Шесть с половиной лет войны Володи Мукосеева
Увидела, что вы печатаете письма с фронта, и решила послать вам письмо моего папы от 9 мая 1945 года.
Ирина Карлина, Москва
Оно очень простое, без всякого пафоса, и тем мне и дорого… Мой папа — Владимир Кириллович Мукосеев, родился в 1921 году. Он был призван в Красную армию с первого курса Биологического факультета МГУ в октябре 1939 года и попал в 6-ю батарею 115-го зенитно-артиллерийского полка под Ленинградом, в Сестрорецк. Служили они вместе с Юрием Никулиным. Сразу после призыва ребята оказались на Финской войне. На ней он воевал как рядовой. А когда через два года готовились к демобилизации, началась Великая Отечественная.
С 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года он воевал на фронтах Великой Отечественной войны. Сначала был рядовым, затем старшиной-артиллеристом, участвовал в обороне Ленинграда. Он не только воевал — он успел поработать и по профессии, еще не демобилизовавшись. Не мог Володя даже на войне оставить свое увлечение ботаникой. Ему было всего тринадцать лет, когда он впервые появился в филиале Ботанического сада МГУ. Здесь под руководством М. П. Нагибиной и С. А. Ижевского юным натуралистом он собрал данные о времени цветения и высоте около 130 растений — мечтая, чтобы «город был цветущим садом», много печатался в журнале «Юный натуралист», был участником ВСХВ (1939–1940) и еще тогда был внесен в Почетную книгу выставки.
Папе повезло — он вернулся с войны.
И в 1946 году, после демобилизации, он вновь оказался на биофаке, окончил его в 1951 году и после аспирантуры начал работать в своем Ботаническом саду МГУ. С 1958 года он был заведующим и начальником филиала Ботсада МГУ (теперь это «Аптекарский огород»).
Папа был награжден медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией» и другими наградами. Его не стало 28 марта 1974 года. Забыть его невозможно. Я помню, как он танцевал — так забавно, что все просто падали от смеха. На сайте цирка Никулина я нашла фото, где Юрий Владимирович в гриме, — это точь-в-точь его однополчанин, мой папа, такие же очки, пухлые губы, прическа. И танец его в «Бриллиантовой руке» напоминает мне папин.
Мне бы хотелось, чтобы о таких людях не забывали… Кстати, не удивляйтесь, что в письме идет речь об огороде, — папа развел его незадолго до окончания войны, чтобы было чем подкормить однополчан. Кстати, и дневники его времен войны наполнены описаниями природы — он слишком увлечен был биологией, чтобы забыть о ней хоть на миг.
Здравствуйте, мои дорогие папа, мама и Надя! Час назад я узнал, что война с Германией кончилась. Это большая радость и для вас, и для меня. А теперь я расскажу, где я нахожусь и в какой обстановке и условиях я узнал эту весть и как я живу. Вы давно не получали от меня писем.
Я нахожусь на новом огороде. Он далеко от Ленинграда и далеко от железной дороги, поэтому связи с городом у меня сейчас очень мало. Живем мы в немецкой землянке, нас семь человек. Пока нет ни трактора, ни лошадей.
Все еще устраиваемся, привыкаем к новым местам. Вчера я вычистил с одним красноармейцем колодец. А сегодня пошел за водой. По дороге встретил красноармейца из нашей бригады, который и рассказал мне о конце войны. Я надел новую гимнастерку, побрился, позавтракали, и я пишу письмо.
До встречи. Я думаю, осталось немного. Крепко целую. Ваш любящий сын и брат.
9 мая 1945 года
Отзовитесь, потомки дедов-однополчан!
«Внук ветерана войны Марухненко Михаила Иосифовича разыскивает родственников его однополчанина по 63-й гвардейской Челябинской танковой бригаде — Якушева Анатолия Григорьевича — для обмена информацией о боевом прошлом. Якушев Анатолий Григорьевич, 1931 года рождения, уроженец с. Литвиново Тульской области. Воспитанник 63-й гвардейской Челябинской танковой бригады, с марта 1944 года до Победы воевал в медсанвзводе и во взводе разведки бригады. Награжден медалью «За боевые заслуги», орденами Красной Звезды и Отечественной войны II степени. По имеющейся информации, до 2005 года жил в Москве.