Лексика нового времени: слова-герои и слова-предатели
Санкции и паблики, ватники и укропы, Сочи и крымнаш — уже не то, о чем говорят, но — чем разговаривают. Вся картина прошедшего года в главных словах и выражениях в материале корреспондентов «ВМ».
В конце 2014 года экспертный совет во главе с лингвистом и культурологом Михаилом Эпштейном в очередной раз выбирал слова года. Выбирали всем миром — аудиторией социальной сети Facebook. Из лексем-финалистов можно составить, к примеру, такое предложение: «Гейропа ввела санкции против вежливых людей, потому что крымнаш». Такой вот новояз, выписанный из политической, казалось бы, риторики, препарирует сам себя, отойдя от политики к вещам глобальным.
— Не так важны отдельные слова, как лексические группы, ими представленные, — объясняет Эпштейн. — Решительно победила тема волнений на Украине и противостояния с Западом. И это на самом деле больные, переломные точки нынешнего года.
ПОЛИТИКА
Словом года с большим перевесом стал «крымнаш» — именно так, без пробела, с маленькой буквы. Оно родилось в интернете, в сервисе Твиттер, уверен лингвист Максим Кронгауз.
— «Крымнаш» появился как хэштег. Хэштег — это специальная метка-тема, с помощью которой можно искать записи на определенную тему, — говорит Максим Кронгауз.
Корреспондент «ВМ» занялся тщательными поисками. По обнаруженным данным, впервые #крымнаш появился в аккаунте Arkam Darif от 27 февраля этого года, тогда же, когда Верховный совет Автономной Республики Крым объявил о проведении всекрымского референдума. Стихийная активность достигла пика 17-18 марта, когда проводился референдум, и с тех пор слово получило множество контекстов — от положительных до ироничных.
— Нынешнее слово-победитель задает новую цепочку словообразования, где местоимение «наш» превращается в суффикс, к примеру: «парижнаш», «космоснаш», «кубокнаш», — замечает Эпштейн.
Выражение года «вежливые люди» вовсе вышло на федеральный уровень.
— Это первый случай, когда словосочетание, придуманное в блогосфере, попало в речь президента, — говорит доцент МГИМО Елена Тихонова. — Владимир Путин в своей официальной риторике упомянул это не единожды, а целых три раза, что свидетельствует о том, как мощно интернет участвует в формировании языковых прецедентов.
Не только украинский кризис стал притчей во языцех-2014: разве что немому не набили оскомины пресловутые «санкции» и «русский мир». А вот остроумный глагол «псакнуть» остался в тени.
— Заслуживает внимания феномен слова «псакнуть», — говорит Елена Тихонова. — Думаю, читатели помнят нашумевшее выступление (речь идет о высказывании госсекретаря США о наличии гор в Ростовской области, озвученном в июне прошлого года. — «ВМ»). Структура слова уникальна: говорящий проводит аналогии с известным русским словом «ляпнуть» — «сказать не подумав».
СОЦИАЛЬНЫЕ СЛОВА
— Конечно, из-за высокой актуальности политической темы и ввиду плотности событий в этой сфере многие слова из других областей жизни остаются незамеченными, — с сожалением констатирует Максим Кронгауз.
Сам Максим Анисимович предложил «ВМ» собственное «слово года».
— Лично для меня как для человека, не зарегистрированного в сети «ВКонтакте», откровением стало слово «паблик», — признается Кронгауз. — Так называют тематические сообщества по интересам внутри соцсети, но теперь смысловое поле вышло за пределы интернета.
Возможно, в недалеком будущем дети будут ходить не в кружки по интересам, а в паблики. Справедливости ради стоит отметить, что в английском языке, откуда и пришло слово, данное его значение далеко не основное. Схожее с пабликом слово предлагает Татьяна Давыдкина.
— Под кластером понимают близкорасположенные и взаимодействующие компании, университеты, институты, объекты инфраструктуры, которые усиливают конкурентные преимущества друг друга. Первым известным из них можно считать Чатал-Хююк, возникший в VIII веке до нашей эры, — отмечает Давыдкина.
Удивительно, что на общем фоне померкла Олимпиада, несмотря на то что по простому поисковому запросу в Гугле, тег #сочи-2014 одерживает над главным фаворитом Facebook #крымнаш уверенную победу: 10,2 миллиона упоминаний к 39,7 тысячи.
А вот не связанные с политикой слова в шорт-листе «Слова года»: «селфи» и «диссернет/ диссергейт».
