Главное
Истории
Украшения на окнах

Украшения на окнах

Новогодние витрины

Новогодние витрины

Год змеи

Год змеи

Газировка

Газировка

Книжные клубы

Книжные клубы

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Готика в Москве

Готика в Москве

Таро в России

Таро в России

Хандра

Хандра

Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Сергей Голомазов: Ищу, ищу и не могу найти

Общество
3 апреля Сергею Голомазову исполнится 58 лет
3 апреля Сергею Голомазову исполнится 58 лет / Фото: Пресс-служба театра на Малой Бронной

В Международный день театра «ВМ» беседует с художественным руководителем трех из них, профессором, режиссером и актером Сергеем Голомазовым. Совсем скоро, 3 апреля, ему исполнится 58 лет, и за плечами — десятки постановок не только в России и странах Ближнего Зарубежья, но и во Франции, Германии.

— Сергей Анатольевич, как вам в наше сложное время удается сохранять творческую независимость?

— Вынужден разочаровать. Я не такой свободный, как вам кажется. Зависим от финансирования, от труппы в театре, публики. 

— Но в репертуаре Театра на Малой Бронной есть аншлаговые спектакли, на которые билеты покупают заранее: «Варшавская мелодия», «Кроличья нора», «Тартюф».

— Эти спектакли не решают финансовых проблем театра. Даже самый кассовый, самый успешный театр изначально убыточен и без государственного финансирования функционировать не может. Труппа в театре довольно большая, и хотелось бы, чтобы у всех актеров были новые роли, а значит — надо больше спектаклей, минимум четыре премьеры в сезон.

— Вы можете поднять цены на билеты на премьерные спектакли до 12 тысяч рублей, как это сделал художественный руководитель Московского театра Олега Табакова Владимир Машков со спектаклем «Матросская тишина». 

— Это очень дорого и для нас неприемлемо. Довольно часто я бываю в театрах Европы и знаю, что таких цен на премьерные спектакли нет. 12 тысяч за билет в театр — это не демократично. 

— Удалось ли вам сохранить публику Театра на Малой Бронной?

— Специально не ставил задачи — сохранить и преумножить публику театра. У меня художественно-ремесленные задачи, которые связаны, прежде всего, с труппой и экономической составляющей. Помимо художественных достоинств спектакль должен хорошо продаваться, а сочетать качество и кассу сегодня непросто. К сожалению, исключительно художественных ресурсов спектакля для этого недостаточно. Признаюсь, что я не очень занимаюсь тем, чтобы просчитать успех. Стараюсь просто работать. Если возникают проблемы, пытаюсь быстро реагировать и решать. Я — человек импровизации, и у меня нет четкого стратегического плана развития театра. Художественная жизнь — как течение реки: все время в движении. Есть мое понимание мира, которое неким образом влияет на репертуар театра. Если нам удалось сохранить публику, это замечательно. Но ответить на ваш вопрос: «Как удалось?» — не могу. 

— Одна из последних премьер Театра на Малой Бронной — «Макбет» Антона Яковлева. Этот режиссер поставил успешный спектакль по трагедии Шекспира «Король Лир» в Малом театре. А нужен ли сегодня «Макбет»? И почему все-таки вы пригласили Антона Яковлева?

— Антон — интеллигентный, талантливый, образованный, воспитанный человек, дружелюбный, и работать с ним очень приятно. Разумеется, перед тем, как пригласить его в наш театр поставить трагедию «Макбет», я посмотрел его работы в других театрах, в частности, «Короля Лира». И актер нашего театра Даниил Страхов выразил желание работать с Антоном, и Настасья Самбурская проявила интерес, и таким образом образовался творческий союз.

Что касается вопроса об актуальности или неактуальности «Макбета», то для меня трагедия Шекспира, в которой говорится о безнравственности средств, используемых человеком на пути к власти, представляется очень важной и своевременной. Антон Яковлев в постановке исследует природу власти, насилия и делает это серьезно.

