Главное
Истории
Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Лик пишут, веру ищут

Общество
Приступая к обучению иконописи, нужно быть готовым к кропотливому и долгому труду, где каждый этап требует терпения, внимания и душевного равновесия.
Приступая к обучению иконописи, нужно быть готовым к кропотливому и долгому труду, где каждый этап требует терпения, внимания и душевного равновесия. / Фото: «Вечерняя Москва», Петр Болховитинов

Потому что просто так, без серьезной подготовки — в первую очередь, духовной — такое и в голову не может прийти. Но именно это случилось со мной! Наткнувшись на объявление о наборе в группу, неожиданно для себя решила, что называется, испытать судьбу. И — отправилась постигать древнюю премудрость...

ВЫБОР 

Определиться со своим внезапным хотением было просто. Совсем другое дело — выбрать, где его реализовать. К счастью, для таких, как я, курсов в Москве довольно много. Но часть — узкоспециализированные.

В том смысле, что учит писать всего один лик. Допустим, это лик Николы Угодника. Вы как хотите, а мне это показалось скучным...

Сектор поиска сузился, но легче не стало. По простой причине: чтобы выбрать из нескольких вариантов, надо иметь критерий выбора.

Какой мерой мерить, что оценивать — Бог весть! В результате многодневных скитаний по Сети появился один-единственный фильтр, которым я и воспользовалась, — вкладка «Работы наших выпускников». Разглядывая иконы, написанные людьми, отучившимися в той или иной иконописной школе, выяснила, что где преподают... Выбор пал на школу «Русская икона — 21 век».

ИКОННАЯ ДОСКА 

Иконная доска символизирует крест, на котором был распят Спаситель. Поэтому иконы принято писать на деревянной основе. Вопреки расхожему мнению, это необязательно липа. Единственное дерево, которое древние мастера обходили стороной — осина. На ней, как считается, повесился предатель Иуда...

Обычно на лицевой стороне иконной доски выдалбливают углубление с плоской поверхностью — ковчег. На нем и будет написан образ.

Конечно, плотницким работам нас никто не учил — сегодня все, что требуется, можно купить в любой иконописной лавке.

Итак, первый и наиважнейший навык — нанесение левкаса (это грунт на основе мела для выравнивания шероховатой поверхности доски). Можно купить уже отлевкашенную доску, но как на нее ляжет краска — большой вопрос.

На доску клеится паволока — кусок хлопчатобумажной ткани, и уже на нее кладется сам левкас. Высох один слой, можно наносить следующий — и так пока не развезете мел по всему дому. Слоев десять на доске и столько же на полу в радиусе пяти метров. Причем последнее получается даже без учебы.

Допустим, что это уже позади. Моя доска не только отлевкашена, но и приведена в состояние зеркала при помощи шкурки и тонны терпения.

ТЕМПЕРА 

Темпера на яичном желтке весьма недолговечна. Использовать такую — себе дороже, потом придется все соскребать и начинать заново. Чем я периодически и занимаюсь из-за природной жадности и лени.

Готовить ее — трудоемкое занятие. И хотя неприятностей, как с левкасом, здесь быть не может, но времени необходимо потратить немало. Сухой пигмент смешивается с эмульсией на основе яичного желтка и растирается при помощи специального инструмента — куранта.

Исторически иконописцы пользовались всего несколькими пигментами — охра, красный, синий белый, черный...

Смешивая их друг с другом, можно добиться практически любого цвета. Но сегодня это умение уже не так актуально — в продаже есть любой оттенок.

Если уж садиться за работу, то писать надо сразу все.

Отложить недописанный образ, чтобы закончить его через месяц-другой, не получится.

Красочный слой притягивает к себе мелкие пылинки и по прошествии времени совершенно теряет вид.

Готовую икону олифят или покрывают лаком, после ей почти ничего не страшно.

