Проверено на себе: почему так сложно стать разносчиком еды
Услуги курьера по доставке еды сегодня очень популярны. С учетом того, что количество москвичей, не желающих тратить время на готовку дома растет с каждым месяцем, то это — тренд на рынке труда. По улицам столицы курсируют сотни курьеров в зеленой, желтой спецодежде — ни с кем не спутаешь. Корреспондент «Вечерней Москвы» решил проверить на себе, можно ли обеспечить жизнь с помощью доставки еды, и прочувствовать все тяготы курьерской жизни.
Непростые поиски
Первым шагом стал прозвон потенциальных мест работы. Для начала я обратился в несколько пиццерий, как сетевых, так и небольших, но курьеры не требовались. Любезней всего были сотрудники в Pronto pizza — посетовали, что хотели бы взять на работу, но, увы, курьеры не нужны.
Взял в метро несколько бесплатных газет, где были объявления о вакансиях курьера, честно позвонил по опубликованным объявлениям. Ни в «Хинкальной», ни Pizza Hut, ни в «Империи пиццы и суши» — везде вакансии уже были заняты — проблем с желающим поработать курьером не возникает.
Были еще странные фирмы, что набирали курьеров с высокой зарплатой — даже слишком высокой. Но на вопрос о том, что надо делать, отвечали очень туманно. Видимо, история была связана явно не с доставкой пиццы.
Сели за Интернет — дело пошло значительно веселей. Вакансии были, но на окраинах Москвы. Зато было предложение в пиццерии на Маяковской — в Papa John’s. Однако плохо говорящая на русском девушка честно сказала, что с моим возрастом — 50 лет — мне в курьерах не место! Нужны, мол, молодые, шустрые и без проблем со здоровьем. Как оказалось, и не только в этом проблема. Там, где в ресторанах работает не русскоговорящий персонал, в почете претенденты соответствующей нации — так работать быстрее и легче.
Получив нулевой результат, я решил — была не была — попробую стать одним из желтых или зеленых человечков — устроиться в «Яндекс.Еда» или в Delivery Club. Их реклама обещала, что я смогу работать, когда мне удобно и где удобно, но не менее двух дней в неделю.
На «желтый» цвет
Отличная перспектива с подработкой, подумал я. Общение с компаниями началось не с личного общения, а с электронной заявки. Чтобы попасть на собеседование в «Яндекс.Еда» (далее — «желтые»), пришлось звонить раз пять и оставлять заявку с телефоном. Только после многочисленных попыток пришло письмо с приглашением.
К «желтым» я пришел раньше назначенного строка — в половине десятого утра. У глухих стальных дверей без всяких надписей уже была толпа желающих поработать.
Разговорился с курьером в форме и с большой желтой сумкой. Надир поведал, что заболел, на работу не вышел, больничного нет и будет решать проблему. Курьер поведал, что мечтает о велосипеде, так как приходится очень много ходить и сидеть. Уверил меня, что сама процедура чисто формальна и что уж меня-то, москвича, точно возьмут.
У меня приняли документы (все в электронном виде) и назначили собеседование с тестированием. После собеседования, которое, на мой взгляд, было весьма поверхностным и состояло из пары вопросов, меня усадили за стол в зале с планшетами и наушниками и дали прослушать небольшую лекцию о том, что входит в обязанности курьера фирмы.
Главное, по мнению работодателя, — не халтурить и не отлынивать. Тогда будет мне счастье в размере 150 рублей за заказ. Однако меня насторожила информация о штрафах — например, за неношение формы, за несвоевременную доставку заказа, за испорченные блюда (тот же суп — попробуй, не разлей на ходу), неопрятный вид. При этом копия моей трудовой книжки, медицинская книжка, диплом о высшем образовании никого не заинтересовали.
После этой вводной лекции нужно было еще и выполнить тест. И хотя на него отводилось всего полчаса, я уложился быстрее. И каков же был результат? Менеджер любезно сообщил, что по результатам вроде бы все в порядке и мне напишут или позвонят. Но увы, из пришедшего через несколько дней ответа я узнал, что моя кандидатура им не подошла. Причины отказа «желтые» мне так и не объяснили.
Вожделенная термосумка
В Delivery Club («зеленые») дело обстояло чуть лучше. Сначала специалисты проверили, нет ли у меня криминального прошлого.Человек (по виду, бывший сотрудник правоохранительных органов), изучив мой паспорт, минуты три что-то смотрел в компьютере, после радостно сообщил, что «за мной ничего не числится».
К какой базе он прибегал, и какую информацию искал — осталось загадкой. Мне показалось, что он больше смотрел на людей. Воодушевленный, я тогда, наконец, поинтересовался: когда уже мне выдадут зеленую сумку — специальный термопортфель — и форму?
Вместо ответа мне указали на дверь в соседнюю комнату, где я стал свидетелем настоящей потасовки - кто скорее получит заветную форму. Было ощущение, что я снова попал в советскую армию образца 1987 года, где еду и форму выхватывали друг у друга из рук — вдруг всем не хватит. Гастарбайтеры кричали что-то на непонятном мне языке, но, судя по эмоциям, это были далеко не молитвы.