— Первое — прямое заимствование из английского, а второе все-таки косвенно связано с политикой, в частности с ситуацией, когда в научных работах и диссертациях чиновников, политиков и псевдоученых обнаружили катастрофический процент плагиата, — говорит Михаил Эпштейн.
МОЛОДЕЖНЫЙ СЛЕНГ
Слово «селфи», кстати, является мировым любимчиком, оно мелькает в подобных списках не первый год и успело обрасти однокоренными словами. Например, «вселфи» — термин, обозначающий коллективную «самосъемку». Или русский вариант — «себяшка».
— Новые варианты слов постоянно аккамулируются в недрах интернета, а вот «селфи» вошло в общеупотребимый язык, — замечает Елена Тихонова. — Обратите внимание: много рекламы привязано именно к этому слову.
Ради справедливости нужно признать: не только интернет формирует язык, случаются и обратные трансформации. Например, термин «банный день», который обозначает вовсе не поход в царство веника и пара.
— Словосочетание «банный день» означает чистку другого рода: удаление ненужных друзей из соцсетей, — объясняет Михаил Эпштейн. — Здесь «банный день» теряет свое первоначальное значение и обретает новое, основанное на игре слов с английским интернет-глаголом to ban, обозначающим то же самое.
ЧТО ДАЛЬШЕ
— Политика как наиболее благодатное поле, рождающее неологизмы, будет таковым и в следующем году, — прогнозирует Максим Кронгауз. — Именно СМИ и соцсети, ставшие глобальным медиаресурсом, задают информационные векторы, в которых вырастают неологизмы. Тенденции видны уже сейчас: курс рубля и цены на нефть, тема кризиса, излюбленная как таблоидами и блогерами, так и серьезными изданиями.
Думаю, язык, в отличие от людей, плохим или хорошим быть не может: в нем, как в зеркале, отражается все, чем живет нация. Новые слова говорят о нас и за нас, расставляя по местам и героев, и предателей.
— Все-таки хочется, чтобы в нашем языке было больше любви, а не пропаганды, политики, — говорит Михаил Эпштейн. — Ведь только от нее, с ней и благодаря ей может появиться что-то хорошее. А если язык станет чище и добрее, то и мы сами станем немного лучше.
ЦИФРА
10 тысяч слов появляется ежегодно в развитых языках мира — таких как русский, английский, французский и других. Большинству неологизмов отведен короткий срок: менее чем 1 процент от этого количества остается в нашей речи.
МНЕНИЕ
Проходящая мода на иностранщину
Колонка обозревателя Евгении Коробковой
Новый, 2015-й, год ознаменовал лингвистическую тенденцию. Похоже, мода на иностранщину в языке заканчивается. Прогулявшись по столичной ярмарке, я убедилась в исчезновении из меню «глинтвейна». Нет, сам глинтвейн как напиток в меню присутствовал. А слова — не было.
Вместо него значилось — «горячий новогодний напиток», «горячий рождественский напиток», а также «пражский новогодний напиток» и «пражский новогодний напиток для взрослых» — что, по-видимому, обозначало глинтвейн алкогольный и безалкогольный, соответственно.
Не буду говорить, насколько эти конструкции удачны и приживутся ли в нашей речи. Но, на мой взгляд, тенденция особенно заметна, если читать разнообразные меню. (далее)
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Жизнь и смерть отечественного неологизма
Новые слова появляются в языке постоянно. Их источники крайне разнообразны. Новообразования рождаются не только в интернете.
— Слова приходят отовсюду, — говорит профессор Института русского языка РАН Анатолий Баранов. — Как из политического дискурса, так и жаргона или диалектов.
Пример влияния последних — исконно шахтерское словечко «тормозок». Еще несколько лет назад многие москвичи не понимали его.
— Теперь так называют то, что люди приносят с собой в ланч-боксах, обед, заготовленный дома, — говорит Анатолий Николаевич.
Скорость вхождения нового слова в язык и его отмирания растет с каждым годом. Специалисты связывают это с расширением информационного пространства. (подробнее)
КОММЕНТАРИЙ
Юрий Буйда: Наша речь, как расплавленная магма
О механизмах появления новой лексики и роли художника в создании реальности «ВМ» поговорила с писателем Юрием Буйдой.
- Современная литература создает новую лексику?
- По моим ощущениям, если что-то серьезно и влияло на языковые нормы, то это кино и телевидение — словечки из фильмов, например, Гайдая и Рязанова. В этом нет ничего плохого, хотя грустно, что литература оказалась на втором, а то и третьем месте. (полный текст интервью)