ПЛАВЬ 

Распознать, чем пользуется иконописец, легко — в зависимости от этого доска расположена перед ним горизонтально на столе или стоит на мольберте. Я пришла учиться именно плавям и сразу же осознала главный недостаток этого метода: прежде чем наносить слой краски, надо обязательно дать просохнуть предыдущему. А за это время можно сосчитать всех ворон на всех окрестных деревьях! Очень интересно слушать, когда рассказывают о прошлых веках. Еще увлекательнее — смотреть, как очертания святого лика проступают под рукой преподавателя.

И совсем другое дело — попробовать самостоятельно добиться результата. Чтобы не «утонуть» во время работы, не испортить ее и самому не испачкаться, пользуются специальным инструментом — подручником, чем-то вроде лавочки, стоящей над иконной доской. На нее и кладут руку с кистью.

СВЯТОЙ ОБРАЗ 

Икона пишется как бы с конца. Сначала фон, элементы пейзажа — деревья, горы или дома, доводятся до полного совершенства одежды персонажей — все это составляет доличное (то есть до лика) письмо. После чего начинается самое главное — личное, то есть сам лик. И в конце — выполняется подпись, связывающая изображение с первообразом.

Садясь за работу, иконописцу предстоит сначала нанести на лицо основной тон (санкирь) — это теневые участки будущего лика. Да в несколько заходов, чтобы цвет получился ровным. У меня он выравнивается где-то через 3–4 слоя, причем каждый должен высохнуть, иначе потом может растрескаться.

Следующий слой — телесный, он называется охрение. Излишне уточнять, что в основе цвета — воспетая мною охра. Затем подрумянка и подбивка, необходимая, чтобы смягчить переход между двумя предыдущими — коричневым и красным. А еще есть притинка, общая сплавка, блики, чертежка, оживки, — и многое не по одному разу! К этому добавляется живопись хия, мне еще предстоит ее изучать, и золочение нимба или всего фона. И при этом лик может не получиться даже у самого большого мастера! КУПОЛА Знаете, почему в России купола — обязательно золотые и в форме луковки? Я вот, к своему стыду, не знала.

Оказывается, храм — свеча Богу, а купол — пламя этой свечи. И, конечно, он должен гореть! Инструменты, которые мне понадобятся для золочения (конечно, не куполов, а нимба или фона иконы), — замшевая подушка и специальный нож для разрезания листов сусального золота, кисть, чтобы готовые куски переносить на доску.

Говорят, что в настоящей иконе все должно быть настоящим. Но в последние годы вместо сусального золота все чаще используют поталь — его имитацию. Справиться с ней мне еще предстоит. Пока же — мелкие частички этого тончайшего металла намертво приросли к столу и полу, я нахожу их в посуде и обуви.

СИМВОЛИКА ПРОЦЕССА ИКОНОПИСИ

Иконописец, создавая икону, подобен Богу-Творцу в создании. Первым на иконе появляется свет, затем раскрываются земля и вода, растения, животные, строения и одежды, последним появляется лик святого. После завершения живописи икона подвергается олифлению, «вареным маслом» (елеем).

Материалы, используемые в иконописи, представляют растительный (доска), минеральный (пигменты красок) и животный (яйцо темперы, рыбный или мездровый клей) мир.

Образ не создается иконописцем, но сам проявляется (или, как принято говорить, раскрывается) на иконе в процессе работы.

ЦИТАТА

Игнатий (Брянчанинов), святитель:

- Иконописец должен твердо знать догматы Православной церкви и вести жизнь глубоко благочестивую, потому что назначение иконы — наставлять народ изображениями. Посему иконы должны сообщать понятия истинныя, чувствования благоговейныя, точно — благочестивыя. В противном случае икона будет действовать так, как бы действовал с кафедры проповедник, зараженный лжеучением или с одними познаниями литературными без богословских.

КСТАТИ

Темпера — краски, приготовляемые на основе сухих порошковых натуральных пигментов и (или) их синтетических аналогов.

Левкас (греч. λευκός — белый, светлый, ясный) — в иконописи название грунта, представляющего собой меловой, размешенный на животном или рыбьем жире клей с добавлением льняного масла.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.