Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Если попали в ДТП, что делать? Полицейский с Петровки

Если попали в ДТП, что делать? Полицейский с Петровки

Теракт в Крокус Сити

Теракт в Крокус Сити

Какие профессии считались престижными в СССР?

Какие профессии считались престижными в СССР?

Выборы

Выборы

Ювелирные украшения из СССР

Ювелирные украшения из СССР

Идеальный мужчина

Идеальный мужчина

Полицейский с Петровки

Полицейский с Петровки

Фестиваль молодежи

Фестиваль молодежи

Русский след в Гарри Поттере

Русский след в Гарри Поттере

Проверено на себе: почему так сложно стать разносчиком еды

Сюжет: 

Репортаж
Общество
Проверено на себе: почему так сложно стать разносчиком еды
Корреспондент «ВМ» прошел «огонь и воду», чтобы получить заветную термосумку. А цель была так близка...  / Фото: Сергей Шахиджанян, «Вечерняя Москва»

Услуги курьера по доставке еды сегодня очень популярны. С учетом того, что количество москвичей, не желающих тратить время на готовку дома растет с каждым месяцем, то это — тренд на рынке труда. По улицам столицы курсируют сотни курьеров в зеленой, желтой спецодежде — ни с кем не спутаешь. Корреспондент «Вечерней Москвы» решил проверить на себе, можно ли обеспечить жизнь с помощью доставки еды, и прочувствовать все тяготы курьерской жизни. 

Непростые поиски

Первым шагом стал прозвон потенциальных мест работы. Для начала я обратился в несколько пиццерий, как сетевых, так и небольших, но курьеры не требовались. Любезней всего были сотрудники в Pronto pizza — посетовали, что хотели бы взять на работу, но, увы, курьеры не нужны.

Взял в метро несколько бесплатных газет, где были объявления о вакансиях курьера, честно позвонил по опубликованным объявлениям. Ни в «Хинкальной», ни Pizza Hut, ни в «Империи пиццы и суши» — везде вакансии уже были заняты — проблем с желающим поработать курьером не возникает. 

Были еще странные фирмы, что набирали курьеров с высокой зарплатой — даже слишком высокой. Но на вопрос о том, что надо делать, отвечали очень туманно. Видимо, история была связана явно не с доставкой пиццы.

Сели за Интернет — дело пошло значительно веселей. Вакансии были, но на окраинах Москвы. Зато было предложение в пиццерии на Маяковской — в Papa John’s. Однако плохо говорящая на русском девушка честно сказала, что с моим возрастом — 50 лет — мне в курьерах не место! Нужны, мол, молодые, шустрые и без проблем со здоровьем. Как оказалось, и не только в этом проблема. Там, где в ресторанах работает не русскоговорящий персонал, в почете претенденты соответствующей нации — так работать быстрее и легче.

Получив нулевой результат, я решил — была не была — попробую стать одним из желтых или зеленых человечков — устроиться в «Яндекс.Еда» или в Delivery Club. Их реклама обещала, что я смогу работать, когда мне удобно и где удобно, но не менее двух дней в неделю. 

На «желтый» цвет

Отличная перспектива с подработкой, подумал я. Общение с компаниями началось не с личного общения, а с электронной заявки. Чтобы попасть на собеседование в «Яндекс.Еда» (далее — «желтые»), пришлось звонить раз пять и оставлять заявку с телефоном. Только после многочисленных попыток пришло письмо с приглашением.

Проверено на себе: почему так сложно стать разносчиком еды Мне указали на дверь в соседнюю комнату, где я стал свидетелем настоящей драки за эту самую форму / Фото: Сергей Шахиджанян, «Вечерняя Москва»

К «желтым» я пришел раньше назначенного строка — в половине десятого утра. У глухих стальных дверей без всяких надписей уже была толпа желающих поработать.

Разговорился с курьером в форме и с большой желтой сумкой. Надир поведал, что заболел, на работу не вышел, больничного нет и будет решать проблему. Курьер поведал, что мечтает о велосипеде, так как приходится очень много ходить и сидеть. Уверил меня, что сама процедура чисто формальна и что уж меня-то, москвича, точно возьмут.

