ср 23 октября 08:37
Связаться с редакцией:
Вечерка ТВ
- Город

Попечительский совет: помощник или очередной «сборщик податей»?

Мосгорсуд выпустил из СИЗО виновника ДТП у «Славянского бульвара»

Как будут отдыхать россияне на ноябрьские праздники

Каховскую линию закроют на реконструкцию 26 октября

Политолог подвел итоги шестичасовых переговоров Путина с Эрдоганом

Эдгард Запашный: Цирк для зоозащитников — инструмент самопиара

Синоптики предупредили о снижении температуры в столице

Названа доля семей, которым хватает средств на еду и одежду

Кинолог рассказал, чем лучше кормить собак

«Готовим законопроект о запрете аниме»: как японцы обидели Поклонскую

Трамп объяснил, почему начали процедуру импичмента

Путешественники назвали способы борьбы с джетлагом

Чем опасно долгое использование смартфона

Михаил Ефремов: Горбачев спас Россию

Попечительский совет: помощник или очередной «сборщик податей»?

Педагоги и родители спорят, нужна ли школе новая форма самоуправления

[b]Попечительские советы для России не новость. В конце прошлого века состоятельные люди брали под опеку гимназии и школы, которые государство и в те времена не баловало вниманием. Назначали особо одаренным ученикам стипендии, оплачивали обучение детей из бедных семей, помогали школе материально. Правда, за использованием средств строго следили — зарвавшегося директора могли даже лишить места. Но контрольные функции совета не являлись основными, главной его задачей было помогать всей школе и каждому ученику в отдельности. После революции вместе с состоятельными людьми исчезли и попечительские советы.[/b] [i]Сейчас о них снова заговорили. В 1992 году Закон об образовании продекларировал идею общественно-государственной формы управления образовательными учреждениями как основную. Однако особого энтузиазма по этому поводу ни у родителей, ни у педагогов не возникло. Даже в Москве органы самоуправления были созданы лишь в немногих учебных заведениях. Некоторые из них получили название попечительских советов. По сведениям Московского комитета образования, сейчас таких школ не больше 10%. Правда, все они здорово отличаются от остальных добротно отремонтированными помещениями и новейшим техническим оборудованием. Директора уверяют, что все это — результат деятельности попечительских советов. Но другие руководители до недавних пор не спешили следовать их примеру, к тому же жестких указаний по этому поводу никто не давал. Только перед началом нынешнего учебного года президент РФ подписал Указ, в котором всем российским школам настоятельно рекомендуется обзавестись попечительскими советами. В них предлагается ввести родителей, школьную администрацию, спонсоров, представителей различных общественных и государственных организаций. А потом всем вместе думать, как и чем обеспечить учебный процесс, чтобы дети смогли получить разностороннее образование и хорошее воспитание. Попечительский совет мог бы также решать конфликтные ситуации между родителями, детьми и педагогами (вплоть до отстранения учителя от уроков).[/i] Отношение к этому указу неоднозначное. По словам директора школы № 1285 Нелли Трошкиной, возражений против попечительского совета нет ни у нее самой, ни у родителей, ни у коллектива. Но у них уже существует совет школы и родительский совет, который очень успешно решает все проблемы. Компьютерный класс обустроен на средства мам и пап, они же финансировали покупку 20 телевизоров, обучающих компьютерных программ. По решению совета всем нянечкам повысили зарплату (опять-таки из средств родителей), чтоб не разбежались. В школе чистота и красота, все довольны. — Нам непонятны некоторые функции, которыми предлагается наделить попечительские советы, — говорит Нелли Михайловна. — Как родители, не имеющие специального образования, могут советовать нам вносить изменения, например, в учебный план? Или решать судьбу учителя? Пока не очень понятно, чем должен заниматься попечительский совет при наличии школьного и родительского. Директор гимназии № 1058 Светлана Селиктор к попечительским советам относится положительно: — Как только появятся документы, четко регламентирующие деятельность этих организаций, их взаимодействие