и закрывая возможности для теневых схем, из-за которых российский бизнес действительно лишается потенциального дохода от приема китайцев, важно не выплеснуть с водой и ребенка. Китайцы входят в ТОП-10 самых активных путешественников мира, а с недавнего времени вместе с США возглавляют рейтинг стран, чьи туристы тратят больше всего денег во время путешествия, — говорит она.

Не кидай Китай, или Почему туристы из КНР не обогащают экономику РоссииРомантическая и трогательная Прага / Фото: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»

По ее словам, китайский турист в 2018 году оставил в зарубежных поездках более 100 миллионов евро. При этом в Европу едут 45 миллионов человек, а в Россию — один. Они приходят в восторг от столичного метро, от самых красивых станций московской подземки, потому что у них такого нет. А еще это нация шопоголиков и страна, где количество долларовых миллионеров растет быстрее всего в мире. Потенциал этого рынка огромен.

— Важно скорректировать правила их игры на нашем поле, в частности сопровождение группы де-факто представителем России, а не китайским экспатом, контроль посещаемых туристами мест, — считает Наталия Белякова.

Это очень актуально, учитывая огромное количество злоупотреблений.

— Ушлые гиды иногда «разводят» своих соотечественников, — объясняет гид-переводчик Анастасия Панина. — Я несколько раз видела, как они собирали деньги за съемку на Красной площади, а уж сувениры приобретали чуть ли не с 300%-ной наценкой! И не стеснялись облапошивать своих же соотечественников!

Однако русским экскурсоводам пробиться в сопровождающие довольно трудно.

— Когда я невольно слышу, как китайский гид пересказывает нашу историю, мне хочется немедленно вступить с ним, мягко говоря, в дискуссию, настолько он все перевирает, — возмущается Панина.

К сожалению, в отторжении китайцами нашего сервиса и наших услуг виноваты сами россияне, которые не учитывают национальных характеристик. Но у тех, кто принял во внимание особенности работы с китайцами, бизнес идет в гору. В ГУМе, например, в штат специально взяли несколько человек, говорящих по-китайски, продублировали все таблички на китайском языке и адаптировали платежную систему для приема банковских карт китайской платежной системы.

— К китайским туристам нужен свой подход, — говорит продавец одного из бутиков Надежда Смирнова. — Они очень щепетильны при выборе одежды, но если уж покупают, то сразу несколько вещей. Модели ведущих итальянских дизайнеров, которые предлагает наш магазин, точно не подделка, что для китайского туриста очень важно!

Не кидай Китай, или Почему туристы из КНР не обогащают экономику РоссииГруппа китайских туристов в ГУМе / Фото: Александр Кожохин, «Вечерняя Москва»

Идут навстречу туристам и музеи. Первым установил таблички на китайском языке Исторический музей.

— Мы ответственно подходим к приему туристов и никаких проблем с туристическими группами из КНР не испытываем. В начале 2018 года Государственный исторический музей вступил в программу China Friendly, адаптировал сервис для китайских туристов: ввел оплату услуг картами UnionPay, привлек группу волонтеров, владеющих китайским языком. В данный момент в музее идет работа по созданию путеводителя на китайском языке с учетом пожеланий и интересов китайских туристов, — поделился с «ВМ» директор музея Алексей Левыкин.

Как рассказал ВМ Рим Исмагилов, много лет специализирующийся на приеме китайских туристов в Москве и Санкт-Петербурге, все не так плохо, но отельерам нужно больше работать.

— Дело не в нежелании улучшить сервис для приема китайского туриста, а в неготовности отельеров, — уверен эксперт. — Наши туроператоры не могут справиться с потоком, отсюда и проблемы. Но я не призываю превращаться в филиал Китая — мы не должны подстраиваться под других. Это же наш дом!

А вот сделать пребывание иностранных гостей комфортным и повысить уровень сервиса вполне по силам, причем без особых затрат. Многие китайцы понимают только иероглифы и трепетно относятся к безопасности, поэтому таблички «Выход» и «Вход» нужно обязательно дублировать на понятном им языке. То же касается и меню, информации в номере, туристических брошюр на ресепшене, поскольку жестами им ничего не объяснить.

Не кидай Китай, или Почему туристы из КНР не обогащают экономику РоссииРомантическая и трогательная Прага / Фото: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»

Если указательным пальцем показать в сторону китайского собеседника, он сразу напряжется, так как для него такое движение — агрессия! Надо учитывать еще и привычки. 

— Китайцы очень суеверны, нельзя назначать встречи в четыре часа. Иероглиф, обозначающий число 4, похож на гроб, и цифра эта ассоциируется со смертью! Как-то раз я обратил внимание, что гид встречал группу бизнесменов на автомобиле с номером 444. Так они туда не сели! Но на четвертом этаже они поселятся, если это обойдется недорого, а вот в комнате 444 — никогда! С трудом гости из Поднебесной переносят и нашу пищу. У нас традиционный обед — три блюда. А в Китае — штук восемь, причем все легкие блюда изготавливаются из свежих мелко порезанных продуктов, которые легко усваиваются организмом. Китайцы могут попробовать наш оливье и даже борщ просто из интереса, но голод будут утолять только знакомой им пищей, — рассказывает Рим Исмагилов.

Специально для туристов из Поднебесной в России на китайском и на русском языках выходит газета «Лонг Бао», что в переводе означает «Дракон». Она распространяется бесплатно. Раньше подобных СМИ было около десяти, но многие ушли в Интернет: китайцы давно опередили нас по электронным СМИ.

Google newsYandex newsYandex dzenMail pulse