У меня приняли документы (все в электронном виде) и назначили собеседование с тестированием. После собеседования, которое, на мой взгляд, было весьма поверхностным и состояло из пары вопросов, меня усадили за стол в зале с планшетами и наушниками и дали прослушать небольшую лекцию о том, что входит в обязанности курьера фирмы.

Главное, по мнению работодателя, — не халтурить и не отлынивать. Тогда будет мне счастье в размере 150 рублей за заказ. Однако меня насторожила информация о штрафах — например, за неношение формы, за несвоевременную доставку заказа, за испорченные блюда (тот же суп — попробуй, не разлей на ходу), неопрятный вид. При этом копия моей трудовой книжки, медицинская книжка, диплом о высшем образовании никого не заинтересовали. 

Проверено на себе: почему так сложно стать разносчиком еды Мне указали на дверь в соседнюю комнату, где я стал свидетелем настоящей драки за эту самую форму / Фото: Сергей Шахиджанян, «Вечерняя Москва»

После этой вводной лекции нужно было еще и выполнить тест. И хотя на него отводилось всего полчаса, я уложился быстрее. И каков же был результат? Менеджер любезно сообщил, что по результатам вроде бы все в порядке и мне напишут или позвонят. Но увы, из пришедшего через несколько дней ответа я узнал, что моя кандидатура им не подошла. Причины отказа «желтые» мне так и не объяснили.

Вожделенная термосумка 

В Delivery Club («зеленые») дело обстояло чуть лучше. Сначала специалисты проверили, нет ли у меня криминального прошлого.Человек (по виду, бывший сотрудник правоохранительных органов), изучив мой паспорт, минуты три что-то смотрел в компьютере, после радостно сообщил, что «за мной ничего не числится».

К какой базе он прибегал, и какую информацию искал — осталось загадкой. Мне показалось, что он больше смотрел на людей.  Воодушевленный, я тогда, наконец, поинтересовался: когда уже мне выдадут зеленую сумку — специальный термопортфель — и форму?

Вместо ответа мне указали на дверь в соседнюю комнату, где я стал свидетелем настоящей потасовки - кто скорее получит заветную форму. Было ощущение, что я снова попал в советскую армию образца 1987 года, где еду и форму выхватывали друг у друга из рук — вдруг всем не хватит. Гастарбайтеры кричали что-то на непонятном мне языке, но, судя по эмоциям, это были далеко не молитвы.

Обращение персонала с нанятыми работниками вроде меня тоже особо вежливыми не назовешь. Впрочем, обвинения звучали с обеих сторон.

У входа в комнату с сумками образовалась давка. Мне стало как-то неуютно. 

Заметив в моих глазах некоторое недоумение, менеджер тогда любезно сообщил, что такое у них, к сожалению, бывает, но только после длительных выходных. А так — никакой толпы и ругани.

Рядом с местом, где выдавали форму, с полсотни курьеров ожидало «разбора штрафов». Как оказалось, в системе курьерской работы предусмотрена масса возможностей для наказания рублем: штрафы тут составляют от 300 до 5 000 рублей — по сути вся оплата за несколько дней. Самый крупный налагается за выход на смену без брендированной одежды и огромной термосумки. У каждого, кто ожидал наказания, была своя история, но, как мне показалось, в своих бедах они винили только работодателя. Вот один из услышанных мной диалогов:

— Я не успел куртку постирать, в мокрой нельзя, да? — негодовал здоровенный молодой человек по имени Абдуразак.

Ему парировал сотрудник Delivery Club:

— А вы бы заранее постирали! Целая неделя была выходных!

Но Абдуразак упорно стоял на своем и выплачивать штраф не собирался. Видя, что обстановка накаляется, менеджер попросил меня зайти завтра, пообещав, что будет посвободнее.

