Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Зачем Москве музей смерти?

Общество

[b]Тема сохранения исторических свидетельств советской эпохи в последнее время все чаще звучит на страницах газет и в эфире. 6 апреля известные историки, гости программы «Рикошет» на радио «Эхо Москвы» обсуждали, должна ли Россия расстаться с символами коммунистического прошлого – но так и не пришли к единому мнению. В тот же день «МК» опубликовал статью историка и москвоведа Льва Колодного «Где стреляли в затылок, там должен быть музей смерти». Автор аргументированно изложил, почему Москве так необходим музей ГУЛАГа, и даже предложил место, где такой музей должен находиться: знаменитый «расстрельный дом» на Никольской, 23. В самом центре города, рядом с Кремлем.[/b]Описывая подвалы и крутые лестницы «расстрельного дома» на Никольской, Лев Колодный скрупулезно перечисляет имена упырей, которые казнили в этом доме зачастую себе подобных (в его версии это полководцы Красной армии, герои Гражданской войны и бесстрашные комиссары, убитые там выстрелом в затылок по приказу «ката» Василия Ульриха), и задается вопросом: неужели «страдающие беспамятством потомки» забудут о пытках и лагерях 30-х, о массовом государственном терроре и страхе и не создадут здесь «музей катастрофы» на память будущим поколениям? Хорошо бы не создали! Кто-нибудь видел в центре Рима музей Муссолини в несколько этажей? Открытие скромной экспозиции в жилище диктатора на вилле Торлония в марте этого года уже вызвало бурю противоречивых эмоций итальянцев: далеко не все желают лицезреть символы страшного прошлого своей страны ежедневно.Каждая власть пытается увековечить себя. В камне, то есть архитектуре. Эта общечеловеческая цель во все времена выражала себя в том, что правящая элита каждого общества перекраивала и сносила постройки своих предшественников-коллег по правящему классу. Из чувства конкурентной зависти в России, по преданию, даже как-то выкололи глаза одному зодчему, построившему храм по заказу своего царя. А уж сколько дворцов перестроили… «На московских улицах зияют провалы на месте сломанных храмов», – пишет Лев Колодный. Но при этом влияние Русской православной церкви на политику государства сильно как никогда за последнее столетие. Произошла совершенно естественная в историческом аспекте смена элит.Той Москвы, которую пытаются сохранить некоторые историки, не стало в 1917-м. А к 2050 году в центральных районах столицы мало что останется от того, что украшало ее в 60-х. Разномастная эклектика Москвы видна со стороны: достаточно прочитать любой текст о современной архитектуре столицы России в популярном иностранном еженедельнике. Там наверняка описывается расположение княжеских палат XVI века с пристройкой сталинского ампира и стеклянным небоскребом Сити на горизонте. Это и есть Москва. Сегодняшние проекты по воссозданию канувшего в прошлое Китай-города ничем не хуже и не лучше сноса с последующим пятизвездочным восстановлением гостиницы «Москва». Главная цель проектов – извлечение прибыли, и отнюдь не от туристов.Так что плохого в том, что дом на Никольской, 23, кто-то реконструирует, сохранив фасады, и займется там вполне мирным делом? Разумеется, необходимо сохранить вещественную историю эпохи. Но, чтобы не стать жертвой постепенной смены исторических вех, лучше держать богатое прошлое в некотором отдалении от Садового кольца. Поближе к тем местам, где нынешняя власть, как верно подметил Лев Колодный, сейчас «создает музеи в бывших усадьбах вельмож», в Коломенском и Царицыно.Именно там, а не в центре города, где нельзя поместить «современные колоссальные по площади залы музеев». Забывать о зверствах XX века нельзя, но они, к сожалению, не уместятся в одни только подвалы Лубянки или музей «Мемориала» на Петровке.Много чего можно построить на те немалые деньги, которые инвесторы любой офисной, торговой или жилой застройки платят в городской бюджет в качестве «компенсации за использование городской инфраструктуры». И не только музеи.Скажем, строить социальное жилье на средства, вырученные от реконструкции «расстрельного дома» гораздо гуманнее, чем создавать в центре столицы России музей скелетов для удовлетворения любопытства не слишком обильного потока интуристов.Так получилось, что на средства городской туриндустрии нельзя построить дороги и стадионы, детские сады и муниципальные бассейны. А на городские налоги можно.Для примера: за возможность реконструкции одной не самой дорогой гостиницы в центре города частный инвестор выплатил городскому бюджету 12 млн долларов. На эти деньги можно возвести по крайней мере два десятка тысяч кв.м дешевого жилья для очередников и нормативно обеспечить квадратными метрами более тысячи человек. В том числе и будущее поколение москвичей. Вряд ли можно полюбить свой город и историю, если до почтенного возраста жить в одной комнате с собственной бабушкой. Но к этому власть почему-то никто не призывает.Более того, подобные соображения многими учеными сейчас воспринимаются как уступка животным инстинктам перед лицом вечности или, изъясняясь их марксистско-ленинским языком, примат материального над духовным. Однако хочется спросить: много ли известных историков и титулованных москвоведов живет на городскую пенсию в государственной коммуналке? И почему историки и москвоведы вообще ничего не смогли сделать с тем, что центр Москвы за последние 15 лет стал огромной стройплощадкой? Власть в этом виновата? Кроме того, в городе есть – и не один – памятник эпохи сталинизма. Благодаря последнему роману Аксенова стало достаточно широко известно, что под шпилем сталинских высоток трудились поколения политических зэков, а восстановленный в наше время храм Христа Спасителя? Разве он не является напоминанием кощунственных действий диктатора? Неужели он не место паломничества иностранных туристов? Одного вида этого здания достаточно для того, чтобы вспомнить о том, что первоначальный храм был безжалостно стерт с лица земли и залит бассейном.Но теперь здесь опять храм. Неужели интуристам, а также отечественным историкам и искусствоведам требуется дополнительное доказательство преемственности поколений? Что касается наследия сталинских лагерей, то, думается, оно еще долго будет сидеть в головах людей. И новые поколения еще не скоро забудут доблестных красных чекистов, чистки и зачистки, коллективизацию, показательные процессы и вызванный всем этим колоссальный сдвиг массового сознания в сторону двойной морали. Им и без музеев этого не забыть.[b]Борис УСТЮГОВ,москвовед,обозреватель «Известий»,специально для «Вечерней Москвы»[/b]

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.