Эммануил Виторган: Не позволяю себе на сцене врать
У народного артиста России Эммануила Виторгана в апреле три больших премьеры: музыкальная программа «За все тебя благодарю», где актер вместе с супругой Ириной Млодик-Виторган исполняет песни известных авторов и читает стихи Александра Володина, с которым дружил много лет. В Доме кино он представил «Две истории любви», читая в сопровождении оркестра новеллу Мериме «Кармен» и поэму Пушкина «Цыганы». А 16 апреля в культурном центре Эммануила Виторгана на Остоженке покажут фильм Константина Худякова «Мотылек», в котором снялся актер.
— Эммануил Гедеонович, почему премьера фильма проходит у вас в центре?
— У нас прекрасная атмосфера, все наполнено добром, творчеством, любовью, созиданием. В нашем центре даже счастливые пары образовались. Люди здесь познакомились, полюбили друг друга, а потом поженились. Всех приглашаю в наш культурный центр на концерты, премьеры, встречи с интересными людьми. Насколько я знаю, у всех все хорошо — любят друг друга по сей день. Картина «Мотылек» — работа режиссера Константина Худякова, очень талантливого художника. Мы с ним давно знакомы. Алена Бабенко, исполнительница главной роли, очень талантливый человек и необычайно чуткий партнер.
— Ваш герой в спектакле «Король треф. Карта любви» — дипломат, в некотором роде распоряжается судьбами людей. Как родился этот спектакль?
— «Король треф. Карта любви» — музыкальный киноспектакль. Это новый жанр, и придумала его моя жена Ириша. В спектакле звучат замечательные песни, написанные специально к этой постановке. Одну из них «За все тебя благодарю» специально для меня написал Игорь Крутой. Моя партнерша — певица и артистка Анжелика Агурбаш. Мне нравится сама тема спектакля: любовь и политика и ее подача. Мы играем этот спектакль не только в нашей стране, но и за границей.
— Анжелика Агурбаш — непрофессиональная актриса, как и ваша родственница Ксения Собчак. Как вы считаете, может ли человек без образования играть в театре и в кино?
— Понимаю, что вас интересует моя родственница Ксения Собчак и с радостью удовлетворю ваше любопытство. Я знал Ксению еще маленькой девочкой. Приходил к ним домой в Ленинграде и видел, как она растет. Ее папа не был тогда еще мэром Ленинграда. Родители Ксении часто приходили в Театр Ленинского комсомола, где я работал, на спектакли.
Ксения Собчак — дочь очень талантливых людей, и она, безусловно, достойна своих родителей. Чтобы в жизни ни происходило, Ксения навсегда останется для меня родным человеком. Что касается непрофессиональных артистов, которых с каждым годом в театре и в кино становится больше, то профессию нужно знать. Человек может быть очень артистичным, эмоциональным, но стоит ему выйти на сцену, как начинается так называемый мандраж. Даже у меня, артиста с громадным стажем, перед спектаклем руки трясутся от страха. Не подумайте, что я преувеличиваю. Не позволяю себе на сцене врать. Для меня подготовка к спектаклю начинается не за час и даже не за три часа, а за несколько суток. Перестаю общаться с близкими так активно, как общался накануне спектакля.
— Скажите, а почему вы выбрали для своего нового спектакля «Две истории любви» новеллу Мериме «Кармен» и поэму Пушкина «Цыганы»?
— В этих произведениях замечательно раскрыта тема любви. Как говорится, ребром ставится вопрос: почему в конце смерть? Тема любви и страсти — болезненно-прекрасная и очень актуальная во все времена.
— Вы живете очень насыщенной творческой жизнью. Откуда в вас столько энергии?
— Благодаря моей супруге. Ириша намного моложе меня и куда более активнее. Она — большая молодчина.
— Можно сказать, что вы живете по Чехову, который говорил, что «человек должен трудиться, работать в поте лица»...
— Человек должен работать, жить и не предсказывать финал. Он, финал, появится сам собой. Я высказываю только свою точку зрения, на которой не настаиваю. Несмотря на то что некоторые люди живут не так, как мне хотелось бы, это их личное дело. Наверное, я не прав, что резко не реагирую на неприличные поступки людей, но это так.
— А почему не реагируете?
— Я прожил огромную жизнь, точнее много-много жизней своих героев. Для меня сегодня практически нет ничего нового. Такое ощущение, что все это я уже проходил. Единственная загадка, которая осталась, — это всегда неожиданная реакция людей на фильмы, спектакли, концерты.
— На ваш взгляд, люди меняются с течением времени?
— Меняются. Когда человек молод, он более эмоционален, а с годами приходит мудрость, осмысление. Когда нет суеты, у человека больше шансов понять, когда он прав, а когда не прав. Это прежде всего важно для себя определить — прав ты или не прав? Замечу, говорить другому человеку, что он не прав, нельзя, потому что у каждого — своя правда. Единственное, что я знаю точно, — не должно быть никакого насилия человека над человеком. Ни физического, ни духовного.
