Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Марина Раскова. Женщина, которая построила лестницу в небо

Общество
1938 год. Фотография Марины Расковой, Героя Советского Союза, командира Таманского гвардейского (587-го) ночного бомбардировочного авиационного полка
1938 год. Фотография Марины Расковой, Героя Советского Союза, командира Таманского гвардейского (587-го) ночного бомбардировочного авиационного полка / Фото: Wikipedia / Общественное достояние

В этот день, 28 марта 1912 года, в семье московского театрального антрепренера и учительницы родилась девочка, своими руками открывшая женщинам Страны Советов путь к самолетам, а затем и в космос. Фото Марины Расковой перед войной были почти в каждом доме.

Журналисты и писатели наперебой отмечали ее «необычную строгую красоту». Может быть, одна из трех первых женщин-Героев Советского Союза и не была моделью, зато обладала трудолюбием, умом и повышенной требовательностью к себе. Чертежница Военно-воздушной академии имени Жуковского Марина Раскова выбрала небо. И оно приняло ее: по свидетельству бывших курсантов штурмана и пилота Расковой, она могла до 50 раз заходить на цель для бомбометания, не уставая и не жалуясь.

— В стране происходило огромное социалистическое строительство, — писала о 30-х годах сама Раскова в своей единственной книге «Записки штурмана». — Вырастали новые заводы, шахты, электростанции. В строительство вовлекались массы народа, в том числе и женщины. Я видела, что для женщин нет никаких препятствий в любом деле.

Не жаловалась она, когда ее встретили после десятидневных блужданий по дикой тайге только с револьвером и двумя шоколадками в кармане. За легендарным перелетом женского экипажа самолета АНТ-37 «Родина» в сентябре 1938 года от Москвы до Дальнего Востока следила по радио вся страна. Рабочие, курсанты и колхозники вздрогнули, когда командир Валентина Гризодубова приняла решение из-за отсутствия топлива садиться в тайгу «на брюхо» и приказала штурману Расковой прыгать с парашютом на лес. Гризодубова настаивала на серьезном лечении своего штурмана, но сама Марина ограничилась двумя неделями в медпункте.

Экипаж самолета АНТ-37 «Родина». Герои Советского Союза: Марина Раскова, Валентина Гризодубова, Полина Осипенко (слева направо), совершившие рекордный беспосадочный перелет по маршруту Москва — Дальний Восток 24-25 сентября 1938 года Экипаж самолета АНТ-37 «Родина». Герои Советского Союза: Марина Раскова, Валентина Гризодубова, Полина Осипенко (слева направо), совершившие рекордный беспосадочный перелет по маршруту Москва — Дальний Восток 24-25 сентября 1938 года / Фото: РИА Новости

Дальше путь разведенной красильщицы Расковой, получившей образование в Ленинградском институте инженеров гражданского воздушного флота, лежал в армию. Одновременно Марина Раскова, лично известная Сталину, служила в НКВД уполномоченной Особого отдела Главного управления государственной безопасности (ГУГБ) и «особисткой» авиационного отдела наркомата обороны. Старший лейтенант НКВД (равно армейскому майору. — «ВМ»), кавалер знака «Отличник НКВД».

— Рассекреченные документы не подтверждают, что Раскова давала показания против руководителей ВВС, — считает военный историк Владимир Сидоров. — Но она работала на переднем крае авиационной науки, а также обеспечивала полеты на парадах 1-го мая, а это проходило по ведомству безопасности.

С началом войны Раскова осаждает Ставку Верховного Главнокомандования предложениями о создании женских авиаполков. Тяжелой осенью 1941-го Раскова добилась от Сталина формирования трех женских полков. Девушки шли тогда в армию потоком как закончившие аэроклуб, так и вообще не летавшие. Рулить любым типом самолета было физически тяжело. Но женщины не думали об этом — они были готовы на любую службу и работу ради победы.

Командиром 587-го ночного бомбардировочного полка стала 31-летняя Раскова: подразделение уничтожало противника на Кубани и Курской дуге, на Смоленском и Брянском направлениях. Все три полка сражались в небе до самой победы. А Марина Раскова разбилась в тяжелых метеоусловиях при перелете к линии фронта в начале 1943-го. Именем «крылатой» москвички в столице названы площадь, улица и переулок.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.