В одном ряду с рабочим и колхозницей
— Каркас памятника должен быть интересный, сложный, как и у всех подобных монументов, — рассказал «ВМ» краевед и инженер Айрат Багаутдинов. — Каждая подобная конструкция уникальна, независимо от художественных достоинств. В этом смысле Петр находится в одном ряду с «Рабочим и Колхозницей» Веры Мухиной и с нью-йоркской статуей Свободы.
Правда, не обошлось без досадной ошибки: ростральная колонна в основании скульптуры украшена Андреевскими флагами, тогда как традиционно к ростральным колоннам прибивали фрагменты побежденных вражеских кораблей.
Несколько лет назад 98-метровый памятник даже предлагали перенести — например, в Санкт-Петербург. Но инициатива закончилась ничем, а автор монумента, президент Академии художеств Зураб Церетели уверен, что потомки оценят его труд.
Охотники поспорить с гигантоманией нашлись сразу после установки: 6 июля 1997 года статую попытались взорвать молодые леваки. Взрывчатка в основание монумента была заложена... После этого смотровую площадку памятника решили закрыть.
За последние полтора десятилетия памятник стал частью москворецкого пейзажа. Многие горожане уже не видят Москвы без Петра...
— Как бы многие из нас ни ругали этот памятник, со временем, думаю, он станет незаменимой частью городской панорамы, — продолжает Айрат Багаутдинов. — Так уж устроено человеческое восприятие: когда установка бронзового Петра окончательно станет седой стариной, памятник будут считать частью исторической Москвы.
А одну функцию бронзовый Петр успешно выполняет и сейчас. Молодожены с удовольствием фотографируются на его фоне.