со школой, остальными родителями, другими общественными школьными образованиями, мы попечительский совет создадим. Он нужен, чтобы учитывалось мнение мам и пап об образовательном процессе, в чем-то контролировался педагогический коллектив, оказывалась материальная помощь. На прошлой неделе все окружные управления образования получили «примерное положение», которое и должно было внести полную ясность по всем вопросам, касающимся попечительских советов. Но вместо этого документ еще больше все запутал. Например, там написано, что совет — форма самоуправления, но не сказано, какая. Будет ли он юридическим лицом или просто общественной организацией, и какие права, исходя из этого, будет иметь. Ничего не говорится в «положении» и о том, кто должен быть инициатором создания попечительского совета. Если директор, то где гарантия, что совет не станет проводником только его интересов? А строка « ...совет дает рекомендации в документы об организации учебного процесса» вообще вызывает у специалистов недоумение. Им известны только два документа: учебный план, который составляется на основе базисного, и расписание уроков. Какие рекомендации могут давать непрофессионалы? Разве что, выбрать что-то конкретное из списка дополнительных занятий. Но это родители делают без всяких советов на первом же классном собрании. В положении не просматривается характерных только для попечительского совета функций, многие из них точно такие же, как у совета школы и родительского комитета. И вообще, место предлагаемой структуры среди уже существующих не определено. Единственное, что ясно всем — попечительский совет должен добывать для школы деньги, а потом решать, на что их потратить. Руководитель одного из окружных управлений образования так и сказала: «Почему не назвать вещи своими именами? Ведь очевидно, что попечительский совет нужен, чтобы изыскивать дополнительные финансы. Школа представляет попечителям программу развития, а совет после того, как она будет одобрена, обеспечивает ее финансирование. Вот и все. К чему совету те функции, которые уже кем-то выполняются?» Кстати, родители насчет попечительских советов имеют однозначное мнение. Ирина Павловна, мама второклассницы Кати: — В нашей школе есть такой совет. В него директор выбрала удобных ей родителей. Уж не знаю, берут ли они деньги с кого-нибудь, кроме нас, но поборами замордовали: только и успеваем открывать кошельки. Отчеты о том, куда деньги тратятся, ежемесячно висят на доске у входа в школу. Но в их объективность верим слабо, поскольку знаем, что директор регулярно отдыхает на Гавайях. Инна Алексеевна, бабушка семиклассницы Юли (активная женщина, член совета школы): — Да, предлагали нам попечительский совет создать. Но все отказались, не нужен нам еще один официальный «сборщик податей»! И так сдаем, то на «видики», то на книжки. Ольга Петровна, ее сын учится в 9-м классе: — Если бы через попечительский совет можно было вносить свои предложения и претензии к администрации школы, то я — за. Например, у сына уже несколько лет нет урока труда. Точнее, дети сидят без дела, а преподаватель что-то мастерит себе на дачу или на заказ. Сколько раз обращались к директору — бесполезно. Но если этот совет только деньги будет собирать, тогда я против. Председатель Московского комитета образования Любовь Кезина не устает повторять, что образование у нас бесплатное и ни один директор или учитель не имеет права требовать с родителей денег. Но российские школы бедны, а потому директорам приходится просить то на ремонт, то на реактивы. В идеале попечительский совет именно то, в чем школа действительно нуждается. Только если он будет таким, как сто лет назад: неравнодушным, доброжелательным, щедрым и заботливым «дядюшкой».

Новости СМИ2

Сергей Лесков

Все, что требует желудок, тело и ум

Екатерина Головина

Женщина, которая должна

Митрополит Калужский и Боровский Климент 

Чтобы быть милосердным, деньги не нужны

Георгий Бовт

Верен ли российский суд наследию Александра Второго Освободителя?

Оксана Крученко

Соседи поссорились из-за граффити

Александр Никонов

Искусственный интеллект Германа Грефа

Ольга Кузьмина  

Выживший Степа и закон бумеранга