Обращение персонала с нанятыми работниками вроде меня тоже особо вежливыми не назовешь. Впрочем, обвинения звучали с обеих сторон.
У входа в комнату с сумками образовалась давка. Мне стало как-то неуютно.
Заметив в моих глазах некоторое недоумение, менеджер тогда любезно сообщил, что такое у них, к сожалению, бывает, но только после длительных выходных. А так — никакой толпы и ругани.
Рядом с местом, где выдавали форму, с полсотни курьеров ожидало «разбора штрафов». Как оказалось, в системе курьерской работы предусмотрена масса возможностей для наказания рублем: штрафы тут составляют от 300 до 5 000 рублей — по сути вся оплата за несколько дней. Самый крупный налагается за выход на смену без брендированной одежды и огромной термосумки. У каждого, кто ожидал наказания, была своя история, но, как мне показалось, в своих бедах они винили только работодателя. Вот один из услышанных мной диалогов:
— Я не успел куртку постирать, в мокрой нельзя, да? — негодовал здоровенный молодой человек по имени Абдуразак.
Ему парировал сотрудник Delivery Club:
— А вы бы заранее постирали! Целая неделя была выходных!
Но Абдуразак упорно стоял на своем и выплачивать штраф не собирался. Видя, что обстановка накаляется, менеджер попросил меня зайти завтра, пообещав, что будет посвободнее.
На следующий день народу было действительно мало. Потенциальным курьерам (кстати, они тут работают самых разных возрастов: от 18 до 60 лет) сотрудник фирмы рассказал, что входит в обязанности и чего делать нельзя. Запрещено спускаться в метро, хамить и не выходить на связь. Вполне логично и понятно.
Ну вот — обрадовался я после лекции — наконец-то мне выдадут новую сумку и можно будет опробовать ее в работе! Но — увы. Нужно было заполнить какие-то договоры, получить карточку (только определенного банка) и только тогда можно было считать себя курьером «зеленых».
— Я за месяц отработал всего три смены, больше мне не дали, — предупредил меня худощавый юноша, тоже из тех, кто пришел узнать о своих штрафах. — Просто физически ты не можешь сделать больше, чем два заказа в час.
У парня оказалось три штрафа. Все — за опоздания. По его словам, это просто нереально: обежать за выделенное время сразу три квартиры. Он же рассказал мне и о скрытых знаках, которые курьеры иногда оставляют на дверях подъезда.
— Часто попадаются особо въедливые и недовольные всем клиенты. Они еще и жалуются на тебя в фирму. О таких можно увидеть нарисованные черным маркером предупреждения на дверях подъездов. К примеру, написано: «66)». Такие скобки означают, что в 66 квартире чаевые курьеру не светят, а времени потеряешь много, — предупредил худощавый парень. Кстати, штрафы ему отстоять не удалось.
Я думал, мне дадут сумку, куртку, велосипед и работу? Увы! Ни сумки, ни майки, ни куртки. Может, выдадут для передвижений самокат или велосипед?
— Велосипеды были давно разобраны и больше не предвидятся, — сообщил менеджер.
В графе опроса я указал, что хотел бы работать два дня в неделю в районе Савеловской (рядом с редакцией). Я вспомнил, как нам сулили на обучении, что мы, мол, сами сможем планировать свою занятость. На практике же выходило совсем по-другому.
Прождав три недели после посещения, я решил позвонить в фирму сам. Со мной вежливо поговорили и предложили поработать в Домодедове, Мытищах или Зеленограде, причем не два раза в неделю, а все семь дней.
— Других возможностей сегодня нет, — сообщили в компании.
Тогда я решил уволиться. Но чтобы это сделать, предстояло снова явиться в офис, получать некий стикер, свидетельствующий о том, что я не брал у них оборудования и униформы. Затем заехать в центральную контору, расположенную в небольшом подвале в центре Москвы, чтобы там написать заявление об уходе.
Меня удивило, что при довольно большой компьютеризации невозможен обмен данными между разными офисами. После моей настоятельной просьбы дать сигнал коллегам, девушка-администратор что-то сделала в компьютере и любезно сообщила мне — можно ехать «увольняться».
В другом офисе, который уже был в центре Москвы, так же не было никаких опознавательных знаков. Процедура увольнения в целом заняла десять секунд. На всякий случай закрыл и счет в банке.
Итак, формально я побыл курьером почти месяц. Прошел обучение (два часа). Но так и не стал ни «зеленым», ни «желтым» человечком. Обзвонив еще несколько организаций я понял, что устроиться на работу курьером — не проблема. Хоть завтра меня, несмотря на возраст, берут доставлять документы в компанию «Достависта», «Пешкарики». Любезно взять на работу согласилась и Domino's Pizza — там даже обещали выдать велосипед. Так что опыт неудачный с Delivery club и «Яндекс. Еда» можно списать на то, что компании набрали сотрудников больше, чем требуется — потому и обещания не были выполнены.
Читайте также: Проверено на себе: Как пробежать марафон от Москвы до Сергиевой Лавры