Главное
Истории
Газировка

Газировка

Книжные клубы

Книжные клубы

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Готика в Москве

Готика в Москве

Таро в России

Таро в России

Хандра

Хандра

Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Эксперт: Транскрипция в начальной школе – мина, заложенная под грамотность

Общество
В будущем Россия может полностью отказаться от бумажной формы сдачи экзаменов по всем предметам
В будущем Россия может полностью отказаться от бумажной формы сдачи экзаменов по всем предметам / Фото: Наталия Нечаева «Вечерняя Москва»

Настал конец мая — пора экзаменов для девятиклассников и выпускников школ. При этом до сих пор одним из самых сложных барьеров, помимо химии, физики и математики, для абитуриентов оказывается русский язык. «Вечерняя Москва» собрала самые популярные экзаменационные ошибки и побеседовала с филологами о том, как они видят данную проблему.

Согласно имеющимся данным, с момента введения Единого государственного экзамена школьники делают одни и те же ошибки. Это правописание безударных гласных в корне слов, количество букв «н» в конце слова, расстановка запятых в сложных предложениях и даже выяснение типа речи. Не меньшей проблемой оказываются и более творческие задачи: например, выражение собственного мнения и правильное цитирование исходного текста для раскрытия проблем, поднимаемых автором. Также, как показала практика, дети почти не замечают собственных орфографических и речевых ошибок, даже несмотря на то, что способны весьма успешно искать их в чужих текстах.

Тем не менее, как считает профессор кафедры русского языка и методики его преподавания Российского государственного университета имени С.А. Есенина Елена Архипова, это больше частные случаи.

— С моей точки зрения, у девятиклассников, сдающих ОГЭ, чаще всего ошибки появляются в заданиях на разбор предложений. Синтаксис. Причина понятна: изучение его обычно начинают в девятом классе, а уже через несколько месяцев детям приходится сдавать экзамен. Помимо этого, лексический запас у школьников невелик. Это заметно в шестом задании, где нужно подобрать синоним к архаичному слову или слову другого стиля, — заметила Елена Архипова. — Обогащение словаря детей в школах на сегодняшний день ушло на второй план, так как было вытеснено подготовкой к изложениям и так называемым сочинениям, которые, по сути, таковыми не являются. Это то же изложение, но с творческим заданием.

По мнению педагога, в ЕГЭ обилие заданий на нормы языка, так называемые культурноречевые тесты — все-таки благо. Благодаря подготовке к ним из лексикона российских школьников пропали такие ошибки, как «лОжит» и «звОнит». Но что касается творческой части, в частности, творческого задания, где нужно сформулировать проблему, изложить позицию автора и свою точку зрения — вот эти вещи даются нынешнему поколению выпускников с большим трудом.

Оставить заявку на прохождение специальных курсов москвичи смогут на сайте столичного Регионального центра обработки информации. Оставить заявку на прохождение специальных курсов москвичи смогут на сайте столичного Регионального центра обработки информации. / Фото: Александр Кожохин, «Вечерняя Москва»

— Я повторяю, важнейшая проблема – это развитие речи, поскольку оно напрямую связано с развитием личности. Язык – это средство социализации и культурный код нации, — добавила Елена Архипова. — Что касается традиционных ошибок, которые повторяются из года в год, то это больше частные случаи. Это бич сегодняшнего поколения, которое не читает книг. В лаборатории лингводидактики и инновационных технологий обучения русскому языку, которой я руковожу, мы, наряду с методикой речевого развития, уже много лет разрабатываем контрольно-измерительные материалы (КИМ), по которым ведется подготовка детей с целью преодоления типичных ошибок. Но более важная проблема — потеря грамотности в принципе. Связано это с тем, что в начальной школе методика получила крен в сторону формализации при изучении фонетики. Ни в коем случае в младших классах нельзя давать транскрипцию. Дети еще не усвоили к тому времени орфографию, которая базируется на морфологическом принципе, зато внимательно анализируют то, что слышится, – звуки. А потому часто пишут то, что слышат. То есть начальная школа этим закладывает мину под грамотность детей. Позже несистемное изучение орфографии в основной школе, когда одно правило частями изучается в разных классах, закрепляют эту безграмотность.

Эксперт добавила, что те задания, что уже есть в ОГЭ и ЕГЭ, а также весьма сложные, добавленные в нынешнем году, которые требуют сопоставления правил пунктуации, все равно не решают проблему грамотности. Как показывает практика, дети хорошо аналитически разбирают чужой текст, однако как только доходит до спонтанного собственного письма, то ребята сразу начинают делать ошибки.

— Побороть это можно. В первую очередь важно поменять методику преподавания с учетом типа мышления современного поколения, представителей которого называют детьми гаджетов, и, конечно, услышать тех экспертов, которые многие годы указывают на необходимость изменения подходов. Уже есть разработанные технологии развития речи в целом и грамотности в частности. Но этим надо заниматься вплотную, осознав ключевые проблемы, — заключила Елена Архипова.

Впрочем, ряд экспертов до сих пор придерживаются мнения, что ЕГЭ нужно отменить в принципе, разработав совсем другую модель.

Оставить заявку на прохождение специальных курсов москвичи смогут на сайте столичного Регионального центра обработки информации. Оставить заявку на прохождение специальных курсов москвичи смогут на сайте столичного Регионального центра обработки информации. / Фото: Александр Кожохин, «Вечерняя Москва»

— В первую очередь хотелось бы отметить, что на едином экзамене проверяются не реальные знания — идет натаскивание на конкретные типовые примеры, что не дает существенного результата. Это хорошо видно по студентам первого курса, которые приходят после ЕГЭ и пишут «ГуманЕтарный университет». Это все смотрится очень плохо. Можно смело говорить о том, что качество образования в области русского языка сильно упало. Экзамен в виде заполнения пунктов, который сейчас предлагается школьнику, не позволяет реально установить уровень письменной практики, — отметил заведующий отделом Института русского языка Российской академии наук, профессор Анатолий Баранов. — Посмотрите, как бывшие школьники сейчас пишут заявления о приеме на работу. Без шаблона они теряются.

В настоящий момент в школах страны мало времени уделяется письменным практикам, уверен эксперт. Нужно писать изложения и сочинения, обсуждать тексты. Правила русского языка не должны становиться самоцелью, это знания формального характера. Все выученное должно служить определенной цели. Те вещи, которые школьник черпает от своих педагогов и из учебников, необходимо применять, чтобы получить реальный результат. Благодаря усвоенному дети просто обязаны уметь строить тексты, которые были бы непротиворечивы и отражали их мысли. В противном же случае та ситуация, которая наблюдается в отечественном образовании сегодня, продолжит существовать долгое время.
По сути, все сегодняшние методы образования сводятся к тому, что нужно выбрать правильный вариант из представленных альтернатив. Однако реальная жизнь работает совершенно иначе, большую часть времени мы должны находить ответ самостоятельно, применяя собственные навыки.

Читайте также: Советы для выпускников и их родителей о том, что нельзя делать перед ЕГЭ

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.