— Сегодня в вашей жизни все прекрасно. В чем секрет счастливой семейной жизни?
— Думаю, никакого секрета нет. Надо просто оставаться человеком в любых обстоятельствах. В жизни всякое бывает, и у меня было, но не надо быть жестоким, эгоистичным. Я ушел из первой семьи, понимая, что делаю своим близким больно, и что они этой боли ничем не заслужили. Но я не мог позволить, чтобы моя первая семья ощущала на себе мое новое измененное состояние души. Нужно быть честным в отношениях. До сих пор понимаю, как я огорчил свою первую семью, и допускаю, что это наказуемо. Правда, пока в моей жизни только радость и счастье.
— Что может выбить вас из колеи?
— Я артист, и бывает, что эмоции зашкаливают: могу иногда повысить голос, накричать, но сразу же извиняюсь. Но вообще-то я крайне редко бываю раздражен.
— Было в вашей жизни желание научиться чему-то, например хорошо петь или пилотировать самолет, которое вы пока не смогли осуществить?
— Единственная моя мечта с 10-летнего возраста — стать артистом. Мечта еще и потому, что никто из моих близких, а у меня огромное количество родственников, не был связан ни с театром, ни с кино. Все — «технари», все — нормальные люди. Но, как говорится, в семье не без урода, и этот урод, к счастью, я. Благодарен всем людям, которые помогли мне стать артистом. Боготворю своих педагогов и режиссеров, с которыми работал.
Не скрою, что во время репетиции я мог и вспылить, и хлопнуть дверью, но потом мне хватало ума и совести попросить прощения.
Надеюсь, что профессией своей владею. Хотя каждую роль начинаю с нуля. Если спросите: «Доволен ли я собой?» — мой ответ: «Далеко не всегда. Я из тех, кто сам себя «жрет». Бесконечно рад тому, что встречаюсь с большим количеством людей, которые любят театр, кино, это и мои ученики, и партнеры, и зрители, и у каждого из них я все еще учусь.
— Есть ли у вас увлечение, хобби?
— Страсть к спорту осталась в молодости. Замечу, что были у меня разряды и по волейболу, и по баскетболу… Я даже был чемпионом России среди школьников по водному поло. Сегодня единственное дело, которое меня захватывает целиком, — моя профессия. Я, проживая на сцене чужие жизни, всегда стараюсь сказать о том, что люди должны жить друг для друга.
— Расскажите, пожалуйста, о рождении своей дочери Этель?
— В 79 лет я стал отцом. Сейчас Этели годик и месяц. Знаете, у меня дыхание перехватывает, когда я вижу дочь. Она замечательно себя ведет — не плачет, не капризничает, и с ней очень просто и легко. Спит, ест, общается, а сейчас стала ходить и прямо носится по квартире. Рождение Этель — это чудо. Как и чудо то, что я живу.
— Почему вы так говорите?
— После смерти второй жены Аллочки Балтер я хотел уйти из жизни, но Ириша своей любовью и терпением вернула меня. Я — человек, которого буквально спасла любовь. Я рассказываю об этом только потому, что мысли о добровольном уходе из жизни не должны никого посещать, а если посещают, то их надо немедленно гнать прочь. Дочка Этель — продолжение моей жизни. Я и до ее рождения неоднократно говорил: «Рожайте, рожайте, наши дети должны быть лучше нас». Мне известны опасения некоторых людей, которые рассуждают так: кто же будет воспитывать девочку, если его не станет, как она будет жить? Но у нашей Этель есть молодые родственники и молодая мама.
— Были ли у вас поражения в любви?
— Были ситуации, когда женщины уходили... Но мне никогда не хотелось вернуть человека, потому что я уважал его выбор и хотел, чтобы ему было лучше. Но, знаете, неудачи закаляют при условии, что человек умеет делать из них правильные выводы.
СПРАВКА
Эммануил Виторган родился в 1939 году в Баку. В 1961 году окончил Ленинградский театральный институт и был принят в труппу Псковского театра драмы имени А.С. Пушкина, вскоре перешел в Ленинградский театр драмы и комедии, с 1967 года работал в Ленинградском театре имени Ленинского комсомола. В 1971 году вместе со второй женой, актрисой Аллой Балтер, переехал в Москву. Работал в Драматическом театре имени К.С. Станиславского, в 1982 году стал актером Театра на Таганке.
С 1984 по 2005 год — актер Театра имени Маяковского. В фильмографии актера более 100 работ, в том числе в таких фильмах, как: «Два билета на дневной сеанс», «Миссия в Кабуле», «Король Лир», «Кортик», «Двое в новом доме», «И это все о нем», «Крепость», «Благочестивая Марта», «Ларец Марии Медичи», «Чародеи», «День радио»; в телевизионных сериалах «Бедная Настя», «Исцеление любовью», «Дети Арбата», «Склифосовский» и других.