Сергей Голомазов во время 16-й церемония вручения театральной премии Московского Комсомольца Сергей Голомазов во время 16-й церемония вручения театральной премии Московского Комсомольца / Фото: Дмитрий Коробейников / Пресс-служба

— Сергей Анатольевич, осенью прошлого года вы еще возглавили Рижский русский театр имени Чехова. Некоторые театральные деятели не довольны тем, что у вас два театра, один из которых — зарубежный. Как произошло, что именно вы стали худруком далеко не последнего театра Латвии?

— Так сложилось, что на заре режиссерской практики мне удалось поработать во Франции, в Германии, на Украине и в Прибалтике. В Латвии свой первый спектакль поставил в 1992 году. Судьба связала меня с этой страной, ее культурой. Как успеваю совмещать? С октября прошлого года разрываюсь между Москвой и Ригой, пытаясь успеть и там, и там. Департамент культуры правительства Москвы позволил мне совмещать руководство Театра на Малой Бронной и Рижского театра драмы имени Чехова.

— Не планируете совместных постановок?

— Это требуют серьезных финансовых резервов. Совместные проекты — это визы, перелеты, гостиницы, гонорары. Латвия — страна небогатая, и лишних денег у нее нет. В Москве у меня нет серьезных спонсоров, готовых поддержать международные постановки. Привык жить скромно, не жировать и не просить помощи у богатых людей. На вещи я смотрю трезво, реалистично, не обманываясь и не обманывая других.

— Латвия — театральная страна. Где более сильные артисты — в Москве или в Риге?

— Очень трудно сравнивать, да и бессмысленно. Мы должны рассматривать разные объемы и масштабы театральной деятельности. Сравнить театральную картину Москвы с театральной картиной Ригой невозможно. У меня очень острый «нюх на провинцию», и когда я его чувствую, мне хочется бежать. В прямом смысле сесть в поезд и уехать подальше. Имею в виду плохую, дурную провинциальность, которая проявляется в мелкотемье, в плохом вкусе, в плохой игре. Человек я московский, столичный, и когда вижу в театре болото, впадаю в депрессию. Рига — театральный европейский город, центр новых идей, направлений. В Латвии очень интересная молодая режиссура.

— Весь прошлый год широко отмечали 100-летие вашего учителя Андрея Александровича Гончарова. Многие его ученики, в частности, актер театра Маяковского Анатолий Лобоцкий, высказали мысль, что «сегодня нет таких глыб, титанов, каким был Гончаров, что сегодня и люди, и спектакли — все куда мельче». Что вы об этом думаете?

— Мой учитель Андрей Александрович Гончаров принадлежал к поколению людей, которые победили фашизм. Это было поколение героев, настоящих героев. Мой учитель добровольцем ушел на фронт и спасал мир от нацизма. Это было эпохальное время победителей, крупных личностей. Если и есть такого масштаба личности сегодня, то никто их не пустит на главные позиции - ни в театре, ни в политике.

— Что же это за время, которому не нужны герои и победители?

— Время рациональное, циркулярное, торговое. Время коммерсантов как в экономике, так и в политике. Сейчас время людей «себе на уме». И не время глобальных личностей — победителей и бунтарей — какими были Андрей Гончаров и Юрий Любимов. Сегодня стихия дельцов, хитрецов, конформистов, лихих пронырливых дилетантов и служак. Это не значит, что время ужасное, просто другое.

— Какие произведения из отечественной классики передают наше время?

— Весь Островский. Много произведений, в которых описано наше время, у Горького. Замечу, что Горький не такой простой писатель, как многим представляется. Весь Достоевский, разоблачающий дельцов, капиталистов с нравственной точки зрения.

— В репертуаре Театра на Малой Бронной почти нет спектаклей современных российских драматургов. Почему?

— Ищу, ищу и не могу найти. То ли пьесы писать сегодня невыгодно, то ли героя современного нет, то ли драматурги измельчали, то ли я не умею читать — не знаю. На мой взгляд, «переплюнуть» Вампилова, Арбузова, Зорина современным драматургом не удается. Не говоря уже о Чехове и Булгакове.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.