Практически любой современный театр находится в фазе постоянного поиска
Ольга Голубева: Сегодня мы поговорим о роли экспериментального театра в современном культурном пространстве молодёжи. Алексей, давайте начнём с вас. Расскажите, пожалуйста, чем экспериментальный театр отличается просто от театра.
Алексей Чернов: На самом деле вопрос - экспериментальный или не экспериментальный театр - и для меня по-прежнему остаётся загадкой. Практически любой современный театр можно назвать экспериментальным, потому что он находится в фазе эксперимента, постоянного поиска. Мне кажется, что мы, в первую очередь, невербальный театр, то есть мы не говорим.
Второе, мы - хореографический, пластический театр, плюс еще у нас есть элементы, так называемого «физикл-театра». Чтобы зрители понимали, о чем я сейчас говорю, мы не просто не говорим. Мы рассказываем драматические истории, сказки, волшебство творим на сцене: жестами, танцами, пластикой. Все это - наш основной инструментарий. Возможно, мы будем привлекать цирковые жанры, так называемый новый цирк. Это было бы очень интересно. Я считаю, что это актуально, тем более я специально мониторил, есть ли кто-то похожий на нас в России или за рубежом. И не нашел.
Ольга Голубева: Алексей, а чем ваш театр отличается от детского театра?
Алексей Чернов: Ну, во-первых, мы затрагиваем в своих постановках достаточно взрослые вопросы. Основная аудитория у нас - не дети. Но к нам дети тоже приходят и тоже смотрят. У меня есть несколько знакомых, которые приходит на представления с детьми 5-10 лет. Дети потом пишут целые отчёты мне. Конечно, у детей нет понимания той глубины, которая «зашивается» в спектакль. У нас получается сказка для взрослых, этакая философская притча.
Ольга Голубева: Алексей, сюжеты для ваших спектаклей вы сами создаёте или с группой проводите мозговой штурм?
Алексей Чернов: Отправная точка – мои сюжеты. Безусловно, я работаю вместе с инициативной группой труппы, с которой мы обсуждаем, устраиваем мозговой штурм. Тем очень много - это мои личные переживания, личное желание высказаться.
Ольга Голубева: Но самое главное, что ваши личные переживания находят отклик у зрителей, и тех людей, которые играют. Кстати, я так понимаю, что труппа у вас молодёжная.
Алексей Чернов: Да, все практически молодые, до 30 лет. Средний возраст актеров 25-27 лет.
Ольга Голубева: Это профессиональные актёры?
Алексей Чернов: Практически все - это танцоры, но профессиональные танцоры, которые достигли в современных молодежных направлениях стрит-дэнса, хип-хопа, брейк-данса, брейкинга и т.д. очень больших высот. Многие являются чемпионами на мировом уровне, и мои корни тоже оттуда.
Ольга Голубева: Да-да, я знаю, что ты - основатель одной хип-хоп группы...
Алексей Чернов: Да, «Da boogie crew», был такой коллектив, который в свое время совершил своего рода революцию. Мы просто принесли вторую волну брейк-данса в Россию.
Ольга Голубева: Говоришь с ностальгией...
Алексей Чернов: Потому что - это молодость, это кураж, потом всему приходит конец. Ты меняешься, меняется жизнь, тебе хочется двигаться дальше, ты растешь в иную плоскость... И меня перестала увлекать просто форма. Мне уже хотелось её наполнить серьезным содержанием, поэтому театр. Я выбрал именно театр, потому что это действительно потрясающая уникальная площадка. Я могу сказать, что в первый раз увидел, что можно делать с тем же брэйк-дансом в форме театра в 1998 году во Франции. Меня очень удивило, поразило, и я понял, что я сюда хочу двигаться, в эту сторону.
Ольга Голубева: Самое главное, знать, чего ты хочешь. Екатерина, вы заметили, какие прекрасные костюмы?
Екатерина Тюпкина: Да, и хочется отметить, что Алексей их сам создает. Я бы хотела, чтобы Алексей немного рассказал про свои костюмы, или как ему ребята помогают. Что тебя побуждает на создание таких шедевров?
Алексей Чернов: Всё, что в этом мире есть прекрасного: литература, кино, театральные постановки - это и есть то, чем мы питаемся. Мы друг от друга питаемся энергетикой, вдохновляемся. Действительно, большая часть костюмов – это практически «хэнд-мейд». Конечно, у нас есть профессиональный портной, который по нашим идеям шьет, но окрас тканей авторский, наш. Я руками своими всё крашу, прокрашиваю. Маски тоже своими руками делаются. Театр – это особый мир, это особая реальность, которая отображает нашу реальность, но может быть совершенно сказочной и волшебной. И в этом мире мне нравится существовать, потому что там можно проявить все свои способности: рисуешь, создаёшь что-то своими руками, работаешь с металлом, с папье-маше, шьешь, делаешь, например, эти же декорации. Это очень интересно.
Ольга Голубева: Алексей, открыт ли ваш театр для обычной молодёжи, которая, например, хочет чем-то помочь. У них есть идея, и они готовы вам предоставить костюмы, может быть кто-то хорошо танцует...
