вс 13 октября 23:51
Связаться с редакцией:
Вечерка ТВ
- Город

Собрание переизбранных сочинений

Собрание переизбранных сочинений

Московские школьники будут сдавать литературу по-особенному

[i]Департамент образования Москвы приготовил сюрприз выпускникам средних школ. Как стало известно «ВМ», в этом году столица намерена отказаться от списка тем сочинений, составленного на федеральном уровне. Столичные педагоги сочли, что московские школьники могут справиться с оригинальными формулировками, и приготовили несколько комплектов, в каждом из которых 300 тем. Школьники смогут выбрать приемлемый вариант и при желании смогут блеснуть знаниями о Москве литературной.[/i] [b]Столичный вариант[/b] В конце марта Федеральное агентство по надзору в сфере образования и науки РФ опубликует обновленный список тем выпускных школьных сочинений ([i]«ВМ» писала об этом 28 февраля этого года[/i]). Однако столичным школьникам не придется штудировать этот список. «ВМ» стало известно, что столичный Департамент образования получил разрешение самостоятельно составлять перечень тем экзаменационных сочинений. Специалисты Института открытого образования уже подготовили несколько комплектов тем (по 300 в каждом), которые они надеются в ближайшие две недели одобрить в столичном Департаменте образования, а потом и в Минобрнауки РФ. Ожидается, что окончательный вариант будет утвержден в конце текущего месяца. [b]Заведующий кафедрой методики преподавания русского языка, литературы и мировой художественной культуры Московского института открытого образования (МИОО) Александр КНЯЖИЦКИЙ [/b]пояснил «ВМ»: «Мы хотим, чтобы наши выпускники анализировали произведения, рассуждали, показывали уровень знания текста и понимания литературного произведения. Федеральные же темы более узконаправленны. К тому же они равны по сложности, а в Москве большая вариативность средних учебных заведений: колледжи, лицеи. Выпускникам столичных учебных заведений надо давать разные по сложности варианты тем, дабы ребята могли проявить себя». [b]Под грифом «секретно»[/b] По содержанию – то есть по подбору авторов и художественных произведений – московские темы не будут сильно отличаться от федеральных. Но темы будут сформулированы таким образом, чтобы выпускник мог показать глубокое знание текста. Например, в прошлом году в федеральном списке была тема «Анализ эпизода встречи Раскольникова с Мармеладовым». По мнению московских методистов-словесников, это очень узкая тема, и они предлагают заменить ее на другую – «Значение эпизода встречи Раскольникова с Мармеладовым для понимания проблематики романа Достоевского «Преступление и наказание». По словам [b]Нелли БЕРЕЖНОЙ, методиста русского языка и литературы Окружного методического центра города Зеленограда[/b], в федеральном перечне нет «живых» тем, поэтому мы решили позволить выпускнику прямо на экзамене прочитать небольшой рассказ и написать, как он его понял, как его можно соотнести с другими произведениями этого автора (возможна такая тема: «В. П. Астафьев. «Хвостик». Мое понимание рассказа»). Нелли Бережная также отметила, что у педагогов много претензий к темам, в названии которых используется цитата. «Как правило, цитата многословна, – пояснила методист, – и дает много возможностей, чтобы «лить воду», и мало, чтобы написать что-либо конкретное». [b]Лариса ЧЕРНИЧЕНКО, методист русского языка и литературы Окружного методического центра города Южного округа[/b] считает: – В федеральном комплекте очень велик процент случайных тем, особенно это касается анализа стихотворений. Кроме того, в нем встречаются задания по сомнительным для русской литературы личностям. Например, в прошлом году была такая тема: «Защита Родины есть защита и своего достоинства. (Н. К. Рерих.) (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века)». Что требуется в данном случае? То ли знания, кто такой Рерих, то ли исторический анализ ХХ века, то ли знакомство с писателями прошлого века, непонятно. Московский вариант тем должен быть более обоснованным, серьезным и, главное, конкретным. Кроме того, «ВМ» выяснила, что в московском списке присутствует так называемый «городской компонент»: темы о столице, о московских литераторах (например, «Булат Окуджава – поэт Москвы»). Список пока засекречен, но в нем есть следующие темы: «Стихотворение Пушкина «Твой голос для меня и ласковый и томный». Мое понимание стихотворения», «Рассказ В. П. Астафьева «Хвостик». Мое понимание рассказа», «Значение встречи Раскольникова и Свидригайлова (IV глава 3-й части романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») для понимания содержания романа», «Кто, на мой взгляд, прав в споре о Татьяне, героине романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин», В. Г. Белинский или Ф. М. Достоевский. Если вы не согласны ни с той, ни с другой оценкой, сформулируйте свой взгляд на проблему», «Москва и москвичи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»», «Булат Окуджава – поэт Москвы», «Образы природных стихий по произведениям Н. В. Гоголя (или М. А. Булгакова)», «Художник для того чтобы действовать на других, должен быть ищущим, чтобы его произведение было исканием. Если он все нашел и все знает, и учит, или нарочно потешает, он не действует. Если он ищет, зритель, слушатель, читатель, сливается с ним в поисках». Л. Н. Толстой (Из дневника 19 декабря 1900 года). Подтвердите или опровергните эту мысль на примере творчества одного или нескольких русских писателей». [b]СПРАВКА «ВМ» [i]Директор Центра непрерывного математического образования Иван ЯЩЕНКО [/b]сообщил «ВМ», что Москва ввела свои задания и по математике, потому что стремилась, чтобы экзаменационные задачи были больше приближены к реальной программе. Об этом читайте в ближайших номерах нашей газеты.[/i]

Новости СМИ2

Оксана Крученко

А караван идет…

Лера Бокашева

Я уеду жить «Влондон». А в деревне Гадюкино дожди

Александр Никонов

Чему нам действительно нужно учиться у Запада

Ольга Кузьмина  

Уже не просто «спальники»

Сергей Лесков

Как ботинок Хрущева попал в историю

Ольга Кузьмина  

Алексей Леонов. Улыбка Вселенной

Виктория Федотова

Смертная казнь в России не нужна