Десантник Турбин: "Горжусь, что прошел войну рядовым"
Сюжет:
70-летие Великой ПобедыС ветераном Великой Отечественной войны подполковником запаса Александром Турбиным мы встретились у него дома, на улице Вавилова. Несмотря на обилие наград, Александр Семенович оказался человеком простым, добрым, не заносчивым. Но строгим и откровенным. 10 апреля десантнику Турбину исполняется 90 лет. В канун юбилея «ВМ» публикует его рассказ о войне. Без лжи и прикрас.
Крестьянская закваска
Детство провел в селе Липовка Тамбовской области. Работал с ранних лет.
— Городским ребятам и не понять, как мы росли в деревнях, — вспоминает ветеран. — Еда — щи да каша. Работали все. И положение у нас было — ни паспортов, ни денег, ни трудовых книжек.
Не дожидаясь 18-летия, 21 января 1943 года Турбин пошел в армию. Его определили в пехотное училище в Энгельсе (Саратов).
«Тяжело в учении...»
Программу обучения на два года проходили за шесть месяцев.
— Нас учили офицеры-фронтовики. Поблажек не было. Строевая подготовка, огневая, тактическая, топография... Здоровый такой офицер учил штыковому бою, против винтовки Мосина длинной палкой фехтовал. Солдаты синяков получали! В минус 30 копали окопы. Недосыпали. Наряды: на кухню, по уборке помещений. Тут свои нюансы — жили мы в бараках, на нарах. Полы драили под нарами, а там острия гвоздей торчат. Многим спины изрезало.
Затем Люберцы — воздушно-десантные курсы.
— То, что я сейчас жив, — заслуга инструкторов. Они меня научили, как вести себя на фронте. Спасибо им!

«Он же власовец!»
11-ю Гвардейскую воздушно-десантную дивизию готовили к выброске для прорыва блокады Ленинграда.
— Под Андриаполем в часть затесались двое — старший лейтенант, рябой, и радист.
Как-то командир послал старлея в город за запчастями. Идут — навстречу два мужчины и женщина. Она шпиона и узнала — за грудки схватила и давай кричать. Отвели в СМЕРШ, там он сдал радиста. Обоих повесили. Вреда они причинили много! Немцы узнали о планах дивизии. Десант сорван. Пошли мы в Европу на своих двоих.
Четыре страны пешком, с ружьишком
Так он описывает войну. Снимает со стены рамочку. В ней — выцветшая от времени благодарность за освобождение 354 населенных пунктов Венгрии. Подписано «тов. Сталин».
— Боев не счесть, я так четыре страны прошел: Румыния, Венгрия, Чехословакия, Австрия. Запомнил несколько боев. Около озера Балатон, когда наш 38-й Гвардейский воздушно-десантный корпус дрался против 15 танковых дивизий СС. Штурм Вены... Венгрия. Я был в элите — роте автоматчиков. Зашли в тыл к немцам. Они пили шнапс в окопах, горел свет. С ума посходили? Командир приказал — разгромили. Лихо. Но потеряли треть роты. Зачем эта бравада?
Без ретуши
Он видел многое. Грузовик с выключенными фарами (светомаскировка) передавил полроты. Неудачные высадки, смерть, всегда нелепая. Героизм: его товарищ Краснов в Чехословакии перед форсированием реки добровольцем один разведал вражеский берег.
Рассказывает всю правду. Это не киношный Рэмбо, наш герой — настоящий.
Турбин воспользовался ветеранским удостоверением лишь раз, чтобы пройти без очереди — плохо себя чувствовал. Какая-то женщина крикнула вслед: «Когда же вы передохнете?!» — Я горжусь тем, что воевал рядовым. Я дрался честно. И я горжусь этим. Десантник и снайпер бодр, ежедневно гуляет по два часа. И сейчас готов «взять ружье». Мы от всей души желаем ему и всем остальным дорогим нашим ветеранам крепкого здоровья! Спасибо Вам!
СПРАВКА
Штурм Вены — «цитадели нацизма» начался 5 апреля 1945 года. Столицу Австрии штурмом брала 9-я Гвардейская стрелковая армия, в состав которой к концу войны вошли все воздушно-десантные части. Бои носили особенно ожесточенный характер, отборные части фашистов то и дело отчаянно контратаковали. Лишь благодаря стремительным и невероятно отважным действиям десантников удалось сломить сопротивление нацистов.