Алексей Чернов: Мы всегда открыты к сотрудничеству, мы очень открытые люди. Мне очень хотелось бы, чтобы театр стал местом притяжения креативных личностей, которые приходили бы и реализовывали идеи совместно в наших спектаклях. Но, есть одно но. Сейчас есть дефицит кадров. Очень много людей, молодежи, которые как бы креативны, но как только заходит речь о том, что нужно именно работать, что-то делать, сразу выясняется, что многие люди не готовы работать на результат. Все хотят сегодня, здесь и сейчас быстрого результата. Подчас это выражается в «хочу денег». Вообще в искусство невозможно приходить ради денег. Ради денег можно пойти учиться на финансиста. В творчество крайне не рекомендую, если хотите зарабатывать деньги. Мотивация финансовая не очень правильная. Это не тот путь. Поэтому есть дефицит кадров.
Ольга Голубева: Если говорить о роли театра для молодежи, какие изменения происходят у молодых людей благодаря театру, этим представлениям?
Екатерина Тюпкина: Начнём с того, что уникальность этого театра в том, что он находится на стыке двух направлений - это визуальное и танцевальное искусство. В этом его особенности. Молодёжи интересен неформальный, нестандартный подход к творчеству, потому что классический театр ориентирован немножко на другую аудиторию. И мне кажется, что «Альтерум» имеет место быть.
Ольга Голубева: Мне кажется хорошо, когда зрители интересуются разными театрами. Например, я хожу на традиционные спектакли, но в то же время мне было бы интересно побывать и на других. По сути это - расширение кругозора, саморазвитие. Человек думает, анализирует.
Алексей Чернов: Я не являюсь радикалом в том смысле, что отбрасываю всё классическое, драматическое. Я, например, искренне обожаю «Сатирикон», я учусь, я смотрю на Константина Аркадьевича Райкина. Он сам же начинал с пантомимы. И в его драматическом искусстве сегодня присутствует компонент пластики очень сильно. Я ничего не откидываю, я этим «запитываюсь» обязательно. А молодежи почему может быть интересно? У нас есть такой опыт, что я вижу, как люди одухотворяются после спектакля. Сцена - это волшебное место, это - фантастика. Один раз попробовав это, невозможно от этого отказаться. Ты захватываешь зал, его внимание, а потом тебе дарят то, что ты отдал, только в квадрате, в кубе. Привлекательна сама форма для молодежи. Ведь, вроде бы и не танец, вроде бы и не танцевальная группа, вроде что-то так отдаленно напоминает брейк-данс. Есть загадка определённая. Люди любят разгадывать ребусы. Есть некое волшебство, магия. Люди ждут эту магию.
Ольга Голубева: К сожалению, я не смотрела ваши спектакли, но думаю, что обязательно схожу. Насколько я знаю, 14-го сентября будет проходить фестиваль театров. Екатерина, расскажите?
Екатерина Тюпкина: 14 сентября в саду имени Баумана будет проходить фестиваль экспериментальных театров, на котором «Альтерум» будет открывать праздничный парад. Артисты порадуют зрителей двумя спектаклями и активностями в течение всего дня, мы всех ждём. Обещаю, что будет интересно.
Ольга Голубева: Катя, вы не первый раз у нас в студии. «Московский продюсерский центр» поддерживает разные инициативы. Совсем недавно мы разговаривали о поддержке молодых исполнителей – участников конкурса «Жара». Теперь театр. Как вы понимаете кого поддерживать, кому нужна эта поддержка, как вы находите эти таланты?
Екатерина Тюпкина: Начну с того, что «Московский продюсерский центр» занимается тремя современными направлениями: визуальное, танцевальное и музыкальное. Если говорить непосредственно об «Альтеруме», я считаю, что это - уникальный продукт. Мы открыты для сотрудничества с творческими единицами, группами, у которых есть свои идеи, которые хотят себя проявлять, но у них по каким-то причинам нет возможности. Поэтому можно приходить к нам. Найти нас просто: vk.com/mosproducer
Ольга Голубева: Алексей, как вы считаете, чего не хватает сегодня вашему театру? Кем вы видите себя через пять лет?
Алексей Чернов: Есть мечта. Все мои мотивации с детства и выбор будущей профессии (я учился на биолога) были заточены под то, что я хотел путешествовать, потому что наша планета просто прекрасна. К сожалению, с профессией не срослось. В середине девяностых было сложно выживать, занимаясь настоящей наукой, поэтому я занялся творчеством. А быть артистом, значит, путешествовать, гастролировать, открывать мир, дарить свое искусство людям. Я считаю, что наш театр рассчитан на очень разную публику, и так как мы не говорим на каком-то языке, а разговариваем пластическим универсальным языком, мне кажется, и я мечтаю о том, что мы когда-то будем покорять весь мир, нашу планету.
Все началась не так уж и неудачно. Не скажу, что нам дико чего-то не хватает. В апреле-мае этого года при поддержке «Московского продюсерского центра», при поддержке очень хороших партнёров в Дубае, там тоже есть российская компания «Арт-медиа», нам организовали гастроли при поддержке генерального консульства Российской Федерации. Три дня на лучших театральных площадках Дубая мы давали по несколько представлений день. Для Дубая это тоже был некий фурор. И мне понравились отзывы зрителей. После спектакля все подходили, начинали советовать.
Ольга Голубева: Алексей, Екатерина, спасибо вам за интересную беседу! А мы всех приглашаем 14 сентября в сад имени Баумана, где воочию можно посмотреть на представление театра «Альтерум». До новых встреч!