Проверено на себе: почему так сложно стать разносчиком еды Самый крупный штраф налагается за выход на смену без брендированной одежды и огромной термосумки / Фото: Сергей Шахиджанян, «Вечерняя Москва»

На следующий день народу было действительно мало. Потенциальным курьерам (кстати, они тут работают самых разных возрастов: от 18 до 60 лет) сотрудник фирмы рассказал, что входит в обязанности и чего делать нельзя. Запрещено спускаться в метро, хамить и не выходить на связь. Вполне логично и понятно. 

Ну вот — обрадовался я после лекции — наконец-то мне выдадут новую сумку и можно будет опробовать ее в работе! Но — увы. Нужно было заполнить какие-то договоры, получить карточку (только определенного банка) и только тогда можно было считать себя курьером «зеленых». 

— Я за месяц отработал всего три смены, больше мне не дали, — предупредил меня худощавый юноша, тоже из тех, кто пришел узнать о своих штрафах. — Просто физически ты не можешь сделать больше, чем два заказа в час. 

У парня оказалось три штрафа. Все — за опоздания. По его словам, это просто нереально: обежать за выделенное время сразу три квартиры. Он же рассказал мне и о скрытых знаках, которые курьеры иногда оставляют на дверях подъезда.

— Часто попадаются особо въедливые и недовольные всем клиенты. Они еще и жалуются на тебя в фирму. О таких можно увидеть нарисованные черным маркером предупреждения на дверях подъездов. К примеру, написано: «66)». Такие скобки означают, что в 66 квартире чаевые курьеру не светят, а времени потеряешь много, — предупредил худощавый парень. Кстати, штрафы ему отстоять не удалось.

Проверено на себе: почему так сложно стать разносчиком еды В «Яндекс.Еда» на вступительном испытании тебя просят прослушать вводную лекцию и пройти тест в течение получаса / Фото: Сергей Шахиджанян, «Вечерняя Москва»

Я думал, мне дадут сумку, куртку, велосипед и работу? Увы! Ни сумки, ни майки, ни куртки. Может, выдадут для передвижений самокат или велосипед? 

— Велосипеды были давно разобраны и больше не предвидятся, — сообщил менеджер.

В графе опроса я указал, что хотел бы работать два дня в неделю в районе Савеловской (рядом с редакцией). Я вспомнил, как нам сулили на обучении, что мы, мол, сами сможем планировать свою занятость. На практике же выходило совсем по-другому.

Прождав три недели после посещения, я решил позвонить в фирму сам. Со мной вежливо поговорили и предложили поработать в Домодедове, Мытищах или Зеленограде, причем не два раза в неделю, а все семь дней.

— Других возможностей сегодня нет, — сообщили в компании.

Тогда я решил уволиться. Но чтобы это сделать, предстояло снова явиться в офис, получать некий стикер, свидетельствующий о том, что я не брал у них оборудования и униформы. Затем заехать в центральную контору, расположенную в небольшом подвале в центре Москвы, чтобы там написать заявление об уходе.

Меня удивило, что при довольно большой компьютеризации невозможен обмен данными между разными офисами. После моей настоятельной просьбы дать сигнал коллегам, девушка-администратор что-то сделала в компьютере и любезно сообщила мне — можно ехать «увольняться». 

В другом офисе, который уже был в центре Москвы, так же не было никаких опознавательных знаков. Процедура увольнения в целом заняла десять секунд. На всякий случай закрыл и счет в банке. 

Итак, формально я побыл курьером почти месяц. Прошел обучение (два часа). Но так и не стал ни «зеленым», ни «желтым» человечком. Обзвонив еще несколько организаций я понял, что устроиться на работу курьером — не проблема. Хоть завтра меня, несмотря на возраст, берут доставлять документы в компанию «Достависта», «Пешкарики». Любезно взять на работу согласилась и Domino's Pizza — там даже обещали выдать велосипед. Так что опыт неудачный с Delivery club и «Яндекс. Еда» можно списать на то, что компании набрали сотрудников больше, чем требуется — потому и обещания не были выполнены.  

Читайте также: Проверено на себе: Как пробежать марафон от Москвы до Сергиевой Лавры

Вопрос дня
Кем ты хочешь стать в медиаиндустрии?
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.