Кому и как платить за тепло
Несколько тысяч жителей Басманного района ЦАО, сами того не желая, оказались действующими лицами в странном детективе. «МЦ» обратилась за комментарием к представителю теплоснабжающей компании МОЭК— начальнику отделения сбыта по ЦАО Андрею Дмитриевскому.
В домах многих жителей Басманного района, которыми управляет УК «ДомМастер», накануне нового года массово прошли собрания жильцов, которые приняли решения о переходе в новые управляющие компании — «Городская» и «Покровская». Все бы ничего, но один за другим активные жители стали выяснять, что никаких собраний на самом деле не проводилось, а их подписи под протоколами подделаны. Где-то документ «подписал» владелец квартиры, проживающий за границей. Где-то — несовершеннолетняя девочка или неходячий больной. Полиция возбудила несколько уголовных дел за фальсификацию документов. Кому теперь оплачивать коммунальные услуги — непонятно. Вдобавок ко всему жители бывших домов «Дом-Мастера», куда пришли новые управляющие компании, получают платежки без строки за тепло. Начальник отделения сбыта по ЦАО теплоснабжающей компании МОЭК Андрей Дмитриевский рассказал, как складываются отношения с этой УК.
Какая ситуация сейчас складывается с платежами за тепло в Басманном районе?
В районе работает порядка 13 управляющих компаний, из них четыре— совсем уж неприлично себя ведут, допуская просрочки платежей на семь и более периодов. При этом мы исходим из того, что большинство жителей оплачивают коммунальные услуги вовремя. А полученные с них деньги управляющие компании могут задерживать у себя и с поставщиком тепла — ПАО «МОЭК»— не рассчитываются.
Как строятся отношения МОЭК и УК «Дом-Мастер»?
«Дом-Мастер» — крупнейший должник МОЭК не только в Центральном округе, но и по всей Москве. В эксплуатации у этой компании на конец 2018 года было около 370 домов. При этом ее долг, по данным МОЭК, составляет порядка одного миллиарда рублей. При ежемесячных начислениях около 80 млн «ДомМастер» платит по 200 тысяч. Остальные суммы переходят в категорию задолженности, которую через суды можно взыскивать годами. Всего у нас в арбитражных судах рассматривается исков к этой УК на 900 млн рублей. В конце прошлого года начался процесс передачи находящихся в управлении «ДомМастера» многоквартирных домов в другие управляющие компании. При этом новые управляющие компании «Городская» и«Покровская», так же, как и «Дом-Мастер», входят в одну группу «Капитал-Инвест». Итак же являются крупными должниками перед ПАО «МОЭК» за поставленные ресурсы. Дебиторская задолженность УК «Городская» перед МОЭК, по нашим данным, по состоянию на 1 января 2019 года превышает 195 млн рублей. В ее отношении по нашим искам уже принято 16 положительных судебных решений на сумму свыше 40 млн рублей.
Какая вам разница— вместо одного должника пришел другой. Что поменялось?
В недобросовестном коммунальном бизнесе распространена такая схема: накопить долги на одной компании, обанкротить ее, зарегистрировать другую. Когда начинается процесс вывода активов (а дома, которые постоянно генерируют стабильный денежный поток, — это очень хороший актив), то становится понятно, что с этим должником что-то не так… И кто в такой ситуации должен будет платить по долгам?
Кстати, кто? Долг переведут на жителей? Нет, конечно. В случае, если причитающиеся ему платежи житель добросовестно платил, никаких претензий к нему быть не может. Почему в единых платежных документах (ЕПД) в «спорных» домах сейчас нет строки за отопление и горячую воду?
Этот вопрос правильнее переадресовать в МФЦ, который выставляет жителям ЕПД.
Означает ли это, что МОЭК может перестать поставлять тепло?
МОЭК— социально ответственная компания, и мы понимаем, что жители не виноваты в сложившейся ситуации.
Как обычному жителю подстраховаться от таких ситуаций?
Одним из вариантов решения проблемы могут быть прямые договоры с МОЭК, когда на общем собрании собственников принимается соответствующее решение. На нашем сайте online.moek.ru есть все инструкции и формы документов, ответы на частые вопросы.
Управляющие компании скептически относятся к идее перехода на прямые договоры, мотивируя свою позицию тем, что это ухудшает положение потребителей. Якобы неизвестно, к кому в таких случаях обращаться с жалобами при сбоях в работе горячего водоснабжения или отопления и на чьи плечи ляжет обслуживание коммунальных сетей.
Переход на прямые договоры означает только оплату услуг. Ответственность за обслуживание внутридомовых сетей по-прежнему остается на плечах управляющих компаний, жильцы оплачивают эти работы по отдельной строке «Содержание и ремонт». Право перехода на прямые договоры появилось вследствие того, что управляющие компании по различным причинам не всегда отправляют собранные с жильцов деньги поставщикам коммунальных ресурсов. По стране цифра общей задолженности за услуги ЖКХ перевалила за 200 миллиардов рублей, и это представляется серьезной проблемой на государственном уровне.
Долги УК отражаются на жильцах? Насколько это негативное явление?
Люди оплачивают полученные услуги, но эти деньги не доходят до их поставщика. Закупка топлива и тепловой энергии, обслуживание, текущий и капитальный ремонт оборудования, развитие действующих теплосетей — все это главные расходные статьи для МОЭК. На них компания направляет свои средства, но при этом не получает необходимой компенсации. Такая ситуация негативно сказывается на доме, на районе и, в конце концов, на городе в целом. Сейчас сумма всех неплатежей за тепло в несколько раз превышает годовую ремонтную программу МОЭК, и, таким образом, очевидно, что надежность теплоснабжения напрямую зависит от платежной дисциплины потребителей.
Как вы решаете эту проблему?
Мы пользуемся всем предусмотренным набором мер воздействия на должника: ведем досудебную работу, подаем судебные иски, привлекаем контролирующих лиц к субсидиарной ответственности, можем обратиться в Мосжилинспекцию, прокуратуру… А если люди не хотят связываться с проведением собраний и переходить на прямые договоры? Мы видим, что в Басманном районе есть жители с активной гражданской позицией, которые могут следить за работой выбранной ими управляющей компании. Практически во всех домах есть внутренние чаты и инициативные группы. Есть хороший маркер прозрачности платежей при выборе управляющей компании. Уточните, работает ли она по так называемой четырехсторонке — четырехстороннему соглашению? Оно заключается между МФЦ, УК, МОЭК и банком ВТБ. Его суть в том, что оплата по обычному ЕПД поступает на транзитный счет банка, там она «расщепляется» по получателям платежей (тепло, вода, антенна, радио и т.п.) и, минуя управляющую компанию, приходит в МОЭК. В такой ситуации недобросовестная УК не сможет использовать платежи жителей по своему усмотрению. В противовес этому для непрозрачных управляющих компаний очень удобна трехсторонка — все то же самое, но без МОЭК. И платежи жителей за тепло поступают на расчетный счет управляющей компании, и когда она рассчитается с поставщиком, неведомо. К слову, «Дом-Мастер», «Городская» и «Покровская» работают по трехсторонке.
КСТАТИ
Московская объединенная энергетическая компания (ПАО «МОЭК»), основанная в 2004 году, снабжает потребителей Москвы теплом и горячей водой.
СПРАВКА
Жилищный кодекс предлагает три основных варианта организации управления домом. Собственники могут сами осуществлять управление своим домом, или могут объединиться в товарищество собственников жилья (ТСЖ). Но оптимальным выбором чаще является привлечение профессиональной управляющей компании.